Поиск на сайте

«Юбилей мастера» - под таким названием в краеведческом музее открылась выставка, посвящённая 175-летию художника-академиста Василия Смирнова

 

Открывая выставку, директор музея Николай Охонько начал с ответа на вопрос, который терзает многих: когда же начнет работать дом-музей художника по улице Дзержинского?

И тут ожидала всех приятная новость: сейчас в доме идет реставрация, и через год-два он снова примет посетителей. Видно было, как легко вздохнули присутствующие.

Да и то, разговоры вокруг домика Смирнова идут давно, вплоть до того даже, что восстановлению он более не подлежит, поскольку автомобильное движение и соседние стройки привели его в полную негодность.

Очень хочется верить, что это всего лишь слухи и филиал музея будет еще долго радовать любителей изящного искусства, а с ним и истории нашего города.

Выставка получилась небольшая, но невероятно, если можно сказать так, уютная и доступная - посетить ее будет интересно не только маститым художникам, но и первоклашкам, для которых приготовили особенный сюрприз - школьные парты из далекого советского прошлого, какие и остались только в музеях.

Но и это не все - детей здесь ждут прописи, в которых, удобно устроившись за партой, можно проверить себя на чистописание.

И у этой задумки есть особый свой смысл - в Ставрополе Василий Иванович Смирнов, в том числе, преподавал и чистописание, что в подготовке людей образованных и культурных делом было первостепенным.

А вот как писали во времена Смирнова, можно увидеть на выставке - одним из экспонатов стала тетрадка безвестного гимназиста за 1909 год, густо исписанная математическими формулами. Такого красивого почерка я, признаюсь, еще не встречал. Но еще больше поражает своей красотой и аккуратностью свиток конца XVIII века с прописями кириллической азбуки и арабских цифр.

Кто-нибудь наверняка обращал внимание, что почерк всех значимых документов, скажем, позапрошлого века почти не отличить, такое ощущение, что все они были писаны одним человеком. Это и есть результат чистописания, учиться которому, думаю, было ой как непросто.

Да-а, подумал я, не мешало бы и самому потренироваться выводить в прописях палочки и кружочки, а то с компьютером и вовсе можно разучиться писать.

В Петербургской императорской академии художеств Василий Смирнов учился с 1860-го по 1870 год, став одним из лучших ее выпускников. Подтверждение этому - оригинал диплома «на звание Классного художника третьей степени», а также свидетельство о том, что Смирнов «в бытность ученика награжден двумя серебряными медалями второго и третьего достоинства». К слову, сокурсниками Смирнова были Илья Репин и Константин Маковский.

В российской столице Смирнов жил более чем скромно, перебиваясь с хлеба на воду, - и это не образ, а самая суровая реальность. Денег не хватало даже на бумагу, а потому рисовал, бывало, на картонках от шляпных коробок.

В 1873 году Смирнов перебрался в Ставрополь. Решение променять российскую столицу на провинциальный южный городок художник принял в силу разных обстоятельств, но главными из них была стабильная зарплата в реальном училище, куда он и устроился сразу по приезде.

Манила, конечно, и богатая фактура - Кавказские Минеральные Воды, да и сами окрестности Ставрополя, вдохновившие многих творческих людей, бравшихся за кисть и перо.

Позднее уже, когда Василий Иванович обзавелся семьей, в которой было девять детей, преподавал в мужских и женских гимназиях, в духовной семинарии.

На выставке представлены самые разные фотографии семьи художника, дом купца Третьякова, в котором одно время жили Смирновы, и, конечно же, известный домик по улице Александровской (ныне Дзержинского), где мастер провел с 1889-го по 1922 год.

Интересно, как повлияла творческая атмосфера в доме художника на его детей - все они выросли людьми порядочными и одаренными. Из семьи Смирновых вышли актеры, журналисты, писатели, ученые, музыканты. Да, было время, когда человека, прежде всего, формировала семья, но это уже другая тема.

Среди экспонатов представлены палитра и этюдник художника, но самая ценная часть выставки, конечно, его работы - живопись, акварель, рисунки. Сегодня работы художника хранятся в самых разных городах, доподлинно даже неизвестно, в каких именно, а потому нашим музейщикам приходится эту информацию собирать до сих пор.

Есть версия, что в период оккупации города часть работ художника была вывезена в Германию и для нас бесследно утрачена. Творческое наследие Смирнова насчитывает около пятисот произведений, и более  двухсот из них находится в ставропольском  музее.

Но если наследием художника занимались многие, то открытие Смирнова как преподавателя принадлежит именно Ставрополю. В одном из своих рисунков мастер запечатлел зевающего мальчика. Работа так и называлась - «Не выспался». Можно не сомневаться, что сценку эту Василий Иванович подсмотрел именно на своих уроках.

Интересно, что из портретов художник больше всего любил писать женщин и детей, некоторыми из них можно полюбоваться лично - «Дамой с перчаткой», «Портретом итальянки», «Астей», «Портретом натурщицы художника Маковского», «Девочкой с разбитым кувшином». Все, к слову, написаны еще до приезда художника в Ставрополь.

Один из наиболее известных мужских портретов Василия Смирнова, также представленных на выставке, - это изображение Ивана Сергеевича Тургенева, написанного с фотографии в 1908 году к 90-летию со дня рождения классика.

Отдельный стенд посвящен Коста Хетагурову, другу семьи Смирновых. Василий Иванович был не просто учителем Коста - он раскрыл в нем дарование художника и подготовил к поступлению в Санкт-Петербургскую академию художеств, куда тот был зачислен с первого раза (даже Репин поступил со второй попытки). Есть на выставке и работы самого Хетагурова, в их числе живописные - «Терек» и «Перевал Зикара».

Не случайно Смирнова в Северной Осетии чтут не меньше, чем своего достойнейшего земляка. Характеры и судьбы этих двух людей во много слились, но самое главное, наверно, в том, что эти два человека навеки объединили два народа. И очень приятно было видеть, как после официального открытия выставки представители Северной Осетии вместе со ставропольскими музейщиками и художниками обсуждали, как подготовить альбом репродукций Василия Смирнова и Коста Хетагурова.

…Первая выставка в Ставрополе, посвященная художнику, прошла еще в 1977 году, став настоящим культурным открытием. Афиша с того далекого мероприятия сама стала экспонатом, который бережно поместили под стеклом, но и сегодня она, как прежде, зазывает гостей.

 
Олег ПАРФЁНОВ
 
 
 
 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях