Масштабные народные гуляния прошли в ауле Тукуй-Мектеб Нефтекумского района Ставрополья
Истоки празднования Сабантоя (именно такое произношение характерно для ногайцев, в отличие, к примеру, от татар, называющих этот праздник Сабантуем) уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом.
С тюркских языков это переводится как «праздник плуга», «праздник первой борозды». Подобные торжества и застолья были у многих народов, занимающихся земледелием. Считалось, что нужно задобрить духов плодородия, чтобы получить хороший урожай. Если есть поверье, как корабль назовешь, так он и поплывет, примерно то же самое касается и Сабантоя: как отметишь, таким и будет год до будущей весны.
Кстати, по некоторым данным, этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так, еще в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учеными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантоя.
Сабантой в наше время – это один из самых любимых народных праздников. Старые традиции постепенно дополняются современными. Неизменными остаются отличное настроение, удивительное гостеприимство хозяев праздника и то уважение, которое оказывается каждому гостю.
Именно это ощущение гостя, которому рады, стало первым впечатлением от пребывания в Тукуй-Мектебе. Незнакомые люди улыбались, здоровались, приглашали отведать разнообразных народных кушаний, сладостей и традиционного ногайского чая.
– Это замечательный старинный праздник, – говорит председатель исполкома региональной ногайской культурной автономии Заурбек Шерпеев. – Люди свободно знакомятся друг с другом, общаются, приветствуют друг друга. Сегодня здесь представлены все национальности Северного Кавказа. И все друг другу рады. Кто знает, может, сегодня кто-то найдет здесь вторую половинку, невесту или жениха, и родится новая семья. Сабантой – это тот праздник, который объединяет людей.
В этом году мы проводим его в пятый раз. И этот юбилей мы решили посвятить двум знаменательным датам. Первая – это, конечно же, празднование 70-летия Великой Победы. А во-вторых, сегодня мы отмечаем юбилей аула Тукуй-Мектеб, которому в этом году исполняется 230 лет.
Мне хотелось бы поблагодарить всех тех, кто непосредственно участвовал в реализации праздника. Это главы сельских поселений, руководители сельхозпредприятий, местные жители.
Природа, видимо, тоже решила внести свой посильный вклад в праздник. По словам местных жителей, в этом году был первый по-настоящему теплый весенний день. Легкий ветерок и утреннюю прохладу сменило ласковое теплое солнце.
Над огромной открытой площадкой витали сказочные ароматы. Возле многочисленных кипящих чугунных котлов «колдовали» ногайские хозяюшки. С шашлыками на мангалах умело управлялись мужчины. Примечательно, что все угощения для участников и гостей праздника были бесплатными.
Тем временем на большой сцене началось торжественное открытие мероприятия. На первые места усадили тружеников тыла и почетных жителей аула. Ветеранов Великой Отечественной войны среди них не было: к сожалению, ни один участник героических сражений из Тукуй-Мектеба не дожил до 70-летия Победы.
Импровизированный «партер» не смог вместить всех желающих увидеть праздничную программу. Большинство людей стоя рукоплескали выступающим. На правах хозяина жителей аула и многочисленных гостей с праздником поздравил глава муниципального образования Тукуй-Мектебского сельсовета Беголи Аджениязов:
– Добро пожаловать к нам, на нашу гостеприимную землю, на юбилейный весенний праздник Сабантой, посвященный 70-летию Великой Победы и 230-летию аула Тукуй-Мектеб. От всей души поздравляю всех! Пусть в этот день в каждый дом, в каждую семью придут счастье, радость и благополучие!
Среди почетных гостей были полномочный представитель губернатора края по восточным районам Андрей Уткин, министр Ставропольского края Александр Коробейников, главы администраций Степновского, Арзгирского и Курского районов края, муфтий Ставрополья Мухаммад-Хаджи Рахимов, представители общественных объединений и национальных диаспор.
На праздник съехалось также немало гостей из соседних регионов – Астраханской области, Ногайского района Карачаево-Черкесской республики и Дагестана. Кроме того, в Тукуй-Мектеб прибыла делегация из Турции, где, оказывается, проживает около двух миллионов ногайцев.
Андрей Уткин зачитал приветственный адрес губернатора края и передал его главе сельского поселения. После этого труженикам тыла и почетным жителям Тукуй-Мектеба были вручены благодарственные письма губернатора края и почетные грамоты.
Важность праздника Сабантой для единения народов подчеркнул Александр Коробейников:
– Сабантой – это старинный праздник, который передается из поколения в поколение. Многое менялось в нашей жизни, а он сохранился, несмотря ни на что. Связано это с тем, что праздник этот олицетворяет самые главные, основополагающие ценности – любовь к земле и труду, стремление к миру и благополучию.
Мне хотелось бы выразить искренние слова благодарности ногайскому и другим народам, которые проживают в Тукуй-Мектебе, за то, что согретая вашими сердцами и душами, возделанная вашими руками земля дарит нам хлеб, и благодаря вашему труду село процветает. В память о празднике министр вручил большого деревянного орла – символ силы, мощи, победы и благородства.
Поздравления со сцены звучали одно за другим, перемежаясь с различными музыкальными номерами. Творческие коллективы – певческие и танцевальные – заряжали позитивными эмоциями многочисленных зрителей. Сами артисты в перерывах между выступлениями с удовольствием позировали перед фотокамерами.
Однако праздничное действо отнюдь не ограничивалось одной сценической площадкой. На надувных горках веселились дети. На футбольном поле соревновались команды подростков. Кроме того, в программе мероприятия фигурировали традиционная борьба, состязание по поднятию двухпудовой гири (32 килограмма), а также перетягивание каната. Ориентация на молодежь – одна из особенностей праздника Сабантой, на которую указал глава администрации Нефтекумского района Дмитрий Сокуренко:
– Сабантой – это праздник труда и силы духа, – отметил он. – В первую очередь мы проводим его ради молодого поколения. Жизнь молодежи в селе должна быть насыщенной и интересной. И в Тукуй-Мектебе много делается для этого. Здесь традиционно проводятся спортивные соревнования, не только районные, но и краевые, даже всероссийские.
Если молодые люди будут оставаться в селе, станут строить дома и заводить семьи, Тукуй-Мектеб будет жить долго, процветая. Но я хотел бы обратить внимание и на другой момент. Вы сами видите, что сегодня, в этот праздник нет разделения по национальностям. Сегодня все мы друг другу братья. Поэтому таких встреч должно быть как можно больше.
Как и многие ногайские аулы Восточного Предкавказья, Тукуй-Мектеб родился во второй половине ХIХ столетия, когда здесь было построено школьное здание из красного кирпича (слово «мектеб» как раз и означает «школа»). А Тукуй – это имя богатого скотовода, трижды совершавшего паломничество в Мекку и по этому случаю давшего обет построить школу, которая должна была способствовать распространению исламского вероучения.
Школа служила центром притяжения кочевников, так же как и «сладкая вода», ударившая из артезианской скважины, пробитой в начале ХХ столетия. Вокруг школы и скважины стали быстро расти дома, было возведено и несколько мечетей.
В 60-е годы прошлого столетия здесь был создан крупный совхоз «Мирный». «Наследником» прежнего хозяйства стало отделение СПК «Восток».
Особых добрых слов заслуживает местная школа. Это современное уютное здание, где работает большой коллектив профессионалов. В прошлом году благодаря поддержке губернатора в школе был оборудован компьютерный класс. А в вестибюле здания красуется небольшой фонтан – своеобразная местная достопримечательность.
Любопытна история ногайского народа, который обоснованно причисляет себя не к кавказцам, а к азиатам, подтверждением чему служит, в том числе, и явно выраженный азиатский тип лица. Примечательно, что, по словам муфтия Ставропольского края, именно благодаря ногайцам на Кавказе был внедрен традиционный ислам ханафитского толка.
– Мы должны быть благодарны ногайцам за это, – отметил Мухаммад-Хаджи Рахимов. – Я желаю, чтобы баракат (благодать. – Прим. авт.) предков-ногайцев сохранялся на все времена.
Интересный факт. В прошлом году по телеканалу «Культура» прошла программа, посвященная культурному наследию ногайцев и их этническому своеобразию. В центре внимания – национальные обряды, музыкально-поэтическое искусство, фольклор, национальная одежда и язык.
Гостем ведущего программы, француза Пьера Кристиана Броше, стал кандидат исторических наук, этнограф и учитель тукуй-мектебской школы Арслан Уйсенбаев. На празднике Сабантой он рассказал об этногенезе ногайского народа. По словам ученого, как и у многих других народов, он складывался непросто, на протяжении множества веков.
– Последние генетические исследования, которые проводила организация «Северная Евразия», выявляют, что на генном уровне у ногайцев присутствует скифско-сарматская группа. То есть нашими предками были скифы и сарматы, – отмечает Арслан Уйсенбаев. – В то же время ногайцы – это прямые потомки гуннов, которые появились на юге России в четвертом веке. Все мы знаем из курса истории Атиллу – известного воителя, которого называли «бич Европы». В свое время на Каталаунских полях Франции он уничтожил войско в 150 тысяч воинов.
Кроме того, в этногенезе ногайского народа также участвовали хазары. Было это в шестом веке нашей эры. А в девятом веке к нам добавились печенеги, которых в ногайском языке называли «канглы».
Однако первое место в этногенезе ногайцев занимают все же кипчаки, которых на Руси именовали половцами, они появились здесь в XI веке. Недаром долгое время эти места называли половецкой степью.
Иначе говоря, ногайский народ впитал в себя кровь кочевых народов, которые пребывали когда-то на этих землях.
Территория проживания ногайцев брала начало от Иртыша и доходила до Днепра. Само название «ногайцы» произошло от именитого полководца Ногая, организовавшего государство от Днепра до Днестра. И хотя в Золотой Орде никому, кроме Чингисидов – прямых потомков Чингисхана, не дозволено было выпускать собственные деньги, до наших дней сохранились монеты с изображением Ногая, который был настолько могущественным, что смог себе позволить это.
Через сто лет еще один полководец, наш предок, которого мы называем Эдиге, основал новое государство – Ногайское. В 1991 году мы праздновали 600-летие Ногайского государства и эпоса Эдиге.
Наследие кочевников в генетической памяти ногайцев в полной мере проявилось во время конно-спортивных состязаний, состоявшихся в рамках празднования Сабантоя. Скачки стали настоящей кульминацией мероприятия, собравшего на местном ипподроме тысячи местных жителей. А завершилась насыщенная программа праздничным фейерверком и молодежной дискотекой.
– Думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что праздник сегодня удался на славу, – подчеркнул Андрей Уткин. – Это обнадеживающее начало нового года. Для местных жителей это особенно важно, потому что, хотя ногайцы и очень трудолюбивый народ, здешние земли расположены в зоне рискованного земледелия, где большую роль играет природно-климатический фактор.
Поэтому сегодня особенно хочется пожелать, чтобы усилия людей принесли в этом году материальный результат.
Добавить комментарий