Поиск на сайте

Что у нас за интеллигенция нынче такая – воюет с живыми и мертвыми?!

В Кисловодске по-хамски не допускают в музей его же прославленного создателя

По распоряжению директора государственной филармонии на КМВ известному в крае исследователю истории музыкальной культуры Кисловодска Борису Розенфельду не дают работать в музее, которому он посвятил полвека своей жизни. Безобразный конфликт, а по сути травля пожилого и заслуженного человека, безмерно много сделавшего для отечественной культуры, давно уже пора погасить городским и краевым властям, напрямую обратившись к главе Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилу Швыдкому. Знаменитый искусствовед, заслуженный работник культуры России, член Союза композиторов России, писатель и театровед Розенфельд известен своими работами далеко за пределами Ставропольского края. О Кисловодске Борис Матвеевич Розенфельд знает буквально всё. Он и сам - живая достопримечательность города-курорта.
На прошедших недавно «Шаляпинских сезонах» Борис Матвеевич вел праздничные вечера, посвященные пребыванию Шаляпина в Кисловодске. Изучению этой темы он отдал, по сути, всю свою жизнь. Выступление Розенфельда было настолько познавательным и интересным, что зрители в финале творческой встречи аплодировали рассказчику стоя. После встречи со зрителями Борис Матвеевич побеседовал с корреспондентом «Открытой».

- Борис Матвеевич, как часто вы проводите подобные встречи?
- Несмотря на свой возраст (в будущем году мне исполнится 75 лет), я работаю активно и провожу около 30 встреч в месяц. Выступаю с лекциями в санаториях. Темы – самые разнообразные и рассчитаны в основном на курортную публику: история, архитектура, историческое прошлое Кисловодска. Но лично мне ближе беседы, посвященные чувствам и переживаниям великих людей. Моя любимая тема - «Женщины в жизни Есенина». Его любовные похождения для меня не главное, куда больше интересуют героини, прототипы, прообразы есенинских стихотворений.
Признаюсь, что преуспел в изучении этой темы. Мне посчастливилось общаться с сыном Есенина – Константином Сергеевичем, рожденным от брака поэта с актрисой Зинаидой Райх. Эта женщина – главная героиня есенинской лирики. Ей посвящены многие его произведения. Я, кстати, сам был знаком с музами поэта: знал Августу Леонидовну Миклошевскую, именно ей поэт посвятил великолепный сборник «Любовь хулигана». Общался я и с цыганской красавицей Шаганэ Тальяновой, героиней знаменитого стихотворения «Шаганэ, ты моя, Шаганэ!».
- Я знаю, что у вас самого не менее интересная биография, чем у ваших героев...
- Можно и так сказать. С детства я мечтал играть на сцене, а о том, что стану «хранителем истории», даже не подозревал. Помню, что очень любил копировать отца. Когда в дом приходили гости, я начинал «выступление» - показывал, как папа лежал на диване или танцевал вальс «с чужими тетями». Мое неосознанное копирование жестов отца всегда вызывало смех и аплодисменты. Оттуда, с этих маленьких домашних спектаклей, наверное, я и понял, что такое сценический успех...
Когда мне шел пятый год, отца репрессировали, а потом расстреляли. Для семьи это было огромное, невосполнимое горе. Но, несмотря на все невзгоды, свою детскую мечту я осуществил, когда в 1956 году окончил театральную студию в родном Новосибирске. А через год переехал в Кисловодск, где стал артистом государственной филармонии на Кавказских Минеральных Водах. В Кисловодск я попал на постоянное местожительство осознанно. Этот город мне полюбился однажды - и на всю жизнь.
- Вы ведь создали уникальный музей театральной и музыкальной культуры при филармонии на КМВ...
- Да, я 40 лет жизни отдал этому музею. Создал его в 1965 году, но два года назад директор филармонии на КМВ Светлана Бережная поставила крест на деле всей моей жизни. Вернувшись из отпуска, я с удивлением узнал, что больше не имею права даже заходить в созданный мною музей. Приказом директора филармонии меня освободили от должности руководителя музея.
- Почему так поступила директор филармонии?
- Я не могу этого понять. Официальная версия - якобы я не вел записей в инвентаризационной книге музейных экземпляров, приобретенных на мои личные средства. Там практически все экспонаты были приобретены лично мной, только лишь 14 из них куплены на средства филармонии. Но разве это повод для того, чтобы лишать человека смысла жизни? Это же возмутительно! Ведь это был единственный музей на Ставрополье, который хранил культурную летопись городов.
Невосполнимой потерей для меня стало и то, что Бережная отняла у меня личную картотеку, которую я составлял в течение 40 лет! Там было всё: сведения о всех великих людях, когда-либо приезжавших на Ставрополье. Допустим, вы мне позвонили бы и спросили: «Борис Матвеевич, а сколько раз Станиславский посещал Кисловодск?» Я бы заглянул в картотеку и за пять минут нашел интересующие вас сведения о всех визитах Станиславского. Назвал бы, на какой улице он жил, с какими людьми встречался. Представляете, каких трудов стоит собрать такую картотеку? Страшно, что сейчас ее наверняка растащили.
- Но вы не сложили руки и пытались бороться, насколько я знаю?
- Да, я боролся за свое детище, которое было смыслом моей жизни. Обращался во многие краевые и федеральные СМИ: вышло больше трех десятков газетных и журнальных публикаций в мою защиту и поддержку, сняли даже документальный фильм об этом конфликте. Интеллигенция города устраивала митинги у здания курортной библиотеки Кисловодска. И даже судебные тяжбы ни к чему не привели - управы на Бережную так и не нашлось. Для меня это судебное разбирательство – как плевок в лицо. От переживаний я очень сильно заболел. Сами понимаете, мне уже не 20 лет.
- Сейчас музей работает?
- Он вот уже два года не работает, якобы там идет инвентаризация. Страдаю от этого не только я, но и жители города, и его гости, которые приезжали в Кисловодск со всей страны и с огромным интересом приходили на экскурсии в музей театральной и музыкальной культуры края.
- А как создавался этот музей?
- Задумывался он как музей истории государственной филармонии на КМВ, которая образовалась в 1940 году. Я по крупицам собирал экспонаты: старые афиши, программки оперетт, фотографии известных актеров, выступавших в Курзале. Ведь на подмостках этой сцены были и Шаляпин, и Собинов, и Нежданов, и Станиславский.
Кроме того, я стал проводить в стенах музея так называемые «театральные субботы», ведущим которых был я сам. В гости на общение с кисловодчанами и отдыхающими приходили замечательные, известнейшие люди – писатели братья Вайнеры, композитор Михаил Танич, юмористы Евгений Петросян, Михаил Жванецкий и многие, многие другие известные лица. Не скромно говорить, но мои «театральные субботы» собирали аншлаги. За 40 лет существования музея я провел 360 встреч!
Сожалею горько, что не вел дневников, записей встреч и многое упустил. Ведь иногда и самому не верится: стольких замечательных деятелей культуры я знал, со сколькими из них дружил!
- Трудно вам было находить экспонаты?
- Трудно - не то слово. Для их розыска я потратил жизнь. Найти подлинную любительскую фотографию Шаляпина - не легко, а разыскать его фото на отдыхе в Кисловодске или Ессентуках с женой и детьми - еще сложнее. Все эти редкие фото, документы спрятаны в частных архивах и коллекциях.
Я создавал музей театральной и музыкальной культуры на общественных началах. За редкие фото, книги, старинные открытки платил собственные деньги. Филармония на приобретение музейных ценностей не выделяла ни копейки. Кроме того, 27 лет я вообще не получал зарплату, работая руководителем музея. Я содержал семью на доходы от своих творческих встреч. Только последние несколько лет, перед пенсией я стал получать минимальную зарплату. Но и это было для меня не важно, мне было важно то, что за 40 лет я собрал в музее более 10 000 подлинных экспонатов.
- Но ведь можно было продавать билеты на экскурсии...
- Я не провел ни разу ни одной платной экскурсии! Кисловодчане и гости курорта могли пообщаться с любимыми актерами на «театральных субботах» абсолютно бесплатно. Я считал, что раз мой музей общественный, значит, он должен быть доступным для любого человека.
- Я знаю, что обстоятельства вас не сломили и вы по-прежнему живете активной творческой жизнью…
- Я не сдаюсь и очень надеюсь, что к моему 75-летию, которое я буду отмечать в будущем году, руководство филармонии, в которой я проработал всю жизнь, хотя бы принесет мне свои извинения.
А что касается творческой жизни, то она у меня по-прежнему насыщенная. Я провожу творческие встречи, сейчас пишу очередную книгу, которая будет посвящена Кисловодску: от истории его возникновения до сегодняшнего дня. Будет в ней и глава, посвященная моему детищу – музею театральной и музыкальной культуры. Увы, забыть его я не смогу никогда – это боль всей моей жизни. Но жизнь не остановилась, и я искренне верю в то, что у меня еще будут впереди счастливые дни.

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

 

Блажиевский Георгий Константинович 23 сентября 2013, 15:42

Извините, что то я маленько начинаю сомневаться,Михаил Жванецкий говорит,что не любит закрытых людей, но Вы ведь Открытые для Всех и Каждого. Прошу поздравить друга моего детства Бориса Матвеевича Розенфельда с 80 летием 1 0ктября. С чего начинается...биография (Боря сейчас заплачет)- это улица Омская.Он ещё совсем молоденкий в 15 лет, но уже автор оригинальных фокусов, я ему через секретный люк подавал живого кролика на концертах под открытым небом, был ВОСТОРГ, а теперь воспоминание: фокусы Куляджи, композитор Чигорский, саксофон Алик Смирнов...и конечно красавица Анечка с пятым номером. Выступления Джазовых оркестров в ЦЕНТРАЛЬНОМ п.у.Николая Синцева, ЦИРК п.у. Георгия Габескирия(эмигрант 40-х годов),...вот время было!!!Пожалуйста,передайте Борису мой адрес: 630057 г.Новосибирск,ул.Абаканская 16, кв.62. Мой логин на skype gbazhievsky С уважением Блажиевский Г.К.

Блажиевский Георгий Константинович 23 сентября 2013, 15:41

Не понял почему не приняли моё сообщение

Блажиевский Георгий Константинович 23 сентября 2013, 15:40

Вы меня запутали, я всё правильно пишу

Блажиевский Георгий Константинович 31 августа 2013, 16:07

Давыдова Элла, может Вы посоветуете, как мне поздравить с 80 летием Бориса Матвеевича Розенфельда. Я учился с ним в 10 школе новосибирска и жил на одной улице Омской.Прошу ответить; 630057 г.Новосибирск ул. Абаканская 16 кв.62.609

Виктор Бусилков 19 июля 2011, 00:15

Отвечу Вам, Екатерина. Вместо необъятных вселенских сил Бережных оберегает коррупция. Ею пронизаны Министерство культуры РФ, отдельные судьи всей вертикали судебной власти, прокурорский надзор... Более 40 лет клан наводил связи с московскими покровителями, для распила госбюджета. Избыточное имущественное положение гипнотизирует и местные власти. Ставший известным факт, что на гастролях в Испании артистов заставили подписывать пустые платёжные ведомости, обнажили попустительство Бережным и местной властью. Прокуратура "онемела". Рядящиеся под борцов за справедливость модераторы сайта 1kmv.ru забанили автора блога "Филармония, которую надо сохранить", удалив комментарии, уличающие их в этом постыдном факте. Т.ч. тотальное уничтожение российской культуры идёт повсеместно. Дома-2 сверху, "цирк шапито Бережной С.В." снизу. Часть зарвавшихся высших госчиновников, троих первых руководителей Кисловодска осудили, но когда дойдёт очередь до Бережных???

Екатерина 18 мая 2009, 17:18

Меня потрясла история Розенфельда!Неужели бездарные серости,такие,как Бережная,будут по прежнему безжалостно расправляться с такими замечательными людьми? Кисловодчане! Очнитесь! Давайте восстановим справедливость! Кто покрывает Бережную? Какие же необьятные вселенские силы ее оберегают! 75 лет Розенфельду Борису Матвеевичу. Еще не вечер! Сколько еще доброго и светлого этот человек может дать после возвращения в свое "Детище"! Сколько будет для него радости! Мы ведь еще можем успеть подарить ему эту радость.Ну ведь должен быть какой-то выход из сложившейся ситуации?Сейчас 2 часа ночи,16 мая 2009г.Настроение совершенно подавленное.Уже один Человек ушел,который все свои силы и деньги отдавал детям,всю жизнь посвятил детям.Его уже нет с нами. Теперь Розенфельд...

 

Комментарии

Бусилков Виктор... (не проверено)
Аватар пользователя Бусилков Виктор Николаевич

Этой публикации 10 лет. Ничего не изменилось. Бережная С.В. по-прежнему торгует на свои концерты театральными билетами с одинаковыми регистрационными номерами. Прибавила в весе, так же непотопляема. За то, что её Зам. Дмитриевский А.О. приоткрыл информацию, что не использованные бережновские билеты отпечатаны в 1986 г., Свет Владимировна его тут же уволила. Мавр слишком долго усердно выполнял за неё грязную работу. Не бесплатно же. 3-4 должности совмещал. Много знает, но будет молчать. Следственный Комитет РФ проявил свою избирательную слепоту. Может Ген. прокурорский досмотр исправит положение? Есть мизерная надежда, что кисловодским властям придёт в голову убрать коррумпированное влияние Мин. культуры. В городе-курорте провал в гор. бюджете. Зарплаты чиновникам Администрации срезали. А ведь сколько концертных залов госфилармонии работают на "ЧАСТНУЮ ЛАВОЧКУ" кланв Бережных? Не уж то тандем предпринимателей и администраторов не найдёт способа перераспределить доходы с выступлений "киркоровых" (левые билеты тысячных залов при цене билетов в несколько тысяч) Бережных в бюджет Кисловодска, восстановив свои зарплаты???

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях