Поиск на сайте

В наступившем тысячелетии успешное развитие науки и распространение научного знания во многом определяются достижениями в сфере информационных технологий

 

Среди историков не существует единодушия относительно того, где и когда зародился научный способ познания мира. Случилось ли это за 600 лет до Рождества Христова в Древней Греции благодаря деятельности первых философов (Фалес, Пифагор, Ксенофан и др.) или же научный поиск, пусть и очень примитивный, существовал даже в первобытном общесте как следствие присущей людям любознательности?
Как бы то ни было, работы знаменитых европейских ученых XV-XVI веков (Кеплер, Галилей, Ньютон) отвечают большинству критериев, предъявляемых сегодня к научным публикациям. А уже в первой трети XIX века наука фактически представляла собой то, чем она является для нас теперь, – важное общественное явление (благодаря практической значимости ее достижений) и один из видов профессиональной занятости (наравне с шахтерами, государственными служащими и пр.).
Как результат, став неотъемлемой частью общественного устройства, мир науки оказался подвержен влиянию тех же факторов и тенденций, что и человечество в целом. Так, сегодня развитие информационных технологий (Интернет, мобильная связь, компьютеры и т.д.) не только изменило повседневную жизнь обычных людей, но и заставило ученых играть по новым правилам.
О некоторых «модных» веяниях в научной и образовательной среде, так или иначе связанных с достижениями в сфере ИТ, наш дальнейший рассказ.

 

Без границ
Гармоничные отношения «учитель – ученик» издавна считаются краеугольным камнем любого образовательного процесса, поскольку определяют эффективность обучения в целом. В этой связи отсутствие живого общения, как в случае дистанционного (заочного, по переписке и т.д.) образования, многими воспринимается как один из существенных недостатков данной модели.
Следует отметить, однако, что современные платформы электронного обучения предлагают обеим сторонам уровень интерактивности (взаимодействия), по меньшей мере не уступающий тому, что они привыкли видеть в традиционных классах.
Другими словами, с развитием дешевого высокоскоростного Интернета студенты и преподаватель имеют возможность видеть друг друга, общаться, задавать вопросы и получать ответы в режиме реального времени, как если бы они находились в одной комнате.
Что же касается качества обучения, то зачастую оно оказывается даже выше, поскольку видеозапись урока и подготовленные учителем сопроводительные электронные материалы доступны учащимся круглые сутки.
Как результат, ученики имеют возможность в удобном для себя режиме, не стесняясь учителя или одноклассников, раз за разом просматривать трудные места, добиваясь полного понимания.
В России сегодня подобную модель продвигают, в числе прочих, компании, предлагающие услуги онлайн-репетиторства. Одними из первых удобство такой формы обучения оценили взрослые и дети, изучающие иностранные языки (lang-tutor.com, repetitoronline.com и др.).
Сегодня благодаря Интернету стало возможным, не выходя из дома, в удобное для учащегося время установить видеосвязь с преподавателем (программа «Скайп») и проводить занятия, мало чем отличающиеся от традиционных уроков с репетитором.
Благодаря новым технологиям носители редких языков, «настоящие» иностранцы и умудренные университетские профессора готовы делиться своими знаниями и опытом, даже если разделяют вас государственные границы и часовые пояса.
В свою очередь, онлайн-преподавание точных наук (tutoronline.ru, dist-tutor.info) полагается, как правило, на использование специальных систем управления обучением, своего рода виртуальных (компьютерных) классных комнат. В этом случае в распоряжении учителя и ученика есть электронная доска для написания формул, построения графиков, совместного просмотра обучающих видеороликов и т.д.
Во внеурочное время учащиеся могут, как правило, получить совет и необходимую помощь, обратившись к преподавателю по электронной почте или оставив ему сообщение на сайте.
По мнению специалистов, будучи все еще относительно новым явлением для нашей страны, уже в ближайшем будущем дистанционное репетиторство начнет играть значительную роль на российском рынке образовательных услуг.
Дальнейшее проникновение Интернета будет способствовать тому, что все большее число студентов, школьников и их родителей станут искать необходимую им помощь в Интернете, обращаясь к лучшим, на их взгляд, преподавателям, неважно – проживают ли они в другом городе или даже стране.

 

Было бы желание
История обучения на расстоянии насчитывает, по крайней мере, несколько веков, когда c развитием регулярного почтового сообщения в Европе (XVIII-XIX века) стали возможными надежные корреспондентские отношения между учениками и педагогом.
Позже появились всевозможные курсы, публикуемые в периодических печатных изданиях, обучающие проекты на радио и телевидении, заочные и вечерние отделения при университетах.
Cегодня, однако, дистанционное образование полагается все больше на компьютеры и скоростной Интернет. Так, многие российские и западные вузы, государственные структуры и профессиональные сообщества предлагают всем желающим как отдельные онлайн-курсы (например, повышения квалификации), так и полноценные университетские программы, предполагающие получение дипломов.
В то время как подавляющее большинство подобных предложений носит коммерческий характер, особый интерес представляют проекты тех организаций и частных лиц, что выступают за бесплатный доступ к образовательным ресурсам.

 

Академия Хана
Создавая в 2006 году веб-сайт (khanacademy.org) и одноименную некоммерческую образовательную организацию, недавний выпускник престижного Гарвардского университета (США) Салман Хан ставил своей целью «предоставление высококачественного образования каждому, всюду».
Сегодня его интернет-академия предлагает собрание из более чем 3,5 тысячи бесплатных мини-видеолекций на самые различные темы – от математики и астрономии до истории и макроэкономики. За прошедшие шесть лет со дня основания сайта обучающие материалы портала были просмотрены свыше 220 млн. раз. Хотя основной язык здесь английский, добровольцы со всего мира создают и размещают переводы лекций на другие языки, включая русский.

 

Выше выгоды
С недавних пор пользователям Интернета стали доступны не только отдельные бесплатные лекции, но и полноценные университетские курсы. Главной движущей силой здесь стали несколько ведущих американских вузов (Стэнфордский университет, Калифорнийский технологический институт и др.), которые приняли решение опубликовать в Сети свои учебные материалы (конспекты лекций, домашние задания, экзаменационные вопросы и т.д.).
На сегодняшний день, к примеру, на сайте (ocw.mit.edu) одного из зачинателей этого движения, университета №1 в мировом табеле о рангах – Массачусетского технологического института (МИТ) – можно найти свыше 2 тысяч учебных курсов, что составляет порядка 80% всей его учебной программы.
Данный проект, запущенный в 2001 году в первую очередь как ознакомительный (потенциальные студенты, преподаватели других вузов и т.д.) и репутационный (распространение знаний превыше финансовой выгоды), оказался ценным инструментом самоподготовки и самообразования для миллионов людей по всему миру.
В ряде стран (Индия, Китай, Япония и др.) подобный подход к своим образовательным ресурсам был внедрен рядом ведущих национальных университетов. Последние для удобства студентов не только осуществили перевод некоторых учебных материалов своих американских коллег, но и провели ревизию собственных программ в целях улучшения качества обучения.

 

Учиться у лучших
Необходимо заметить, что материалы, публикуемые Массачусетским технологическим институтом, строго говоря, не являются программами дистанционного обучения. Последние, в идеале, помимо профессионально сделанных видеолекций, должны включать сопроводительные материалы (конспекты, необходимые учебники и т.д.) и обеспечивать обратную связь и проверку знаний студентов путем сдачи домашних заданий, промежуточных тестов и финальных экзаменов.
Подобный сервис на сегодняшний день бесплатно предлагают, по крайней мере, три образовательных интернет-портала – Эдэкс, Курсера и Юдэсити (edx.org, coursera.org, udacity.com).
Запущенная в апреле 2012 года Курсера, к примеру, объединила 30 с лишним ведущих американских, европей-ских и азиатских вузов, обеспечивая доступ к более чем 200 различным курсам, читаемым профессорами университетов-участников проекта.
Не прошло и года, а уже свыше 2 млн. человек из более чем 190 стран мира взяли хотя бы один из предлагаемых на данном портале курсов.
Специалисты пока осторожны в оценках, как подобные бесплатные образовательные проекты скажутся на традиционных учебных заведениях. По разным оценкам, активными слушателями, получившими в итоге сертификат об окончании того или иного курса, оказываются лишь 10-30% от числа зарегистрировавшихся. Вместе с тем популярность некоторых лекций такова, что число желающих их увидеть достигает 150 и более тысяч человек.
Как отмечают сами профессора, при обычных условиях им бы потребовалось 100-200 лет, чтобы передать свои знания такому количеству студентов.
*Камо грядеши – (церк-слав.) куда идёшь?

 

Александр ЛЕОНТЬЕВ

Ольга01 февраля 2013, 10:01

Спасибо, для меня Ваша статья с анализом - глоток свежевого воздуха и желание поддержать, помочь своим внучкам освоить все эти новшества.

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях