Поиск на сайте

 

Обладатель великолепного баса Федор Тарасов променял науку на сцену

 

 

Молодой бас Федор Тарасов приехал на Шаляпинские сезоны впервые. Пение Федора – обладателя роскошного голоса, глубоко искреннее исполнение шедевров русского басового репертуара, покорило курортную публику. Многие думали, что 32-летний Федор всю жизнь занимался музыкой. Но оказалось, что певцом он решил стать всего лишь пять лет назад. А до этого Тарасов был преуспевающим педагогом и занимался научной деятельностью. О превратностях своей судьбы Федор Тарасов рассказал в эксклюзивном интервью корреспонденту «Открытой».

 

- Федор, правда ли, что недавно вы кардинально поменяли свою жизнь, переквалифицировавшись из ученого в певцы?
- Да, но это произошло по зову сердца. У меня прекрасно складывалась карьера: я закончил филологический факультет МГУ, там же - аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по теме «Евангельский текст в художественных произведениях Достоевского» и был приглашен на должность старшего научного сотрудника в Институт мировой литературы РАН.
И в общем-то достаточно удачно складывалась моя академическая карьера, но так получилось, что еще обучаясь в аспирантуре, я часто заходил в церковь, и меня просто пленило церковное пение. Будучи верующим, я ходил на службы в Успенский собор, там и познакомился с дьяконом, который оказался профессиональным вокалистом. Именно он первым оценил мой голос, предложил позаниматься.
Бас – редкий голос. Поэтому вскоре меня пригласили петь на клирос. Какое-то время я проходил ученическую стадию. А через год уже чувствовал себя как рыба в воде, стал заниматься с педагогами.
Параллельно пел в храме Михаила Архангела на Плющихе. Поверьте, пение в церковном хоре защищает человека, дает ему такие силы, что уже ничего не кажется страшным. И я решил круто поменять свою жизнь и стать профессиональным музыкантом.
- Наверняка, у многих ваше решение вызвало недоумение...
- Еще какое! А тем временем меня пригласили поучаствовать в молодежном фестивале искусств. Там состоялось мое первое публичное выступление. Было мне тогда 27 лет. Поздновато для артиста, согласитесь. Волновался необычайно. Но... завоевал лауреатство.
Победа меня еще больше вдохновила. Мой педагог по вокалу посоветовала поступать в консерваторию. Я совершенно не хотел этого делать, становиться студентом в 29 лет, имея научные степени!
- И как же вы все-таки решились?
- Решился. Думаю, зайду на прослушивание, я ведь все равно ничем не рискую. Зашел, спел и... меня приняли в Московскую консерваторию. Если честно, был рад необычайно. И вот в 32 года я снова студент. Прошлую работу не бросаю, ушел в докторантуру. И свой трехгодичный научный отпуск использовал на то, чтобы учиться в консерватории, а параллельно писал диссертацию «Пушкин и Достоевский: евангельское слово в литературных традициях».
- Родители как отнеслись к тому, что вы решили посвятить себя музыке?
- У меня потрясающие родители, мама – искусствовед, папа – филолог. Они желают, чтобы я делал в жизни только то, что мне нравится, и получал от этого удовольствие.
Я нашел свое настоящее призвание в жизни. Когда родители поняли, что занятие вокалом – не просто сиюминутное увлечение, а все действительно серьезно, и я смогу добиться успехов на этом поприще, стали меня всячески поддерживать.
Хотя вначале одолевали сомнения. Когда поступил в консерваторию, меня даже депрессия накрыла – зачем я это сделал? И в этот тяжелый для меня момент родители меня поддержали, за что я им безумно благодарен. Спасибо им огромное!
- Неужели вам не жалко бросать филологию?
- А я и не бросаю. Литературу и музыку можно соединить. Я всегда анализирую текст песен, и здесь мое филологическое образование - очень хорошее подспорье. Оно же помогает мне и в подборе репертуара.
Певцы ведь часто идут по проторенной дорожке: не задаются целью найти репертуар, который был бы им ближе по темпераменту, по духу, а используют стандартный.
А как же масса потрясающих по красоте и глубине произведений, которые пылятся на полках, невостребованные лишь в силу того, что до них не доходят руки? Я стараюсь искать вещи, которые либо редко, либо вообще не исполняются.
У меня есть старинные народные песни, которые даже в нотах найти трудно. А вот казачьи песни «Донской гимн», «В поле ветер воет» мы с друзьями буквально воскресили из небытия.
- Что, на ваш взгляд, является самым важным составляющим успеха оперного артиста?
- Я благодарен Богу за то, что он дал мне голос. Но над ним необходимо долго и упорно работать. На мой взгляд, оперный певец должен быть эрудированным, интеллектуально развитым и духовно тонко чувствующим человеком, всесторонне развитым. Он должен разбираться в живописи и литературе, быть интересным собеседником. Все это требует постоянной работы над собой. На одних только природных данных далеко не уедешь.
Выражаясь образно, я не стану вторым Паганини, даже если мне подарят скрипку Страдивари. Она важна, но в то же время не стоит и переоценивать ее значение. Куда необходимее для успеха невидимый миру каждодневный труд артистов.
В оперном театре все важно: и знание языков, и владение голосом, и актерское мастерство – глупому человеку вряд ли удастся здесь задержаться и достигнуть успехов. Искусство - это интенсивная деятельность ума, сердца и души.
- Вы часто участвуете в подобных фестивалях?
- В таких масштабных, как Шаляпинские сезоны, – нечасто. Если честно, я с большим трепетом ехал сюда. Никогда не был раньше на Кавказе и Кавказских Минеральных Водах. Хочу совместить приятное с полезным: не только выступить на Шаляпинских сезонах, но и посмотреть окрестности, побывать на Эльбрусе, посетить лермонтов-ские места, съездить в Железноводск.
- Я знаю, что вы в основном выступаете за границей...
- Да, к сожалению, я в основном работаю за рубежом. Туда больше приглашают. В России русская классическая музыка не популярна. Бывают концерты с симфоническим оркестром, бывают с оркестром народных инструментов, фортепианные. Когда еду в другую страну, всегда пою на родном слушателям языке. У меня в багаже итальянский, француз-ский и английский языки. Сейчас осваиваю немецкий и японский.
А в своем отечестве стараюсь петь русскую классику, казачьи песни. Для меня первостепенная задача – популяризировать классическую музыку среди молодых людей, прививать любовь к ней. Меня приглашали работать по контракту за границей, но я отказался, потому для меня неприемлемо жить там. Я патриот. Выезжать за рубеж на гастроли согласен, но не более того.
- Вы резко из скромного преподавателя превратились в артиста. Стали публичным человеком: общаетесь с журналистами, даете автографы. Легко вам это удалось?
- Я человек открытый и общительный, поэтому перевоплощение далось легко. Просто бывают пронырливые и бестактные журналисты, а бывают умные, серьезные и образованные. Слава Богу, мне приходилось иметь дело с очень хорошими журналистами, а с ними одно удовольствие общаться и работать. После интервью с некоторыми из них у меня возникают дружеские отношения. Так что пока мне везет, надеюсь, что и в дальнейшем, Бог будет хранить меня.

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях