Поиск на сайте

 

В русле этой присказки лежат принципы новой системы оплаты труда бюджетников, которая сейчас внедряется на Ставрополье

 

Отныне ставропольским учителям, врачам, библиотекарям и другим бюджетникам зарплаты будут начисляться по рыночным принципам – в зависимости от результативности труда. Одновременно вырастает и гарантированная (не зависящая от эффективности работы) часть зарплаты. Причем сразу на треть. 

 

Попали в тарифную сетку

Еще с советского времени в нашей стране зарплата всех российских бюджетников (а это почти 14 млн. человек, или пятая часть всех занятых в экономике) рассчитывалась по Единой тарифной сетке (ЕТС). Эта сетка предполагала существование 18 разрядов, причем оклад работников каждого из них рассчитывался, исходя из тарифной ставки 1-го разряда, умноженной на повышающий коэффициент.
В итоге специалисты, трудящиеся в разных отраслях, но отнесенные к одному разряду ЕТС, были полностью уравнены в окладах. Хотя ясно, что труд врача, библиотекаря и актера не может (и не должен!) оцениваться по одинаковым принципам и стандартам.
Правда, подобную «уравниловку» правительство пыталось устранять нехитрым способом – за счет введения различных надбавок к окладу (тарифной ставке). Но в итоге слишком переусердствовало – общее число видов надтарифных надбавок ныне превышает 1200 (порой встречаются и весьма экзотические). Зато с учетом всех этих надбавок зарплата двух служащих, получающих ее по одному и тому же разряду ЕТС, могла различаться в разы.
Например, в прошлом году в рамках нацпроекта «Здравоохранение» участковые врачи и медсестры получили надбавки по 10 и 5 тысяч рублей соответственно, а вот медработники узкой специализации (например, высококлассные хирурги) прибавки не получили. И такой «дисбаланс» вызвал огромное недовольство во врачебной среде.
Были и другие парадоксы при расчете доплат. Скажем, во многих профессиях существуют «автоматические» надбавки за стаж. Хотя далеко не всегда старый работник – самый опытный и классный. Так, именно пожилые врачи (в отличие от своих более активных молодых коллег) не имеют никаких финансовых возможностей, чтобы выписывать специализированные журналы с обзорами последних научных открытий – а без этого в современной высокотехнологичной медицине никуда.Окончание.

 

Большая «уравниловка»
Как известно, ЕТС, введенная указом президента в 1992 году, появилась не от хорошей жизни. В начале 90-х годов у государства попросту не было денег, чтобы достойно платить бюджетникам - и тарифная сетка позволяла им хоть как-то держаться на плаву. Правда, при этом тарифные ставки с 1-го по 14-й разряд (без учета надбавок) были ниже величины прожиточного минимума. В общем, с момента введения ЕТС зарплаты, скажем, российских учителей держались на уровне 65% от средних по стране, врачей - 73-75%.
Пытаясь хоть как-то «смягчить» эту вопиющую ситуацию, правительство России регулярно повышало оклады бюджетников. За последние три года в общей сложности они были повышены вдвое, причем только с сентября 2007-го поднимались уже дважды - на 15% и 14% соответственно.
Но многие работодатели, не мудрствуя лукаво, попросту «срезали» своим сотрудникам те зарплатные «излишки», который выходили за пределы МРОТ. В результате зарплаты всех российских бюджетников с 1-го по 6-й разряд практически сравнялись: на сегодняшний день одинаковую зарплату (не зависящую от квалификации и сложности выполняемых работ) получают почти 400 тысяч бюджетников России.
Но надбавки, будучи копеечными, полностью убивали у бюджетников любое желание трудиться с отдачей. В госучреждениях порой единственным способом повысить человеку зарплату было продвижение его вверх по карьерной лестнице. Что, разумеется, приводило к хроническому «разбуханию» штатов и снижению эффективности труда. За последние годы стало едва ли не нормой, когда бюджетникам платили зарплату только лишь за то, что они просиживали на рабочем месте восемь часов в день.
Наконец, самый серьезный минус ЕТС была невозможность повышать зарплату работников какой-то отдельной бюджетной отрасли (а уж тем более небольшой группы специалистов или одного сотрудника). Ведь в таком случае жесткий коэффициент индексации требовал пропорционального изменения размеров окладов всех бюджетников страны.

 

С каждого - по способностям
Об упразднении ЕТС в правительстве России заговорили еще в 2002 году, была даже разработана и одобрена концепция «зарплатной» реформы. Она предполагала, что уже осенью 2003-го состоятся «похороны» ЕТС и переход на новые отраслевые принципы расчета зарплат. Правда, все ограничилось лишь повышением окладов бюджетникам - а саму реформу правительство отложило до лучших времен.
В 2005-м, правда, Единая сетка осталась действовать только для федеральных учреждений (это вузы, больницы, музеи федерального подчинения и т.д.), а субъектам предложили придумать свои собственные схемы. Регионы же попросту приняли тарифные сетки, точь-в-точь копирующие ЕТС. Лишь единичные субъекты отказались от «уравниловки» и начали вводить отраслевые принципы расчетов зарплат (да и то лишь для отдельных отраслей).
И вот снова всерьез за реформу взялась осенью 2007-го новый министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Именно под ее руководством Минсоцздрав России разработал концепцию реформы и набор всех необходимых нормативных актов.
Итак, в чем же суть нововведений, предложенных Голиковой. Во-первых, упраздняется сама Единая тарифная сетка. Вместо прежних 18 единых разрядов в каждой отрасли (а их порядка сорока) появятся четыре «квалификационно-профессиональных группы», каждая из которых, в свою очередь, разделена еще на 3-4 профессиональных уровня. Разные категории работников различаются уровнем образования, квалификацией и сложностью выполняемых работ.
Во-вторых, все ныне существующие надтарифные выплаты (надбавки) будут жестко разделены на компенсационные и стимулирующие. Компенсационные (их четыре вида - за тяжелые или опасные условия труда; работу в особых климатических условиях, сверхурочное или ночное время; за совмещение профессий или должностей; за секретность) будут включены в основной оклад. Ну а стимулирующие выплаты (их тоже четыре вида - за высокую интенсивность и качество работы; за выслугу лет, а также премиальные) будут использоваться работодателем исключительно для того, чтобы удержать самых квалифицированных и активных работников.
Впрочем, критерии оценки результативности разработаны еще далеко не во всех отраслях. Например, качество работы школьных учителей планируется оценивать по таким параметрам, как: средний балл успеваемости, поступление выпускников в вузы, результаты сдачи ЕГЭ, победы ребят в олимпиадах и научных конференциях.
Если сегодня соотношение тарифной ставки и надбавок (компенсационных и стимулирующих) в окладе среднестатистического бюджетника составляет 50/50, то к 2010 году, по замыслу Минсоцздрава, оно изменится в сторону 70/30. То есть на стимулирующие выплаты работодатель сможет тратить до 30% зарплатного фонда организации.
Кроме того, руководитель получает право самостоятельно утверждать штатное расписание - и, соответственно, сокращать лишние ставки, а «свободные» деньги распределять более эффективным сотрудникам. Все компенсации и стимулирующие доплаты будут прописаны в трудовом договоре, который предстоит перезаключить с каждым сотрудником до конца года.

 

Самодурства не будет
Минимальная зарплата будет ограничена МРОТом (с января - 4330 рублей), все остальные ставки работодатели будут устанавливать сами. Причем порядок расчета зарплаты не смогут диктовать «сверху», а его станут самостоятельно определять руководители конкретных учреждений - от министров до директоров школ и главврачей больниц. Каждый из них сможет решать, какие конкретно суммы надбавок полагаются подчиненным за интенсивность и результативность, за высокое качество работы, за выслугу лет.
Также будет создан отдельный фонд для стимулирования не конкретных работников, а учреждений в целом. Каждый орган власти (например, Минздрав или Минобразования того или иного региона) будет централизовывать у себя 5% всего бюджета, предусмотренного на оплату труда. Каждый квартал ведомство будет оценивать эффективность работы подведомственных ему учреждений.
Если некое учреждение за прошедшие три месяца работало хорошо и выполнило все целевые показатели, то из этих 5% ему будет выделена «большая» премия. Ну а директор на месте уже сам определит, как распределить ее на множество «малых» для каждого из сотрудников.
Особо стоит отметить, что все виды стимулирующих надбавок работодатель сможет назначать только после консультации с профсоюзом, а также специальных общественных советов, создаваемых при каждом учреждении. Например, в школах в них будут входить родители учеников, независимые эксперты и заслуженные педагоги-пенсионеры. То есть сотрудников обезопасят от того, чтобы они стали заложниками «начальника-самодура».
Кстати, зарплата самого начальника учреждения будет напрямую увязана со средней зарплатой его сотрудников. Она не сможет превышать пяти средних окладов по учреждению. Если руководитель потратит на себя больше положенного, ему будет грозить наказание за нецелевое использованию бюджетных средств.

 

Жить лучше на треть
Стоит отметить, что именно подобная «стимулирующая» система оплаты труда давно существует во многих европейских странах, таких как Франция, Великобритания, Испания, Швеция. По всему, сам факт перехода к новой системе потребовал от российских властей немалой политической воли  - ведь Москва делегирует вниз по «вертикали» право составлять штатное расписание бюджетных учреждений. А это право очень весомое.
Новая реформа потребует и внушительных финансовых вложений. Главный принцип «переходного» периода реформы: зарплата бюджетников, рассчитанная по новой схеме, не должна быть ниже прежней, подсчитанной по ЕТС. Ну а уже к 2010 году, по задумке Минсоцздрава, зарплата федеральных бюджетников в России должна вырасти как минимум на треть. Для этого в федеральном бюджете будущего года уже заложена внушительная сумма в 135 млрд. рублей (сейчас фонд оплаты труда составляет около 450 млрд.).
Жесткого графика перехода на новую систему для отдельных субъектов Федерации нет. Есть лишь пожелание Путина сделать это как можно быстрее. И некоторые регионы-доноры (в частности, Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Ростовская области) уже полностью отказались от ЕТС и внедрили отраслевые системы оплаты труда. Судя по опыту этих «пилотных» регионов, реформа позволила реально поднять зарплаты бюджетников. Например, в школах Тюменской области учителя стали получать в полтора раза больше - хотя и цену заплатили за это немалую: пришлось уволить 45 тысяч педагогов-пенсионеров.
Как пояснила «Открытой» первый замминистра финансов края Лариса Калинченко, на Ставрополье «зарплатная» реформа стартует в два этапа. 1 декабря новая система оплаты будет введена в федеральных учреждениях, а с 1 января - в краевых и муниципальных. Всего она охватывает почти 220 тысяч ставропольских бюджетников, включая гражданский персонал органов госвласти и Минобороны.
По словам Калинченко, реформа потребует дополнительных ассигнований из краевой казны в размере 4,2 млрд. рублей - эта сумма уже заложена в бюджете на будущий год. Составят ее как дополнительные дотации из федеральной казны, так и собственные средства нашего региона (в первую очередь, полученные за счет улучшения собираемости налогов).

Антон ЧАБЛИН, обозреватель
«Открытой» газеты

 

 

Порядок расчета зарплаты по-новому (на примере врача высшей категории, работающего в туберкулезном диспансере) 
  

ЕТС
Новая система оплаты труда
1. Оклад по 14-му разряду ЕТС – 3435 руб.
1. Оклад – 5300 руб.
2. Увеличение на два разряда ЕТС за высшую квалификационную категорию, ученую степень, почетные звания – 545 руб.
2. Коэффициент за квалификационный уровень (0,23) – 1219 руб.
3. Надбавка за опасные условия труда (15%) – 597 руб.
3. Персональный коэффициент (1,2) – 6360 руб.
4. Надбавка за опасность инфицирования (25%) – 995 руб.
4. Надбавка за особые условия труда (25%) – 1325 руб.
5. Надбавка за стаж работы (80%) – 3184 руб.
5. Надбавка за высшую квалификационную категорию (10%) – 530 руб.
6. Стимулирующие надбавки (15%+14%) – 1906 руб.
 
ИТОГО: 10172 руб.
ИТОГО: 14734 руб.

 

ефросинья 05 июля 2010, 15:55

А я так скажу что у нас, живу в провинции на дальнем востоке, после отмены тарифной сетки зарплата вовсе упала, и ни о каких надбавках и слышать не слышали, раннее оклад был 2600, по новому 2900 руб, многое убрали, а новое не дали, по мне лучше старые тарифные сетки.

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях