Пока Сибирь не может сбыть собранное зерно, на юге России, в том числе на Ставрополье, активно наращивают экспорт
Сибирь столкнулась с колоссальной проблемой затоваренности зерном, при том что прирост урожая в разы скромнее, чем в других территориях. Проблема, как пишут газеты, в переходящих остатках.
Так, по данным на 1 августа этого года запасы зерна в Сибирском федеральном округе составляли 2,97 млн. тонн, а на 1 августа 2016-го - 1,99 млн. тонн. Получается, что с началом новой уборочной кампании элеваторы изначально были готовы принять на один миллион тонн зерна меньше, чем год назад.
Проблему осложнила задолженность перед элеваторами за хранение зерна. Заложив зерно в интервенционный фонд и не обеспечив его оплатой, заказчики обрекли элеваторы на плохую готовность к приемке нового урожая.
Минсельхоз РФ сообщает о росте намолотов в основных зернопроизводящих регионах Сибири, однако радоваться нечему. Сельхозпроизводители не могут поставить зерно на элеваторы, хранители не способны его принять и разместить, а трейдеры за неимением мощностей не имеют возможности реализовать.
Зерно лежит в полях и на токах, из-за накапливающихся токсинов его нельзя будет использовать даже в качестве фуража.
Между тем, как прозвучало на недавнем совещании в минсельхозе Ставропольского края, на экспорт уже отправлено около двух миллионов тонн зерна урожая текущего года. Это на треть больше, чем в прошлом году.
Начиная с прошлого года, краевой минсельхоз прорабатывает всевозможные проекты увеличения экспорта, в том числе в условиях повышенной нагрузки на логистическую инфраструктуру. Рост пиковых нагрузок в портах Краснодарского края, являющихся основными пунктами отправки зерна за рубеж, составил около 40%. Не хватает железнодорожных составов, с привычных 10 дней до месяца выросли сроки предоставления вагонов под погрузку.
Одним из перспективных направлений сбыта зерна остается так называемый «Прикаспийский вектор», предполагающий активное использование железнодорожных транспортных систем Азербайджана и Грузии, относительно свободных и доступных по цене.
Увеличить поставки ставропольского зерна за рубеж позволит строительство терминала на границе Азербайджана и Ирана, на территории свободной экономической зоны «Астара». Это даст ощутимый прирост экспорта в Иран, используя в качестве транзитного крупнейший порт Бандар-Аббас, с последующей отправкой в Саудовскую Аравию, Дубай и Египет.
Реализация совместного проекта российско-азербайджанской компании ЗАО «АзРусТранс» позволит уже со следующего года увеличить объемы поставок зерновых культур на экспорт в страны прикаспийского региона по железной дороге Астара - Решт - Казвин. Кроме того, проект даст хорошую возможность выхода на Махачкалинский морской торговый порт, который в ближайшей перспективе станет одним из основных каналов экспорта зерна на юге России.
Наконец в следующем году компания ОАО «Объединенная зерновая компания» приступит к строительству проекта реконструкции загрузочно-формирующего узла на Буденновском элеваторе общей стоимостью 880 млн. рублей.
Цифры
Официальные закупочные цены на зерно, сложившиеся в Ставропольском крае на середину ноября:
Между тем, как поделились с «Открытой» руководители ставропольских сельхозпредприятий, в реальности эти цены на порядок ниже.
Добавить комментарий