Поиск на сайте

В последних числах декабря краевой музей изобразительных искусств отпраздновал свой 45-летний юбилей. Возраст для музея небольшой, скажете вы, но за это время его сотрудниками проделана колоссальная работа. Еще несколько лет назад здание на улице Дзержинского, где располагается музей, находилось практически в полуразрушенном состоянии, а ныне это шикарный особняк, где хранятся несколько тысяч уникальных экспонатов, лучшие из которых музей представил на юбилейной экспозиции. Наш собеседник - автор каталога, посвященного выставке, Людмила ВОЛОШЕНКО.
 
- Людмила Станиславовна, расскажите, какая коллекция стала основой создания музея?
- Появление художественных коллекций в Ставрополе имеет давнюю историю, которая корнями уходит в XIX век. По рассказам краеведов, многие купеческие роды Ставрополя обладали художественными собраниями. Так, экземпляры из коллекции знаменитых меценатов купцов Алафузовых явились основой для создания в 20-е годы художественного отдела Ставропольского краеведческого музея, ныне музея имени Прозрителева и Праве.
- Купеческая семья Алафузовых в забытом богом городе собирала картины известнейших живописцев…
 - Алафузовы обосновались в Ставрополе в 1827 году. Основатель рода – Иван Антонович Алафузов, в 1860 году ставший купцом 1-й гильдии и почетным гражданином города. Вот отрывок из воспоминаний известного историка и краеведа Геннадия Николаевича Прозрителева: «…в доме Алафузовых была устроена прекрасная художественная галерея, в которой демонстрировались полотна известных мастеров России и Европы». Купцы Алафузовы были большие эстеты и собрали в то время одну из богатейших и интереснейших коллекций в России.
- А как дальше формировался художественный отдел музея?
 - В 1925 году нам прислали несколько работ из государственного музейного фонда. А через несколько лет 26 произведений передал Государственный русский музей и Эрмитаж. Наряду с работами русских авторов, отдел стал обладателем портретов кисти известнейших живописцев Робертсона и Винтергальтера, а также собранием датской живописи из Аничкова дворца.
С созданием музея изобразительных искусств основная часть из собрания художественного отдела краеведческого музея перешла к нам. На тот момент это было 400 произведений классического русского и зарубежного искусства: живопись, графика, скульптура, предметы прикладного искусства. Стараниями первого директора музея Бориса Бендика фонд пополнился интереснейшими произведениями голландских, фламандских, немецких, французских мастеров XVII-XIX веков. В их числе картина «Распятие» неизвестного испанского художника, «Портрет молодой женщины» кисти Пьера Миньяра - образец французской живописи времен короля Людовика XIV.
- Я знаю, что Эрмитаж подарил нам не только картины…
- Да, благодаря «главному» музею страны у нас появилось собрание предметов античного искусства: амфоры, светильники, статуэтки, уникальное финикийское стекло пятого века до нашей эры. Также целый ряд произведений восточного искусства, изделия арабских мастеров: вазы и табакерки, декорированные растительным орнаментом. В общей сложности Эрмитаж передал в Ставропольский музей изобразительных искусств около 200 единиц хранения, и в основном сформировал отдел зарубежного искусства.
- А какие приобретения вы можете назвать наиболее интересными?
- Ценным приобретением стало полотно «Святое семейство» неизвестного итальянского мастера, выполненное маслом. Датируется эта картина XVI веком. Также интересен миниатюрный женский портрет на пластинке из слоновой кости. В нашем музее даже хранятся офорты (самая распространенная техника гравирования) великого Рембрандта. Один из них - «Автопортрет» выполнен в 1648 году в период расцвета творчества художника. Рембрандт изображает себя открыто смотрящим на зрителя, невольно заставляя соприкоснуться с миром своих чувств и переживаний.
Некоторые экспонаты представляют документальный интерес. Так, полотно «Битва французов с русскими» исторически достоверно изображает Аустерлицкое сражение 1805 года. Выполнил его участник битвы генерал-лейтенант Эммануил Сен-При.
Не менее интересен портрет «Девушка в белом». Он был написан в 1860 году специально для известных русских меценатов графов Шуваловых. Долгое время картина находилась в Шуваловском особняке в Санкт-Петербурге. Молодая графиня Елизавета Шувалова изображена прославленным французским портретистом Франсуа Ксавье. Он рисовал многих представителей знатнейших домов Европы и России, и даже некоторых царственных особ. Особенно хорошо ему удавались женские портреты.
Вообще рассказывать об экспонатах музея можно бесконечно. Приходите лучше на юбилейную выставку, где представлены картины из Павловского и Аничкова дворцов, особняков графов Шереметьевых и Мятлевых. Уверяю вас: не разочаруетесь!
 
Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях