Поиск на сайте

 

 

К политику, развернувшему Россию  на 180 градусов, половина россиян относятся ныне с предубеждением. Но это гений, масштаб и значимость которого время и люди оценят по высшей шкале

 

Егор Гайдар стал пятым по счету политиком, которому Борис Ельцин осенью судорожного 1991 года предложил возглавить неизбежные российские реформы. Молодой Гайдар – всего-то 35 лет - согласился. Более умудренные житейским опытом коллеги отказались от высокой чести подойти к агонизирующему на операционном столе телу советской экономики.
Никто не верил, что распростертый на одной шестой части земного шара полутруп можно реанимировать, но все понимали, что послеоперационные судороги будут страшными и «лекарю» может не поздоровиться.
Тимур Гайдар, контр-адмирал, известный журналист, отец  будущего реформатора, грустно спросил: «Зачем тебе это надо? Разве ты не понимаешь, что тебя будут ненавидеть?..»
Не знаю, что и как ответил Гайдар и как это выглядело со стороны. Егор Тимурович был не сентиментальный человек. И вовсе не идеалист-романтик, каким его иногда пытались изобразить. По складу  своего характера он чужд фразы и красивого жеста. Я был знаком с ним. Не так, конечно, чтобы очень близко, общался большей частью в компании с кем-то, прилюдно, хотя были и личные беседы.
Больше со стороны, как  недоверчивый провинциал, почти ровесник, тоже с амбициями, наблюдал за столичной звездой. Я ощущал дыхание его интеллектуальной мощи. В детстве он был вундеркиндом с фантастической памятью, который  глотал ученые книги по экономике, социологии, философии, истории, специальным дисциплинам на разных языках.
От него не было тайн в  современной экономике с ее финансовыми потоками, инфляционными навесами, спросом и предложением,  инвестициями, прибылями, рейдерскими захватами, банковскими процентами, накоплениями, дефолтами и дефляциями…
Знаменитый академик Аганбегян, сравнивая профессиональный и интеллектуальный потенциал Гайдара и другого демократического лидера, тоже экономиста, отмечал, что последний не годится Гайдару в подметки. Оба были в чем-то его учениками, и Абел Аганбегян мог сравнивать.
Но мне, немало поколесившему  по колхозным полям, заглядывавшему на молочно-товарные фермы, походившему по заводским цехам и рабочим курилкам по журналистским делам, казалось, что энциклопедические познания, тепличное «профессорское» воспитание  слегка отодвигали Гайдара от простого народа, населяющего глубинку.
Он ведь не знал, чем дышат дяди Вани и тети Моти – слесари, пенсионеры, колхозные доярки, трактористы, учителя, кондукторы и прочие незаметные люди, для которых реформа явилась не очаровывающей воображение интеллектуала формулой, а суровой реальностью безработицы, роста цен, бестолковщины, краха устоявшихся представлений.
Не мог предугадать, что реакция населения на запущенные рынком стимулы будет не такой, как предписывают выявленные на чужом опыте экономические  законы. Более того,  таящиеся в пластах народной жизни  лукавство, хитрость, боязнь ответственности,  развращение халтурой и мелким воровством, необязательность наложат отпечаток и все испортят. 
Иногда я думал о том, что если бы он получше знал все скрытые от академически воспитанного москвича специфические особенности советского человека, наверное, отказался бы от данайского дара, преподнесенного ему Ельциным.
Как отвергли его некоторые  искушенные политики, свалившие неблагодарную черную работу на молодого и нетерпеливого, а  потом, когда авгиевы конюшни были вычищены, когда все стабилизировалось, когда выяснилось, что «пациент» вопреки всему скорее жив, чем мертв, толпою бросились  к государственным постам, и уж тут-то никого вперед себя не пропускали.
Позже я понял, что ошибался: он не был наивным и все понимал. И сознательно пошел на крест. Потому что другого пути у России, кроме как  пройти через адовы круги реформ, не было. Как не было иного выбора и у него, осознавшего это и ставшего узником этого знания.
Он никогда не декларировал публично свою приверженность марксовому  стилю мышления и восприятия жизни.
Хотя для меня влияние Маркса на него несомненно. Знаменитые слова немецкого философа: «…идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, - это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца» - это про Егора Гайдара.
Он остро переживал решение Ельцина ввести войска в Чечню, считал это грубейшей политической ошибкой с тяжелыми последствиями для российской демократии.
Сегодня нарастает напряжение в экономической и социально-политической жизни страны. Со всех сторон сыплются  алармические прогнозы, кликушеские предсказания. Коррупция, расползание ткани  государственной машины. Ожидания кризиса, дефолта, распада.
И тем не менее, несмотря ни на что, в стране совсем другая ситуация, чем в начале девяностых.
Стальной каркас новых институтов, выкованный в реформах, функционирует. Этого никто не сможет отрицать. Это дает точку опоры и надежды. Об этом я вспоминаю, когда думаю о Гайдаре. 
Сегодня вы можете подойти к банкомату на улице, сунуть пластиковую карточку  - и отсчитывайте купюры; вы можете по мобильнику  оплатить авиабилет. Это реалии совсем другого мира, чем тот, в котором мы жили двадцать лет назад.
И много чего другого мы можем сегодня себе позволить, одним мановением руки извлекая из небытия энергии, которые пришли к нам вместе с рыночными институтами из цивилизованного несоветского мира. Гайдар пробивал брешь в этот мир. Мы пользуемся его дарами.
В годы застоя был популярен такой анекдот. В энциклопедии ХХI века напротив фамилии Брежнев написано: «Мелкий политический авантюрист эпохи Владимира Высоцкого».
Многие современные политики сохранятся в будущих энциклопедиях и исторических хрониках лишь как сноски к фамилии Гайдар.
Это будет потом. А сейчас…
Так устроена жизнь, а российская в особенности: общество отвергает тех, кто предлагает спасение. Сперанский, декабристы, Александр Грибоедов, Александр  Второй, Петр Столыпин, граф Витте, академик Сахаров, Горбачев. И конечно же, Гайдар…
И тем не менее, жизнь берет свое. Двадцать лет назад никто не верил, что Россия может стать на путь возрождения и начать трудный путь возвращения в европейскую цивилизацию. Сегодня это факт, который никто не может отрицать. Упрямее всех об этом твердил Гайдар, потому что знал и верил. Может быть, поэтому на него и пал выбор истории.

 

Василий КРАСУЛЯ,
член Союза российских писателей, заместитель главы администрации Ставропольского края 
в 1991-1996 годах, один из соучредителей партии Егора Гайдара «Демократический выбор России»

 

Додик Гимпелевич03 января 2011, 21:42

 
 
 
 

сказочник-летописец – Додик Гимпелевич Русская народная сказка… «О мальчише-Плохише» …В некотором царстве-государстве объявился соловей-разбойник. Как все «фартовые», он тоже имел клички - Мишка Квакин, меченный, Горби и др. И начал выдавать он такие трели, да рулады про демократию, гласность, перестройку с человеческим лицом, …новое мышление, что усыпил своим сладкоголосым щебетанием, всю …«Рассею матушку». И, как от самогона сивушного заснули мёртвым сном все богатыри земли русской. Но только один чудо-богатырь, Лев Рахлин, по прозвищу Илья Муромец, не побоялся чудищ-поганых. Они пытались купить его звездой «Героя», но он послал их …подальше, за это супостаты и задушили его ночью, …сонного. Горе и беда побрели по Руси, от колыбели земли русской, - града Киева до Великого Новгорода. Повсюду слышался стон, да плач …сирот малых. Стал тут народ роптать, и на чём свет стоит проклинать царское Политбюро. А члены у того Политбюро были совсем уже немощные, им бы кашки манной, микстурку снотворную принять, сказочку на ночь послушать, да баиньки в кроватку с грелочкой. И на кой «хелуин», сдался им Мишкин трёп про это ускорение. Их и так неплохо кормили, ну а детки уже тогда обучались в Сарбонах, да Кембриджах заморских. Но бояре, что были рангом пониже и подъедались приказчиками в разных ВНИИ, редакциях газет и журналов, подняли крик. И они тоже хотели сладко пить, да вкусно есть, …то есть на золоте едать, да камзолы, чтобы расшитые серебром, и городовой, чтоб им честь отдавал. А как сковырнуть тех окаянных бояр? Правильно, надо устроить настоящий голодомор, и тогда смерды сами потребуют прогнать царских опричников. Исчезло с прилавков всё, даже пресловутая колбаса, по 2руб.20 коп. Стали бояре вредить, да выбрасывать эту колбаску в лес, ну чтобы вызвать бунт и недовольство плебеев. Всё бы ничего, вот только народец достался нашим буржуинам, тупой и не толерантный. Ну, а забугорные бояре уже давно и с завистью поглядывали на землю и богатства расиянские. Они то, знали, что силой Русь им никак не одолеть, пытались уже, да не один раз. И надумали они тогда хитростью, да коварством погубить её изнутри. И сказали они тем боярам, что в розовых штанишках, а если вы такие умные, то почему такие бедные? А ещё мечтаете в ВТО* вступить, да чтоб вас, как Дуньку в Европу пустили. Вон же, лежит на дороге, в пыли ничей государственный пирог, возьмите его да по-тихому поделите, пока эти сирые и убогие дрыхнут, под фальшиво-елейное сопрано Мишки-муд…звона, да пьяное мычание царя Бориски-христопродавца. А когда они проснутся после зелья похмельного, всё их имущество будет уже вашим. Ну, а пересмотра итогов приватизации, как вы слышали, - и не предвидится! И так уж слишком много лишних ртов развелось на Руси, корми их ещё, дармоедов. Ну, а если «этот народишка» (слава богу) вымрет, тоже ничего страшного не случится, ...ну не вписались они в базарно-рыночные отношения. Так и порешили - наши, да заморские буржуины. Но явился на Русь провидец и совесть нации писатель Аркадий Гайдай, который будет почище, твоего Эдварда Кейси вместе с Вангой. Но, как вам известно, нет пророка в своем Отечестве. Тот божий дар ясновидца появился у Аркадия Гайдая после тяжёлого ранения в голову, полученного им от буржуинов, в боях за Советскую власть. А какие толковые и полезные книжки писал дедушка Гайдай для деток, будущих защитников Отечества? А одну повесть он даже посвятил своему сынульке и назвал её «Теймураз и его команда». И вот, удумал как-то дедуля Гайдай ввести себя в состояние гипнотического транса, ну чтобы заглянуть в будущее «этой их страны», да полюбоваться на кровинку свою родимую, милого внучонка, …Егорушку. И ужаснулся дедушка Аркаша тому, какую шкоду сотворит Егорка над Русью, вместе со своими корешами, да подельниками. Люди бают - то, что он там увидал …ой, батюшки-светы, и стало основной причиной его безвременной кончины. Возвратясь …взад, написал он пророчество или предостережение «Сказку про мальчиша - Плохиша», и поведал, что снова нападут буржуин

Макшарип02 января 2010, 13:13
 
 
 
 

Краткая история демократии в России: ИНГУШЕТИЯ.ORG • АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ http://www.ingushetia.org/article/84.html Макшарип Яндиев – человек, ингуш, мусульманин Магомед ЕВЛОЕВ, 11.03.2003 Избирательный штаб Ельцина. "Президент-отель". 7 июля 1996 года, 4 часа утра. Слева-направо: Бембя Хулхачиев, Виктория Митина, Субхи Шихлинский, Андрей Макаров, Татьяна Дьяченко и Макшарип Яндиев «…Началось с того, что именно голосами депутатов из Чечено-Ингушетии Ельцину была обеспечена победа на выборах председателя Верховного Совета РСФСР в 1990 году. Этих депутатов купили посулами быстро принять Закон о реабилитации репрессированных народов» Из предисловия Дмитрия Рогозина к книге А. Кольева «Чеченский капкан», Москва, 1997, стр.8 «…По рассказам участников I Съезда народных депутатов РСФСР, за Ельцина были отданы голоса депутатов-ингушей, прежде голосовавших за Полозкова. Это обстоятельство или что-то иное помогло Ельцину получить на 4 голоса больше, чем требовалось для избрания. Из 1 060 народных депутатов РСФСР за него проголосовали 535 человек. Его основной соперник – А.В. Власов – получил 462 голоса». Р.Г. Пихоя. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Издательство «Сибирский хронограф», г. Новосибирск, 2000, с.523.

Армагедонов Магедон Агедонович23 декабря 2009, 11:50
 
 
 
 

Демократия только там, где - свобода, равенство и братство; нет - ни зависти, ни злости; не плодится террорист; президент в законе чист; кодекс - честь, как чистый лист; не грызет беззубье кости... там... в мире ином, а в этом, возможна лишь - дермократия.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий