Чтобы дети с инвалидностью победили в себе комплекс неполноценности, им нужно от взрослых лишь немного больше внимания
Когда детский врач сказал Афоновым, что их Катенька родилась слабовидящей, родители пришли в растерянность. Один за другим возникали, казалось бы, неразрешимые вопросы: где Катя будет учиться? Как приспособится к миру здоровых людей? Кем будет работать?
Мама с папой решили, что нельзя изолировать ребенка от сверстников, и отдали дочку в обычный детский садик, выучили ее читать и писать. До семи лет девчушка даже не знала, что чем-то отличается от подружек по садику. Поняла это Катя, только когда настала пора идти в школу: все друзья из ее группы пошли в среднюю образовательную, а она — в специальную коррекционную школу-интернат №18 Кисловодска.
В эту спецшколу привозили детей с ослабленным зрением, нарушениями слуха и речи со всего Северного Кавказа. И, конечно, малыши с трудом привыкали к новой жизни вдали от близких людей. Первое время плакала по ночам в подушку и Катенька Афонова.
«Я не понимала, в чем я провинилась, что мир вокруг меня из красивого и радужного вдруг превратился в серый, унылый и болезненный. Мне казалось, в интернат согнали самых неугодных ребят и отгородили их колючей проволокой от всего мира», — признается она сегодня.
Жизнь в стенах спецшколы протекала по строго установленному графику: подъем, завтрак, учеба, обед, самоподготовка, ужин, отбой. Еще были прогулки на свежем воздухе, лечебная физкультура, ритмика. Ребят лечили традиционными и нетрадиционными методами, два раза в году проводили углубленный медосмотр.
Вроде бы, все неплохо, вот только за годы, проведенные в интернате, дети теряли старые связи с уличными друзьями, а иногда даже с родителями. Главными советчиками и семьей становились класс, учителя и воспитатели.
Нашу Катю родители часто забирали домой. Мама заставляла на выходных читать и писать, за что Катя ей сегодня очень благодарна. Ведь в интернате всех детей: и видящих, и незрячих — в основном учили читать по системе Брайля с помощью выпуклых точек, а писать — при помощи железной доски с решеткой и приспособления с гвоздиком.
Катя Афонова бросила интернат, недоучившись два года, и пошла в обычную вечернюю школу. Потом поступила в Кисловодский медицинский колледж и получила профессию массажистки. Долгое время работала с малышами в детском санатории Кисловодска. Год назад вышла замуж, родила здорового ребенка.
«Я смогла преодолеть в себе комплекс неполноценного человека, который взрослые, наверное, сами того не желая, прививали нам «за колючей проволокой» интерната, — рассказывает Катерина. — Я получила все, о чем мечтала: знания, профессию, здоровую семью, друзей. Мне очень помогли близкие люди, которые научили преодолевать трудности, не сдаваться, не хныкать, а упрямо идти к своей цели.
Я уверена, что человек с ограниченными возможностями как можно раньше должен вступить в мир здоровых людей. Ведь рано или поздно он все равно попадет в социальную среду. И чем раньше это произойдет, тем быстрее человек адаптируется. На Западе, например, уже давно в одном классе учатся и здоровые дети, и инвалиды».
В нашем крае тоже делаются первые шаги в этом направлении. Например, в Пятигорске в художественной школе в обычной группе учится неслышащая девочка. Пусть ей сложнее понять преподавателя, чем остальным подросткам, но она сумела освоить всю программу. Просто преподаватель уделяла ей немного больше внимания...
Светлана ФАТЬЯНОВА
Добавить комментарий