Поиск на сайте

Эксперты нарисовали «карту духовности» нашего непростого региона
 

Московская исследовательская служба «Среда» недавно опубликовала результаты грандиозного проекта «Арена. Атлас религий и национальностей». Ученые провели всероссийский опрос, выясняя, как люди в разных уголках страны относятся к религии. Итоги оказались в высшей степени неожиданными. 

 

«Религиозная карта слишком сложна»
«Наше исследование – не перепись населения, в котором должны быть все верующие, имеющиеся «в наличии». Это срез, который позволяет говорить о присутствии в обществе групп граждан с разными взглядами, верами, гражданскими позициями», – говорит автор исследования, религиовед и социолог Роман Лункин. 
Всего в исследовании приняли участие 57 тысяч россиян, в каждом регионе социологи опрашивали не менее полутысячи респондентов. Судя по результатам, каждый пятый взрослый россиянин – атеист, еще четверть – верят в бога, но не относят себя к какой-то конкретной религии.
Естественно, больше всего в стране христиан – немногим менее половины взрослого населения, причем 90% – православные (среди последних 96% относят себя к Московской патриархии РПЦ). Ожидаемо, что наибольшее число православных верующих – в «колыбели» русской цивилизации: от Тамбовщины до Рязанщины. Правда, лишь 5% российских православных отметили, что являются прихожанами конкретной общины и регулярно посещают церковь.
Есть и явные регионы-бунтари: скажем, в Тюменской области почти четверть православных сознательно не относят себя к РПЦ (в соседних Иркутской и Челябинской областях таких – каждый шестой). Эти территории сам Роман Лункин назвал «регионами с традицией религиозного инакомыслия, во многом атеистическими».
Примерно каждый сотый россиянин называет себя язычником (то есть «исповедует традиционную религию предков, поклоняется богам и силам природы»). Примечательно, что большинство язычников живут в Северной Осетии (чуть меньше трети взрослого населения), на Алтае, в Якутии и, как ни странно, в Карачаево-Черкесии (здесь их аж 12%). 
  

Большой исламский миф
В четырех регионах России исследование «Арена» не проводилось (ученые решили, что слишком затратно из-за рельефа). Это Чукотский и Ненецкий автономные округа, а также Чечня и Ингушетия.
Очень жаль, ведь в двух вайнахских республиках можно почерпнуть многое для понимания сути российского ислама. Вообще, что касается мусульман, то их, согласно соцопросу «Среды», среди россиян чуть менее 7%; далее с огромным отрывом следуют представители иных мировых конфессий – буддисты, иудаисты и, наконец, индуисты.
Самые «исламские» регионы страны – это Дагестан (здесь мусульманами себя назвали 83% взрослых граждан), Кабардино-Балкария (55%), Карачаево-Черкесия (48%) и Башкирия (40%). На Ставрополье исследователи выявили лишь 2% мусульман (по этому показателю южное Ставрополье «проигрывает» даже уральским индустриальным центрам).
А вот иной любопытный парадокс: по количеству атеистов (16%) Ставрополье находится в верхней трети списка регионов. Кстати, точно такие же позиции (по количеству мусульман и атеистов) занимают соседние Ростов и Кубань. Чем дальше от Кавказа и ближе к Москве, тем неверующих больше. 
Самое здравое объяснение этому – смешение этносов и конфессий в регионах, которые находятся на условной границе «православного» и «исламского» миров. Например, молодые «этнические мусульмане» (представители народов, исконно исповедующих ислам), приезжая в преимущественно русские регионы вроде Ставрополья или Кубани, постепенно утрачивают религиозность, которая была бы им присуща на родине. По крайней мере, в ответе на опрос социолога они уже не готовы себя однозначно отнести к мусульманам. 
 

Неверие иерархов
В подтверждение своих выводов авторы «Арены» использовали результаты мониторинга, проведенного социологами из Высшей школы экономики и фонда «Общественное мнение» в конце 2010 года (более свежей информации нет). Исследователей интересовало, каким образом у россиян проявляются религиозные чувства.
Они выяснили, что лишь 7% ставропольцев считают для себя свободу совести (вероисповедания) важнейшим приоритетом (для сравнения: в раздираемом противоречиями Дагестане таких 26%, а в Чечне – 60%). При этом лишь 28% жителей края могут назвать себя обладающими такой свободой, и лишь 3% доверяют религиозным объединениям.
Две трети населения Ставрополья честно признались, что ничего не слышали о «своих» религиозных организациях и их инициативах. 
Впрочем, это говорит скорее о пассивности не иерархов, а их прихожан, которые не проявляют интереса к «духовной» жизни.
А как иначе, если лишь 6% ставропольцев признались, что делают пожертвования в пользу религиозных объединений (нам бы поучиться, скажем, у Липецка и Курска, где таких жертвователей больше 30% взрослого населения). Правда, 47% ставропольцев признались, что за последние годы ни разу не подавали милостыню (в исламе – садака).
 

Самый православный регион
Авторы «Арены» приводят данные о количестве зарегистрированных Минюстом религиозных объединений. Оказывается, среди всех «русских» регионов Юга России именно на Ставрополье наибольшая плотность религиозных общин: на каждую приходится всего по 6 тысяч человек (для сравнения: в соседней Ростовской области – почти 9 тысяч, или в полтора раза больше). 
Что же касается православных приходов, то на каждый на Ставрополье приходится в среднем 4,6 тысячи человек (в то же время в Ростовской области – 7 тысяч, даже на казачьей Кубани – 6,5 тысячи). Значит, именно Ставрополье можно смело назвать «самым православным» регионом Юга России. 
Одна из главных находок исследователей «Среды» – огромная группа «просто христиан», которые не относят себя ни к православным, ни к католикам, ни к протестантам. Даже в таком религиозном регионе, как Ставрополье, их больше, чем по России в целом (почти 7% взрослого населения против 4% в целом по стране).
Основа этой социальной группы – протестанты, мусульмане и «протестные» православные, которые не видят себя в лоне РПЦ. Несомненно, это самая благодатная «почва» и для христианской, и для мусульманской миссии. Тем более, если приплюсовать к ней еще 19% арелигиозных жителей Ставрополья (те, кто выбирают для себя «верю в Бога, но конкретную религию не исповедую»).
 

Антон ЧАБЛИН,
обозреватель «Открытой»

 

Роман ЛУНКИН, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, автор проекта «Арена»:
– За двадцать лет религиозной свободы в России сложилось типично европейское религиозное многообразие с обилием путей, на которых люди ищут себя... Наша религиозная карта слишком сложна, чтобы закрашивать ее одним-двумя цветами...
Ломается стереотип, который сложился за последние 20 лет о том, что есть какая-то идеологическая Россия, где есть традиционная религия, где 80-90% - православные… Поэтому церковь и обижается на социологов, которые им выкладывают вот эту реальную картину, где не 80, а 40% православных...
Церковные иерархи и политические деятели с большой неохотой признаются, что общество под ними – уже не монолит. Что нет власти церкви, нет власти Московского патриархата в государстве. 

 

Михаил07 июня 2013, 10:58
 
 
 
 

Эти данные среды подтверждаются и выступлением Задорина из "Циркона" на круглом столе, посвящённом вопросу «Должна ли церковь уважать чувства атеистов?»: Условно говоря 60-70% относят себя к православным и при этом, как минимум половина из них, реально, в поведении, не следуют определённым соответствующим нормам. Более того, по более уточнённым данным, когда их спрашивают, а во что вы верите, так сказать, получается, что, по большому счёту, они скорее как бы язычники, или так скажем условно-верующие... ...это свойственно по большому счёту вот порядка 30-40% населения. В итоге получается, что если внимательно посмотреть, то реальная карта религиозных воззрений, чувств, ощущений, самоидентификации должна быть уточнена следующим образом. В той или иной степени православие, я не говорю строго там соблюдающим, очень мягко соблюдающим, где-то вот в таком компромиссном варианте, порядка 30%, а вот если совсем строго говорить, кстати, по поводу соблюдения постов, посещения храмов, молитв и так далее, это 7-8%. 20% это те, как мы уже сказали, атеисты, неверующие. 10% это другие религии. И вот огромная масса, порядка 40%, в известной степени, пока можно отнести к неопределённому значит такому мировоззрению или, как бы религиозной позиции, во многом, схожей с язычеством. Если мы вот эту карту реальную посмотрим, то получается, что вопрос о том, что должны ли верующие уважать право атеистов, он в известной степени абсурдный, потому что тут нет большинства и нет меньшинства. В этой реальной карте распределения религиозных воззрений, существует 3 более-менее равные группы. http://youtu.be/-o_p3djlytc

Соломон19 сентября 2012, 22:51
 
 
 
 

Еще один неуч.Пишите о том, в чем хоть что-то понимаете.Все сплошная липа.

Федор12 сентября 2012, 11:59
 
 
 
 

Храм Христа Спасителя строился на деньги Россиян (до рев.1017 го.).Лужиков на наши налоги построил "новый" храм.Ну и сдал в аренду соответственно.И дальше что? Делиться надо!Господа имущие.

Татьяна08 сентября 2012, 16:37
 
 
 
 

Интересная статься, информативная. Но удивила цитата: "...лишь 6% ставропольцев признались, что делают пожертвования в пользу религиозных объединений (нам бы поучиться, скажем, у Липецка и Курска, где таких жертвователей больше 30% взрослого населения)." Вернее, удивила не так сама цитата, а акцент "НАМ БЫ ПОУЧИТЬСЯ..." Чему? Выкладывать свои кровные на постройки церквей, которых сейчас в России ну очень много! И все это на денежки налогоплательщиков, которые за медицинские процедуры вынуждены платить, за образование детей, получать среднюю зарплату в 12 тыс руб, да еще и церковникам "подавать"! Порадовало, что верующих в стране еще не так много, как зомбируют по российскому ТВ, вот только в школы вводятся уроки религии в нарушении Конституции - это уже преступление.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях