Поиск на сайте

 

Любимое детище экс- полпреда Александра Хлопонина - Министерство по делам Северного Кавказа - снова подвергли жёсткой критике. 

Счётная палата России провела проверку деятельности Минкавказа и признала неэффективной господдержку инвестиционных проектов 


Стратегия не менялась десять лет 

Напомним, что полтора года назад министерству уже выставляли оценку «неуд». Но ровным счетом ничего не изменилось! 

Еще в 2010 году, когда полпредом президента на Северном Кавказе был Александр Хлопонин, была принята стратегия социально-экономического развития округа. И лишь четыре года спустя утвердили госпрограмму, которую сейчас и реализует Минкавказ. 

Правда, если госпрограмма изменяется регулярно, то стратегия остается «незыблемой» уже почти десять лет. 

Как отмечает проводившая проверку аудитор Светлана Орлова, «предусмотренные в стратегии приоритетные и перспективные проекты не связаны с инвестпроектами, на реализацию которых предоставляются субсидии из федерального бюджета».  

С начала 2017 года Минкавказ выделил на поддержку инвесторов 11,2 млрд рублей, однако из 27 запланированных проектов реальные деньги удалось освоить только на девяти. 

В результате удалось создать только 577 рабочих мест, что не может изменить ситуацию на рынке труда (учитывая, что в федеральном округе и без всякой господдержки создается около 70 тысяч рабочих мест ежегодно). 

По словам Орловой, не выделяются инвесторам не только бюджетные средства, но и внебюджетные: так, в 2017 году привлечено только 22% от планового объема, в 2018 году – 36%.  

Причина в том, что субсидии предоставляются бюджетам регионов, однако, как отмечает аудитор, «механизм отбора, финансирования и реализации инвестпроектов... сложен, непрозрачен и сопряжен с коррупционными рисками». Причем есть недоработки как на федеральном, так и на региональном уровнях. 

«Утрачен контроль за использованием средств» 

В Дагестане в прошлом году даже не было заключено соглашение с «Корпорацией развития Северного Кавказа», а в Ингушетии вместо соглашения об осуществлении имущественного взноса заключено соглашение о предоставлении субсидий. 

Власти Северной Осетии аж с 2004 года не могут принять новые правила отбора инвестпроектов; более того, никто не проверяет проекты на предмет эффективности использования выделенных средств. 

Как итог: в республике удалось реализовать только два проекта из пяти, создано всего 73 рабочих места, что, естественно, катастрофически мало. 

Как отмечает Орлова, законодательно никак не отрегулированы отношения между субъектами Федерации, корпорациями развития регионов и инвесторами. 

«В результате это приводит к разному пониманию процедуры предоставления инвестиций и утрате контроля за использованием средств федерального бюджета», - заявила аудитор на коллегии Счетной палаты. 

Стоит напомнить, что по итогам 2017 года деятельность Минкавказа также была признана недостаточно эффективной. В частности, не удалось добиться выполнения 39% показателей (индикаторов) развития федерального округа. 

Прогнозирование поступлений доходов также было на низком уровне (в 2017 году собрали почти в семь раз больше средств, чем планировали, а в прошлом году, кстати, уже в 132 раза больше). 

При этом так и не сумели чиновники потратить все утвержденные им бюджетные средства: почти треть всех расходов пришлась на декабрь. Вырос объем дебиторской задолженности Минкавказа. Не работали механизмы поддержки инвесторов - резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ). 

Деньги лежали мертвым грузом, поскольку вообще не было претендентов на их получение. Минкавказ тогда вяло оправдывался: дескать, нет жилищно-коммунальной инфраструктуры, необходимой для строительства в ОЭЗ развлекательных, гостиничных комплексов, а также объектов общепита. 

«Двойка» за «двойкой». А выводов никаких 

По итогам 2018 года «неуд» Счетная палата поставила и «Корпорации развития Северного Кавказа», которая должна инвестировать средства в развитие округа. «Отсутствовал налаженный механизм, который бы позволял отбирать и предлагать к реализации инвестиционные проекты», - заявлял аудитор Андрей Перчян. 

Бюджетные ассигнования, поступавшие на счета корпорации, лежали мертвым грузом. В качестве примера Перчян приводил медкластер Северного Кавказа, который планировали строить сначала то в Минераловодском городском округе, то в Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесии. 

А ведь на подготовку документации по медкластеру потрачено уже почти 1,3 млрд рублей. 

Еще один подобный проект - это выставочный комплекс «Минводы-Экспо». Начали строить его еще в 2012 году также по личной инициативе тогдашнего полпреда Александра Хлопонина. В строительство вложено уже около 6 млрд рублей. 

Недавно на Кавминводах побывал вице-премьер федерального правительства Виталий Мутко, которому пообещали, что «Минводы-Экспо» запустят 14 октября. Поворотная дата давно минула - а помпезного «запуска» все нет! 

В общем, год за годом Счетная палата России критикует Минкавказ и подчиненные ему «институты развития». Аудиторы грозят жесткими карами, передают материалы проверок в прокуратуру и ФСБ. Но ничего не меняется... 

Андрей ЧЕХОВ 


Мнение эксперта


Дмитрий  АБЗАЛОВ, президент  Центра  стратегических коммуникаций - руководству Минкавказа: 

«Если вы занимаетесь регионом и до сих пор не обновляете программу развития, тогда что вы вообще делаете?!» 

- Необходимо, во-первых, создать и обновить стратегию развития СКФО в 2020 году. Это должно быть в поручениях Минкавказа в обязательном порядке. 

Во-вторых, необходимо повысить эффективность расходования этих средств, то есть нужно стандартизировать и обновить нормативы распределения средств в рамках инвестпроектов с 2004 года в реалии 2019-го. 

В-третьих, необходимо определить цели этих инвестпроектов и ужесточить контроль за реализацией тех показателей, которые там представлены. Надо посмотреть, какое количество рабочих мест создается, условно говоря, на 100 или 1000 рублей. То есть посмотреть эффективность производительности этих инвестиций. 

Если они не очень эффективны, можно придумать другие формы поддержки проектов, которые позволили бы создавать более дешевые для бюджета, но при этом более эффективные и содержательные рабочие места. 

В-четвертых, исходя из всей этой системы, необходимо спроектировать ситуацию по федеральному бюджету под денежные средства, которые будут выделяться. 

Нужно составить жесткие требования по каждому этапу реализации, необходимо зафиксировать вклад в производительность в регионе и в занятость и выявить несоответствие. 

Наконец, Министерству развития Северного Кавказа тоже стоит задуматься. Если вы занимаетесь регионом и до сих пор не обновляете программу развития, тогда что вы вообще делаете?! 

 

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий