Поиск на сайте

Обман населения и воровство в сфере ЖКХ полпред Александр Хлопонин  назвал катастрофой. Но чёрную дыру можно заткнуть, используя возможности лишь региональной власти. Эти решения – на поверхности, но их упорно не замечают в краевых верхах. Есть  ли  у  губернатора  Владимирова  политическая  воля да  и  просто  желание  избавить  от  жулья  измученное  население? Увы,  этого  стремления  пока  не  заметно

 

Неприбыльное дело
Вступивший в силу в 2005 году Жилищный кодекс предусматривает три формы управления многоквартирным домом. Жильцы вправе довериться управляющей компании, организовать собственное ТСЖ (или жилищный кооператив) либо заключить поквартирно прямые договоры с ресурсными организациями.
Причем при двух последних вариантах жильцы также вправе иметь договор и с организацией, которая займется обслуживанием их дома (например, будет предоставлять спецтехнику и рабочих). 
Конечно, самый цивилизованный способ – это ТСЖ, поскольку при этом жильцы сообща решают все возникающие в их доме проблемы. Понятно, что сами у себя они воровать не будут, поэтому и максимально дотошно контролируют работу ресурсных организаций. Однако не привыкшие к такому контролю коммунальные монополисты всеми возможными способами «душат» инициативу жильцов по объединению в ТСЖ.
В ст. 291 Гражданского кодекса и ст. 135 Жилищного кодекса прямо записано, что товарищество – это некоммерческая организация, то есть добровольное объединение граждан. В отличие от управляющей компании, ее основной целью не является извлечение прибыли.
Но при этом чиновники всеми способами пытаются уравнять управляющие компании и ТСЖ, относясь к ним как к коммерческим предприятиям. Например, сейчас в Госдуме ведутся дискуссии о том, что на товарищества было бы неплохо распространить обязательные требования по лицензированию.
Кроме того, ресурсные организации возлагают на товарищества и кооперативы финансовую ответственность за долги жильцов по коммунальным услугам. Хотя ни в одном законе такое требование не закреплено. Более того, прямо отрицает такую обязанность ст. 135 Жилищного кодекса, где говорится: «Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества...»

 

Не бизнес, а гражданский активизм
Что сегодня собой представляют тарифы на коммунальные услуги? Основную долю, естественно, составляет стоимость производства и доставки воды, тепла или света до вашей квартиры или офиса. Правда, чтобы получить плату за такую потребленную услугу, ресурсной компании нужно произвести дополнительные операции (специалисты употребляют термин «абонирование», хотя ни в одном нормативном акте его нет).
Что монополисты подразумевают под «абонированием», можно понять из принятого в прошлом году постановления правительства России №416, которым были утверждены «Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». Итак, это 1) начисление обязательных платежей, 2) оформление платежных документов, 3) расчеты с ресурсоснабжающими организациями, 4) взыскание долгов.
В отличие от коммунальной услуги (обеспечение населения теплом, светом, газом, вывоз мусора), услуги по сбору и начислению платежей относятся к жилищным – то есть они не могут и не должны регулироваться государством.
Понятно, что исполнение жилищных услуг (то, чем занимаются управляющие компании, ТСЖ и ЖК) – вещь очень трудоемкая и затратная. Но при этом ресурсные организации (читай: монополисты) таким образом трактуют закон, будто управляющие организации должны оказывать эти услуги бесплатно.
Порядок управления многоквартирным домом сначала был прописан в постановлении правительства №507, принятом семь лет назад, а сейчас – в действующем постановлении №354. Естественные монополии читают эти документы так, как им вздумается.
Якобы ресурсная организация должна поставить коммунальный ресурс (воду, тепло, электроэнергию) до одной точки – границы внутридомовых сетей. Управляющая домом организация (ТСЖ или управляющая компания) при этом якобы выступает оптовым покупателем ресурса, который затем должна перепродать в розницу уже индивидуальным потребителям – для личного, домашнего, бытового использования.
Именно такая схема работы (продавец – посредник) навязывается в договорах, которые монополисты требуют подписывать с ними управляющим компаниям и ТСЖ. И при этом напрямую запрещают повышать стоимость коммунального ресурса: хотя куплен он оптом, а перепродается в розницу, что намного сложнее и затратнее. Иными словами, свои услуги по сбору и начислению платежей ТСЖ и управляющие компании должны выполнять бесплатно. 

 

Хаос из-за неразберихи
Первым на Ставрополье новую схему решил внедрить «Ставропольэнергосбыт», свалив со своих плеч весьма затратные функции – по сбору и начислению платежей (то, что названо «абонированием») – на управляющие компании, кооперативы и ТСЖ.
Правда, из-за того, что не были сверены базы данных плательщиков между энергетиками и управляющими компаниями, жителям пришли платежки с гигантскими долгами. Несуществующими, разумеется. Это вызвало настоящий коммунальный хаос, о чем «Открытая» подробно писала в серии статей.
Отныне ТСЖ и управляющие компании были обязаны обсчитывать коммунальные ресурсы, «купленные» у сторонней организации: значит, содержать кассира, бухгалтера и специалиста по контролю счетчиков. А главное – обязаны были нести все риски по неплатежам по электроэнергии недобросовестных жильцов и оплачивать их задолженности.
В итоге это привело к коммунальному хаосу – тотальным неплатежам и многомиллионным долгам за электричество. По статистике, сегодня примерно 6% жильцов – злостные неплательщики. Однако законы написаны таким образом, что истребовать долги нет никакой возможности. Бессильны даже управляющие компании (казалось бы, обладающие всеми властными полномочиями). Что уж говорить про некоммерческие объединения – ТСЖ...
По сути, правительство одновременно пытается заигрывать и с монополистами, и с населением, чтобы для всех казаться «хорошим». Ведь по закону неплательщика невозможно даже выселить из квартиры, за которую он не платит годами. А ведь не секрет, что за коммуналку не платят, как правило, люди отнюдь не бедные, а состоятельные – например, чиновники или бизнесмены, которые покупают второе жилье в инвестиционных целях (на последующую перепродажу или сдачу внаем).
Только за прошлый год краевые энергетики (в лице компаний «Ставропольэнергосбыт» и «Пятигорские электросети») предъявили почти четыре десятка исков к ТСЖ о взыскании долгов жителей. Общая сумма претензий – почти 9 млн. рублей. 
Причем две трети исков рассматривались в особом порядке (сумма требований была менее 300 тысяч рублей) – без вызова сторон и изучения доказательств. А значит, ТСЖ невозможно даже выяснить, по чьей вине образовался долг. То есть, фактически, товарищества загоняют в угол: чтобы покрывать чужие долги, они вынуждены брать деньги из той суммы, которую им перечисляет население по строке «Обслуживание жилого фонда».

 

Кажущаяся свобода выбора
Похожая ситуация и в случае с управляющими компаниями. Хотя это и структуры коммерческие, которые могут зарабатывать деньги различными способами. И они вправе погасить задолженность жильцов, взяв ее из собственной прибыли (или, на худой конец, получив кредит в банке). По крайней мере, на это надеялись ресурсные организации, спихивая с себя самые трудоемкие функции по сбору долгов населения.
Но в случае с управляющими компаниями (в отличие от ТСЖ) риски связаны в первую очередь с коррупцией. Когда деньги сложены в одну кубышку (речь, понятно, о коммунальных платежах населения), их и стащить проще. Часто ведь бывает: если управляющая компания работает напрямую с ресурсными компаниями (минуя платежного посредника), то деньги, полученные от собственников, они аккумулируют на своих счетах, распоряжаясь ими как душе вздумается.
В прошлом номере «Открытая» рассказывала о скандальном банкротстве одной из крупнейших в Ставрополе ремонтно-управляющих компаний (РУК) «Альтернатива», которая вместе с собой в могилу уносит почти 22 миллиона долгов перед коммунальными предприятиями.
То есть деньги с населения в «Альтернативе» собирали исправно, а вот ресурсным предприятиям не поставляли. В итоге, по документам, злостными должниками оказывались целые многоэтажки.
Сейчас в арбитражном суде края рассматривается еще несколько подобных исков о признании банкротами крупных управляющих компаний. Это «Управдом» из Невинномысска (долг составляет почти 5 млн. рублей), «УК №1» из Михайловска (долг – более 11 миллионов), «Обслуживающая управляющая компания-7» из Ставрополя, «Жилищный комбинат» из Железноводска...
Почему мы не Бельгия?!
Итак, ставропольские энергетики еще два года назад поспешили избавиться от функции «абонирования». С нынешнего года намерены последовать их примеру также ресурсные организации, которые обеспечивают население водой и теплом.
До последнего времени для них ситуация со сбором и начислением платежей выглядела так. Скажем, МУП «Водоканал» Ставрополя оплачивало эти услуги (2,1% от стоимости самого коммунального ресурса) из собственной прибыли, так что население этого даже не замечало. А вот в случае с ОАО «Теплосеть» стоимость сбора и начисления платежей была заложена в тепловой тариф.
И вот в конце прошлого года МУП «Водоканал» Ставрополя разослало во все управляющие компании города новые предложения о сотрудничестве: стоимость сбора и начисления платежей (то, что монополисты называют «абонированием») должен теперь оплачивать не сам «Водоканал», а управляющие организации.
При этом монополисты ссылаются на новые «Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», которые были утверждены Минрегионом России. Но ни в одной строчке этого постановления не говорится, что управляющие компании (а тем более ТСЖ) обязаны становиться «перепродавцами» коммунальных услуг и уж тем более «выбивателями» долгов.
И вот уже сейчас управляющие компании бьют в набат, предрекая грядущее массовое банкротство. Ведь для них вырастут даже налоги.
Те управляющие компании, которые в силу малых оборотов средств могли использовать упрощенную схему налогообложения (УСН), должны будут от нее отказаться. Ведь теперь через их счета будут проходить деньги, собранные с жильцов по оплате за воду и тепло, а значит, они автоматически уходят из категории «малого» бизнеса.
Оплачивать они будут вынуждены 18%-ную ставку НДС. Хотя, напомню, затраты на уплату налогов уже заложены в коммунальные тарифы. Значит, население будет дважды оплачивать одну и ту же услугу. Так что придется либо пересматривать тариф (он вступит в силу с июля нынешнего года), либо находить консенсус с налоговиками.

 

Налоговая «кастрация»
Сегодня управляющие компании по всему Ставрополью массово стращают жителей гигантским повышением платы за обслуживание домов. В противном случае, мол, уходите на непосредственную форму управления (когда договоры на поставки воды, тепла и света заключаются напрямую с ресурсными предприятиями).
При этом, как увещевают неопытных жильцов коммунальные «монстры», люди не будут платить ни за что – ни за сбор и начисление платежей, ни за общедомовые нужды. Ложь! Жильцы таких домов также оплачивают общедомовые нужды (такая обязанность закреплена в договорах, которые они персонально и заключают с «ресурсниками»).
А после того как нынешней весной будут введены социальные нормативы на электроэнергию, ее воровство вырастет в разы – и за все это из своего кармана придется платить опять-таки жильцам. Ведь у них не будет «заступников» в лице ТСЖ.
Наконец, уже в ближайшей перспективе жильцам таких домов придется оплачивать и «абонирование» платежей. Уже в нынешнем году для них в платежках будет введена дополнительная строка «Сбор и начисление платежей» (к уже существующей «Обслуживание жилого фонда»).
Кроме того, при непосредственной форме управления управляющая компания (только называется она «обслуживающей») не обязана нести ответственность за содержание внутридомовых инженерных сетей. А если и обслуживает их, то это заметно отражается на тарифе. 
Именно поэтому сегодня власти многих регионов России развернули масштабную кампанию, агитируя жильцов «бежать» из управляющих компаний и переходить на непосредственную форму управления. Озаботилось этим областное правительство в Волгоградской, Ивановской, Ульяновской областях...
Такая «забота» чиновников понятна: вслед за естественными монополиями они хотят окончательно сбросить с себя бремя заботы о правах жильцов. Пускай, мол, воюют в одиночку. Эту задачу иначе как антинародной не назовешь: власть должна продвигать общество не к разобщению, а к консолидации – то есть способствовать созданию ТСЖ. 

 

Смелый эксперимент
Недавно руководители двух десятков ТСЖ и ЖСК из Ульяновска направили письмо на имя президента Владимира Путина с просьбой изменить федеральное законодательство, сбросив с управляющих организаций «ярмо» в виде посреднических и коллекторских услуг.
Активисты требуют закрепить за ресурсными организациями право на «прямое абонирование» платежей, а параллельно – ужесточить административное и даже уголовное наказание за воровство коммунальных ресурсов жильцами.
Правда, остается неясным, кто и каким образом при этом будет расплачиваться за общедомовые нужды (ОДН), в число которых входит как реальный расход, так и украденные жильцами ресурсы. То есть то, что сегодня отражается в «небалансе» ТСЖ и управляющих компаний и будет покрываться (а в случае с электроэнергией – уже покрывается) за счет собранных со всех жильцов средств.
Но этот вопрос, безусловно, решаемый: представители ЖКХ-бизнеса должны сесть за стол переговоров с жильцами и чиновниками, чтобы выработать поправки в Жилищный кодекс и многочисленные «коммунальные» постановления правительства. Плодят их ведь каждый год, а толку никакого нет!
Причем Ставропольский край может стать в этом вопросе пионером, пойдя на смелые «эксперименты» ради сохранения стабильности в ЖКХ. Но для этого нужна политическая воля первого лица края Владимира Владимирова. Во всех интервью он твердит о поддержке гражданских инициатив, так пускай доказывает свои лозунги делами. Например, добившись избавления ТСЖ от гнета естественных монополистов. 

 

Антон  ЧАБЛИН,
обозреватель  «Открытой» газеты

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях