Поиск на сайте

Чего больше от мобильного телефона - вреда или пользы?

 

Помнится, два десятка лет назад мэр Санкт-Петербурга Анатолий  Собчак совершил символический первый звонок по сотовому телефону своему коллеге в Америку. Это было настоящим событием столичного масштаба. Сегодня никого подобным не удивишь, дворники и те метут улицы, прижав к уху мобильник плечом. Телефон всегда при нас, он стал явью, привычкой, страстью, наркотиком. Особенно для молодежи.
В стародавние, советские, времена люди в транспорте главным образом читали или спали. Теперь сосредоточенно жмут на мобильниках кнопки, энергично общаются: кричат, жестикулируют, междометничают, не обращая внимания на тех, кто рядом. Как только раньше мы обходились без сотовой связи?
На днях я вышел из дома на работу, а телефон забыл. Чувствую, что подступает дискомфорт, переходящий в раздражение и тревогу. Звоню с работы домой, ставлю задачу жене: найди, включи, отвечай и т. д. А вдруг потребуюсь кому-нибудь срочно, мол, обыскались, почему не отвечал? Позвонил и успокоился...
Удивительно, но этот день прошел спокойно. К вечеру, вопреки усталости, настроение поднялось, решил даже немного пройтись. Погода - прелесть: легкий ветерок, туман, изморось, гуляю, аж петь хочется! С детства люблю это ненастье, в памяти всплывают некрасовские строки: «Поздняя осень, грачи улетели...»
А параллельно все же думаю: неужели все дело в погоде, что ж так хорошо на душе? Стоп! Я же целый день провел без мобильника: ни занудных наставлений начальства, ни горящих заданий, ни долгих бесед с коллегами, ни одного ЦУ от жены… Ну чем не праздник?! Так что же мобильный телефон - зло или благо?
Из истории известно, что Жан-Жак Руссо на вопрос французской академии наук «Содействовало ли возрождение наук и искусства очищению нравов?» дал резко отрицательный ответ.
Попробуем подкорректировать классика: и люди стали хуже, и людям стало хуже. Раньше люди спешили на помощь любому попавшему в беду. Теперь очевидцы происшествия стараются снять его на мобильник, а потом выложить кадры в Интернете на всеобщее обозрение.
Но и людям лучше не стало. Мобильный телефон - это настоящий карманный стрессор. В самом деле, человек все время находится, как собачка, на коротком поводке, за который его в любой момент могут дернуть. Психика находится на взводе: ждите сигнала, ждите сигнала, ждите сигнала...
Но вот зазвенело - и мы сначала тревожимся: мало ли что?! Пустячных звонков не бывает: вот выговор за вчерашнее, вот выволочка за сегодняшнее, задание на завтра, звонок-напоминание, звонок-недоразумение, звонок-ошибка, звонок от скуки, звонок от оператора станции, рекламный звонок, звонок социологического опроса, звонок из банка насчет оплаты... Как чувствует себя абонент? Теперь ему самому нужно кому-то звонить, значит, опять нервы... Куда, мол, деваться, жизнь такая...
Может, вообще не звонить? Конечно, так не получится. Однако над выгодой от минимизации звонков поразмышлять стоит.
Отказ от лишних звонков мог бы существенно повысить деловую активность. Нет же, едва поступил озадачивающий звонок, как мы стараемся избавиться от проблемы: спешим с докладом к начальнику, нагружаем подчиненных. А время идет...
Звонки отвлекают, не дают сконцентрироваться, особенно занятым интеллектуальным трудом, постоянно приходится перестраиваться с волны на волну. Но быстро не получается - срабатывает закон инерции. Едва сосредоточишься на чем-то одном, как приходится перестраиваться на другое. Вот и получается КПД ниже паровоза.
Кроме того, надо помнить, что невозможность общения - это разбег навстречу друг к другу. И, напротив, постоянное общение любящих людей должно быть дозированным. В противном случае - накапливается немотивированное раздражение. Так что злоупотребление мобильной связью грозит ослаблением межличностных связей.
В общем, как ни крути, а мобильный телефон - это стрессор со знаком качества. Стресс в переводе с английского означает «напряжение», мобильник нам это гарантирует?! Как известно, от постоянного напряжения устает даже металл - теряет прочность, упругость. Хорошо, что человек не железный. Чем утешится?
Ученые предлагают такой способ борьбы со стрессами: мол, все в этой жизни - пустяки. Есть, правда, и другой совет: проблема – это ваш шанс. То есть у нас всегда есть два выхода: отступить перед проблемой, сдаться, в итоге потерпев поражение, или преодолеть ее, выйти победителем, а за труды свои быть вознагражденным.
Лично я более успокаиваюсь иным. Американский психолог Т. Шибутани считает, что две трети проблем, которые задевают нас, на самом деле не требуют приложения наших сил, они разрешаются сами собой. Еще 10 процентов из числа тех, что нам не разрешить никогда. И только десятая часть действительно требует наших усилий. Хорошие цифры! Ну а как быть с мобильником, решайте сами.
А пока, думаю, не помешает сформулировать основные правила пользования мобильным телефоном.
Итак, пользоваться мобильником следует только в неотложных случаях. Много ли таких за день? Стоит проанализировать все входящие и исходящие звонки, как обнаружится, что без телефона можно было и вовсе обойтись.
Перед звонком нужно мысленно прорепетировать предстоящий разговор - что скажешь, как скажешь, чем закончишь. Разговор должен быть кратким по времени, дельным по существу и, насколько это возможно, приятным эмоционально: негоже замолкать, не сказав абоненту что-нибудь приятное на прощание.
Нельзя звонить сгоряча, под влиянием минутного настроения. Психологи рекомендуют для успокоения считать хотя бы до ста. А там, глядишь, и нужда в звонке отпадет.
Звонок должен быть прогностическим. Не стоит звонить, когда абонент, скорее всего, находится за рулем, едет в транспорте, находится на совещании, проводит занятия, отдыхает, заведомо находится в дурном расположении духа.
Разговаривая, не следует отвлекаться на поступивший звонок - подождут, перезвонят, ибо самый важный человек на свете тот, который в данный момент с тобой на связи.

 

Николай БОНДАРЕНКО
Ставрополь

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях