Поиск на сайте

Как такое возможно в самом плодородном регионе страны?
 

Инфляция в крае зашкаливает, ценники на прилавках магазинов приходится переписывать все чаще. По данным краевого органа Росстата, в январе-феврале цены на Ставрополье выросли на 3,2% (при годовом прогнозе 11%). «Локомотивами» инфляции стали картофель, свекла и гречка (с начала года подорожали на треть). Морковь подорожала на 19%, лук – на 17%, капуста – на 16%, пшено – на 15%, сухое молоко – на 11%, сахар – на 10%. 
«У нас картошка дороже бананов, когда такое было?! И такими же темпами растет цена на самые необходимые продовольственные позиции. Так дело не пойдет!» – заявил Валерий Гаевский на недавнем заседании правительства края. Причем, по убеждению губернатора, скачкообразный рост цен на продукты связан в первую очередь со «спекулятивными аспектами, которые нужно пресекать на корню». 
Так почему в регионе, который всегда считался житницей России, столь стремительно дорожают продукты? Об этом корреспондент «Открытой» беседует с председателем краевого комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Андреем ХЛОПЯНОВЫМ.

 

– Андрей Георгиевич, каков ваш прогноз: что у нас будет с потребительскими ценами в нынешнем году?
– Прогноз очень осторожный. Ну вот, например, что касается картофеля. Повышение цен на картошку продиктовано объективными условиями – в прошлом году был катастрофический неурожай этого корнеплода. Но мы делаем все от нас зависящее, чтобы снизить розничные цены.
Сейчас решается вопрос о закупках организациями потребкооперации излишков картофеля, выращенного на личных подворьях. Также мы готовы заключить договоры на поставки картошки с Воронежской областью и Польшей, которые обещают цену не выше 30 рублей за килограмм. 
– А хлеб?
– Хлебопеки гарантируют, что цена белого «кирпичика» в нынешнем году останется без изменений. 
– И все же, почему в регионе, который считается житницей России, цены ненамного ниже сибирских или московских?
– А с чего вы взяли, что не ниже?! Статистика говорит об обратном. Например, Общественная палата РФ регулярно проводит мониторинг цен на продукты в крупнейших городах страны. На днях был опубликован очередной отчет, судя по которому ценовой индекс в Ставрополе – самый низкий среди исследованных городов. 
Конечно, добиться того, чтобы хлеб или макароны продавались на Ставрополье вдвое дешевле, чем в Москве, невозможно. Мы живем во время глобализации экономики, во время открытых границ, когда каждый производитель имеет возможность освоить любые рынки сбыта.
Естественно, для него нет никакого смысла продавать свой товар в одном регионе по рыночной цене, а в соседнем – вдвое дешевле. Это бизнес, в котором главенствует суровый закон выживания. Особенно учитывая, какая низкая рентабельность сегодня у российского пищепрома, когда производитель бьется за каждую копеечку. 
– В предыдущем интервью вы говорили, что за последних три года в крае открылось почти 400 новых пищевых производств. Но стоит зайти в любой местный супермаркет, прилавки завалены продуктами из Подмосковья, Кубани, КЧР, а местных-то и не видать. А куда же тогда уходят товары, произведенные в крае?
– Ставропольские бренды сегодня гремят по всей стране и даже за рубежом: макароны «Петровские нивы» экспортируются в 56 регионов, курятина «Ставропольского бройлера» завоевала весь юг России, спагетти «Байсад» продаются в Италии, мороженое МКС – в Израиле. Я уже не говорю про нашу минеральную воду, которую знают по всему миру. Возрождается бренд «Стрижамент», который тоже был в свое время визитной карточкой Ставрополья. 
– Италия - это, конечно, хорошо. Но что мешает краевым розничным сетям (ритейлерам) плотнее работать с местными производителями? Неужели вы не можете стукнуть кулаком по столу: мол, чтобы завтра ставропольские макароны были в каждом «Магните»!
– Мы не сторонники протекционизма. Запретами и ультиматумами ничего не решить, мы действуем методами убеждения. Например, каждые два месяца в моем кабинете собираются директора всех крупных торговых сетей края, вместе дегустируем лучшие образцы ставропольской продукции.
– Уговоры действуют?
– Часто да. Но не все вопросы возможно решить на местах. Помните, в конце 2008 года в Ставрополе закрылись сразу несколько сетевых супермаркетов («Патэрсон», «Гроссмарт», «Звездный», «Гармония»). Закрылись с огромными долгами, потом были долгие суды, скандалы. 
После этого столичные ритейлеры, работающие на Ставрополье, изменили формат бизнеса: теперь в регионе существует не дочернее юрлицо какой-либо торговой компании, а филиал, и возглавляет его не директор, а старший менеджер. Естественно, с него и спроса никакого нет – по всем вопросам сразу отсылает к начальству в Москву.
Существуют и инфраструктурные проблемы. Скажем, в краевых гипермаркетах Metro с огромными оборотами практически нет ставропольской продукции. Мы много раз выходили с предложениями к руководству этой компании, но слышали один ответ: ближайший распределительный центр Metro находится слишком далеко, за пределами края. 
– Вы говорите, что не сторонник протекционизма, но в то же время в конце прошлого года ваш комитет запустил краевую акцию «Покупай ставропольское!».
– Это скорее имиджевый проект, никаких финансовых преференций для местных производителей и запретов для импортеров он не предусматривает. Проводится эта акция в рамках «Концепции продовольственной безопасности» и направлена в первую очередь на то, чтобы привлечь внимание потребителя к ставропольской продукции – и тем самым увеличить долю местных производителей на краевом рынке. 
Мы формируем реестр краевых предприятий пищепрома, личных хозяйств и розничных рынков. Многие товаропроизводители, когда мы обращались к ним с запросами информации, признавались честно: «А мы уж думали, власти про нас забыли». И вот главная задача нашей акции – как раз и дать производителям уверенность в завтрашнем дне, показать, что они нужны Ставрополью!
– Но уверенность какими-то реальными делами должна подкрепляться.
– И реальные дела есть! Мы регулярно проводим выставку «Пищевая индустрия Ставрополья», в крупных городах проходят мини-ярмарки выходного дня «Покупай ставропольское!». Мы подсчитали, что за прошлый год провели в крае 3200 таких ярмарок, на которых продукции реализовано на сумму свыше 1 млрд. рублей!
Для этого, собственно, наш комитет и был создан – чтобы объединить в одних руках координацию как производственных, так и торговых процессов. И плюс наладить отношения с вузами. Ведь, как ни крути, когда заходит вопрос о конкурентоспособности ставропольских пищевых продуктов, сразу возникает и вопрос кадров. 
– Ну а кадры тут при чем?
– Мы прошлый раз с вами говорили о том, что краевые вузы резко сократили выпуск инженеров-технологов пищевых производств – специалистов, от которых и зависит вкус продукта. А ведь на плечи технолога ложится важнейшая задача – занять нишу на рынке, сделав продукцию того или иного бренда узнаваемой, эксклюзивной. 
Скажем, в СевКавГТУ несколько лет назад приступили к выпуску технологов виноделия. Учитывая, какой у нас благодатный край для виноградарства, таких специалистов должны с руками отрывать, но нет, вскоре эту специальность закрыли. Такая же тенденция прослеживается в случае подготовки специалистов для производства мяса, молока, хлебобулочных изделий.
– Но дело ведь не только в технологах. Можно делать вкуснейшее молоко, которое будет известно только в пределах вашего города или района, а чтобы двигаться дальше, нужны огромные деньги. 
– Продвижение товара – это уже задача маркетологов. Еще несколько лет назад многие бизнесмены смеялись, когда слышали название этой профессии или, скажем, слово «кластер». А сегодня уже стало насущной необходимостью иметь единую производственно-маркетинговую цепочку, не разорванную посредниками, чтобы у завода была собственная служба логистики, рекламы, розничная сеть под фирменным брендом. 
– Торговые сети, однако, для пищепрома роскошь, их могут позволить себе иметь только крупные производители. 
– А вы посмотрите, какой рывок за прошлый год сделали многие местные производители, создавшие почти с нуля мощные розничные сети по всему краю. Это Ставропольский, Буденновский, Арзгирский и Новоалександровский мясокомбинаты, Буденновский и Новоалександровский молзаводы.
И покупатель голосует рублем именно за такой формат торговли. Несмотря на множество супермаркетов, в прошлом году на них пришлась лишь четверть всего оборота розничной торговли в крае, еще четверть – это рынки и половина – на магазины шаговой доступности, к которым относятся и фирменные торговые точки. 
– Да, есть локомотивы рынка, но есть и аутсайдеры. И финансовые проблемы сегодня у многих крупных, мощных предприятий пищепрома. Например, только в прошлом году разорились Ессентукский молзавод, Ставропольский консервный завод, Минераловодский мясокомбинат, Ипатовский мясоптицекомбинат, «Рокадовские минеральные воды». Близок к банкротству Светлоградский мясокомбинат. Как это объяснить?
– У каждого предприятия своя история успехов и неудач. Если рассматривать пищепром в целом, то мы снова вынуждены вспомнить о кадровой проблеме – сказывается отсутствие профессионального менеджмента.
Кроме того, некоторые отрасли, например мясоконсервная, остро страдают из-за отсутствия сырья. Еще в первой половине 90-х была развалена закупочная система, и сейчас крупные предприятия порой вынуждены перебиваться импортом. Например, продукция  нашего животноводства, вывозимая за пределы края, замещается аргентинским мясом далеко не самого лучшего качества. Да и краевые молзаводы загружены лишь на 30-40%. 
 

Беседовал
Сергей  ЕВСЕЕВ

 

Товарищ15 марта 2011, 00:40

 
 
 
 

смешно читать интервью с человеком, который более шести лет был глазами, ногами и руками С.Бондарева, которого, кстати, ваша газета за тот год "протянула" (и за дело!) раз надцать. Последний вариант здесь: http://www.opengaz.ru/issues/49-440/kadrovaya_cheharda.html........ Ушел Бондарев, пришел Хлопянов. В чем разница? - вот какой вопрос надо было задать в первую очередь. Судя по интервью - абсолютно никакой. Да и откуда ей, этой разнице, взяться? Ведь стиль работы один и тот же:)Или яблоко упало за километр от яблони, штоль?

Игорь15 марта 2011, 00:39
 
 
 
 

Цитата:"Еще в первой половине 90-х была развалена закупочная система, и сейчас крупные предприятия порой вынуждены перебиваться импортом. Например, продукция нашего животноводства, вывозимая за пределы края, замещается аргентинским мясом далеко не самого лучшего качества. Да и краевые молзаводы загружены лишь на 30-40%."Конец цитаты. Возникает вопрос: а на хрена вы там тогда сидите??? Чтобы ныть про развал и упадок? Восстанавливайте систему закупок, запрещайте аргентинское и австралийское мясо 50-ти летней выдержки, лоббируйте права местных производителей в конце концов!Ну делайте же что-нибудь! За те деньги, которые мы, налогоплательщики,вам платим, можно горы свернуть!

Федор13 марта 2011, 17:13
 
 
 
 

......бла....бла...бла... председателем краевого комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Андреем ХЛОПЯНОВЫМ.Он даже не знает что Воронеж сам закупает картофель в других регионах, в Сибири.......Что тогда говорить про экономику края....

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях