Поиск на сайте

 

В новом году Россия - самая большая страна мира - вступила в Год экологии

Экологическое краеведение должно стать обязательным предметом в школе

Парадоксально, но с накоплением научных знаний теряется целостный взгляд на мир. Одновременно в процессе противоборства двух живых систем - природы и общества - экологические проблемы, поставившие человечество на грань выживания, накапливаются снежным комом. Причина здесь, думается, одна - человек перестал жить по законам природы, действующим как в Космосе, так и на Земле.

Как сгладить эти противоречия, как восстановить утраченную гармонию?

Меньше века назад, что можно сравнить по возрасту с человеческой жизнью, общество еще  не било тревогу. У Владимира Гниловского, известного краеведа, одна из глав книжки «По родному Ставрополью» (маршруты экскурсий и походов, 1950 год) названа просто - «За цветами». Привожу цитату: «Набрав букетик подснежников, спускаемся к берегам речки Ташлы».

Кто из нынешних ученых, имеющих отношение к природе, возьмется повторить эту фразу?

Во времена Гниловского население краевого центра было втрое меньше, а цветов появлялось весной так много, что даже краеведы теряли бдительность. А проблема, между тем, назревала.

Это напоминает притчу о здоровье, о котором, пока оно есть, не думаешь, а как только что-то начинает болеть, сразу жалеешь, что не спохватился вовремя.

Сегодня надо говорить не о привычном познавательном краеведении, а о краеведении экологическом. Необходимо с детства формировать культуру экологического образования. Однако, несмотря на мощный поток информации, экологических вестей явно недостаточно. А ведь среда обитания человека неотделима от его подсознания.

Посмотрите вокруг - всюду свалки мусора, а экологи, подобно черным вестникам, твердят о грядущем Армагеддоне. Но говорят о последствиях, упуская самое главное - причину. А она - в отсутствии любви. Мало знать, необходимо еще любить то, что знаешь. Самое сложное сегодня - достучаться до человеческого сердца, растопить лед нашего эгоизма.

Магический камень в Мамайском лесу десять лет назад

Разрушенный магический камень сегодня

Нужно с детства знакомить ребенка с «венком» экологических законов американского ученого Барри Коммонера, созданных еще в 70-х годах прошлого века. Их всего четыре, но в каждом выражена вся сложность общественных закономерностей природопользования и поведения людей.

Эти законы больше напоминают афоризмы: все связано со всем; все  должно куда-то деваться; природа «знает» лучше; ничто не дается даром.

Первый закон предостерегает людей от необдуманных поступков и обращает внимание человека на связь процессов и явлений в природе. «Царь природы» должен осознать, что он всего лишь часть целого. Уничтожая разнообразие растительного и животного мира, человек утрачивает с ним гармонию, становится внутренне беднее, что не может не сказаться на его психике.

Орошение почв на востоке Ставропольского края привело к их засолению, а вырубка лесополос - к выдуванию гумусного слоя черноземных и каштановых почв, накапливаемого тысячелетиями.

Второй закон близок к первому, но, размышляя, здесь неплохо было бы подробнее остановиться на круговороте вещества и энергии в природе. Человеку необходимо заняться  утилизацией отходов. Если ничего не делать, то скоро вся территория края покроется свалками.

Поэтому надо следовать примеру европейских стран, где сама жизнь подтолкнула к активной борьбе с отходами по причине скромных территорий и большой плотности населения.

Третий постулат говорит о том, что у нас нет пока достоверной информации о механизмах и функциях в природе. Мы подобны человеку, который не знаком с устройством часов, но хочет починить их.

Об этом часто забывают сегодня те, кто хочет извлечь сверхприбыль, эксплуатируя природу.

Четвертый закон Коммонера объясняется так: глобальная экосистема представляет собой единой целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно.

Система не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать.

Здесь нужно вспомнить закономерность убывающего плодородия. Мы можем лишь на время добиться щедрых урожаев, но с каждым годом они даются нам все большими затратами.

Природопользование должно быть рациональным. Мы платим энергией за утилизацию отходов, платим здоровьем за наличие мобильного телефона под рукой. В целом, думается, закон не только экологический, но и общечеловеческий.

Но человек считает, что природа наградила его, как депутата, мандатом неприкосновенности и вседозволенности. Это иллюзия. Природа без человека может существовать, но вот человеку, срубившему дерево, в конечном итоге становится нечем дышать.

Сколько всего мы уже потеряли? Где гора Кинжал - первозданная красота Кавказских Минеральных Вод?

Где былое разнотравье на горе Стрижамент? И этот список продолжать можно до бесконечности.

Как-то давно в окрестностях урочища Корыта на опушке Мамайского леса среди небольшого каменного хаоса я заметил «магический» камень. Он стоял на природном постаменте и, если приглядеться, напоминал дракона. Хорошо, с собой был фотоаппарат, и я запечатлел эту красоту. Долгое время, когда я проходил мимо этого места, всегда радовался. Но как-то обнаружил, что камень с пьедестала сбросили, и он раскололся.

Взорвали гору, вырубили лес,
В родник плевали,
Хоть и воду его пили.
Как будто в нас вселился бес
И о добре и совести забыли.

 

Человек должен не только брать у природы, но и уметь ей отдавать. А это и есть любовь и сила созидательной мысли. Сегодня экологический кризис победят не специалисты по охране природы, а «живая» система экологического образования, основанная на осознании человеком себя и поиске своего места в мире.

Василий ГААЗОВ,
руководитель ЭКО-центра
«Человек» им. В.Г. Гниловского
при гимназии №25 Ставрополя,
член Русского географического общества, краевед
 


Поделитесь в соц сетях


Комментарии

fkbyf алина (не проверено)
Аватар пользователя fkbyf алина

В свое время я работала с Сотниковой Натальей Николаевной- ректором Университета им Шолохова, но она была еще и директором экологического детского центра. Она умела поставить эту работу с молодежью- проводила студенческие конференции по охране природы, приглашала специалистов из ведущих ВУЗов и московских научных работников для лекций по данной тематике, выпускался детский журнал по защите экологии края.Не знаю- ведется ли сейчас эта работа- но ее выпускники вряд ли стали бы ломать памятники природы или наносить вред экологии! Отношение к природе у населения будет таким, каким его воспитают школа, учебные заведения -Вузы и техникумы и пропагандисты здорового образа жизни.

Добавить комментарий