Поиск на сайте

 

 

Стремление полпредства в СКФО упорядочить систему коммунальных платежей в регионе может обернуться очередным переделом собственности 

  
Полгода назад российское правительство одобрило стратегию развития СКФО до 2025 года, а вскоре был утвержден план мероприятий по реализации стратегии (документ устанавливает конкретные сроки и ответственных за исполнение).
Почти все мероприятия, одобренные правительством, соответствуют пожеланиям полпредства в СКФО, однако появились и новые. В частности, решено создать Единый расчетный центр по платежам за услуги ЖКХ, газ, электроэнергию для всех регионов Северного Кавказа.
Обещают, что здесь будет использована технология биллинга – то есть автоматизированного учета услуг, их тарификации и выставления счетов для оплаты. Ответственными за проект назначены Минэнерго, Минрегион и Минэкономики России, они должны представить проект Единого расчетного центра не позднее октября этого года. В аппарате полпреда в СКФО пояснить «Открытой» детали проекта не смогли.
В прошлом году президент много раз обращался к теме коммунальных тарифов. Еще в июне Медведев дал поручение Генеральной прокуратуре разобраться с причинами резкого роста тарифов ЖКХ. И вот недавно прокуратура обнародовала первые результаты проверок: по стране выявлено 94 тысячи нарушений в сфере ЖКХ. В перечне законоотступников фигурируют почти все регионы, в том числе северокавказские – Дагестан, Ингушетия и Ставропольский край.
Нарушения – самые разнообразные. В ряде городов вовсе отсутствовали как таковые органы тарифного регулирования, которые могли бы контролировать политику в этой области. Муниципальные и региональные чиновники охотно превышали должностные полномочия, устанавливая незаконные и экономически необоснованные тарифы.
А порой в них просто включали «левые» расходы (что поднимало тарифы выше предельно допустимых нормативов). И это не считая технологических потерь, оплату которых также полностью переложили на плечи населения: по данным Минрегиона, потери воды в среднем по стране составляют 20%, электроэнергии – 15%, тепловой энергии – 40%.
Как выяснила Генпрокуратура, коммунальные предприятия и управляющие компании пускали собранные с граждан деньги на «нецелевку». Полно нарушений при создании товариществ собственников жилья (ТСЖ), где в обход закона проводились собрания жильцов, подделывались их подписи под документами.     
По итогам проверок органами прокуратуры предъявлено около 21 тысячи судебных исков, возбуждено 140 уголовных дел, привлечено к административной ответственности 5 тысяч должностных лиц, еще 12 тысяч чиновников получили предостережения. Впрочем, цифры еще не окончательные, ведь проверки продлятся до июня, когда генпрокурору Юрию Чайке предстоит держать ответ перед президентом. 
Подключился даже Путин: на недавней встрече с лидерами «Единой России» он дал поручение партийцам – постоянно отслеживать коммунальные тарифы, плотно работать с управляющими компаниями и местными администрациями, встречаться с населением и оперативно реагировать на малейшие жалобы в сфере ЖКХ. 
По мнению ряда экспертов, проект по созданию Единого расчетного центра обещает быть крайне конфликтным. Ведь «непрозрачное» тарифообразование в госсекторе является одним из столпов коррупции, а коммунальные финансовые потоки – одна из основ «теневой» экономики регионов.
Особенно заметно это в кавказских республиках, где руководство местных водоканалов, электросетей и горгазов давно наловчилось использовать свои должности для ведения личного бизнеса. Причем в этот бизнес деньги они вкладывают, ясно, не личные, а те, что крутятся в коммунальной сфере (и в первую очередь – госинвестиции), а вот прибыль вычерпывают в собственный карман. 
Так что передача расчетов по платежам в единый центр может привести к очередному переделу собственности. Интриги добавляет еще и то, что в правительстве пока не определились, кто станет партнером Москвы при создании расчетного центра СКФО. И за этот «хлебный» статус уже скоро развернется жесткая борьба.
Напомним, что Москва уже не раз пыталась навести на Северном Кавказе порядок с коммунальными платежами. Но экономический вопрос мгновенно приобретал политическую окраску. Например, на окраине Махачкалы за последние годы выросли целые стихийные поселки – не из времянок даже, а из вполне капитальных строений. 
Естественно, это сопровождалось незаконными врезками во все мыслимые коммуникации. Астрономические долги приводили к конфликтам, которые удавалось решить лишь на уровне президента.
Понятно, что ввести ситуацию в легальное русло непросто, и это дело не одного года.
Между тем, по данным Минрегиона, ситуация с собираемостью коммунальных платежей в России все хуже и хуже: если в середине 2009 года по счетам платили 95,5% населения, то в 2010-м – лишь 93%. Недаром в первой половине прошлого года «дебиторка» предприятий ЖКХ составила 600 млрд. рублей (годом ранее было лишь 480 млрд.). 
На Северном Кавказе ситуация и вовсе аховая: в Чечне, по данным правительства республики, собирается не больше 40% коммунальных платежей, в Дагестане – 50%.

 

Егор  ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель  «Открытой»

 

Обеими руками "За"

 

Светлана ФОМИНА, генеральный директор ОАО «Ставропольский городской расчетный центр»:

– Создание в регионе Единого расчетного и биллингового центра, на мой взгляд, более чем актуально, о чем я могу судить по работе СГРЦ, существующего с 1993 года.
Не скрою, у нас есть противники, но все они даже не догадываются, какой объем работы мы выполняем, какая ответственность лежит на наших специалистах. Через центр в год проходит около 120 тысяч лицевых счетов, на нашем обслуживании находится полторы сотни организаций, в числе которых управляющие компании, ТСЖ, коммунальные предприятия, организации.
Надо понимать, что мы не просто выполняем функцию кассира, объем услуг центра достаточно универсален. Это оперативность и правильность перерасчетов при смене тарифов, индивидуальность расчетов для каждой многоэтажки, возможность получения гражданами в одном месте всех документов, связанных с оплатой услуг ЖКХ, полная прозрачность расчетов, сохранение информации по долгам при смене поставщика услуг, возможность проведения любого финансового мониторинга и многое другое. Центр выступает гарантом сохранности истории платежей как для жителей, так и для предприятий - все сведения имеются в единой электронной базе данных.
Много затрат требует работа с должниками. Сложно судить, какой уровень неплатежей в других регионах СКФО, но в Ставрополе, во многом благодаря нам, исправно по коммунальным счетам платят 96 процентов граждан. Сомневаюсь, что другие города Северного Кавказа, даже там, где работают расчетные центры, могут похвалиться такими результатами. Особенно остро проблема неплатежей стоит в Дагестане, КБР, Ингушетии.
Так что задуманный в полпредстве центр, безусловно, нужен. Не важна даже его  организационная форма, главное, чтобы все его подразделения в регионах оказывали максимально полный спектр услуг, используя в своей работе единые подходы. О том, что такие структуры просто необходимы, говорит и то, что к нам за методической помощью регулярно обращаются из других городов, приезжали даже из Армавира, который находится на территории Кубани.

 

ниньдзуцу28 января 2011, 23:36
 
 
 
 

браво, г-жа фомина! вы подаете в суд на тех, кто умер (например, Оздоеву Е. Б.,). Она что, в могиле потребляла коммунальные услуги? что вы радуетесь? придет представитель чечни, да отберет ваш бизнес (пардон, не ваш именно бизнес, т. к. в нем у вас всего 10% уставного капитала, а 90%-мэрские - в коммерческой фирме ОАО "СГРЦ")

Анатолий Крячко26 января 2011, 14:34
 
 
 
 

Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство "Северо-Кавказский жилищно-коммунальный центр" поддерживает создание биллингового центра, о котором сказано в публикации. Необходимость подобного уровня услуг сегодня у профессионалов отрасли не вызывает сомнения. Это удобно и понятно, прежде всего, станет для населения. Следует отметить и еще вот что. Внедрение биллинговой системы - это минимизация коррупционной составляющей в такой отрасли экономики как ЖКХ. Контакты СРО НП СКЖЦ "Гарант": тел./факс 8-(87932)-3-29-51 г.Железноводск E-mail: [email protected] веб-сайт: http://www.sro-garant.ru/ Twitter- аккаунт http://twitter.com/#!/SROGarant блог http://blogs.mail.ru/mail/sro.garant/

Валерий Викторович26 января 2011, 13:41
 
 
 
 

Никто ничего ещё не сделал. Простой базар. А вы заявляете: "Кавказ поставили на счёчик",- ложь. Вам тут никто этого не позволит сделать, такие деньги просто так, никто не отдаст. Правильно - гражданин должен получать счёт за все услуги по почте, во всех нормальных странах это так, и оплачивать через интернет не выходя из дому, или в любом , подчёркиваю в любом банке или банкомате, но нам до этого как до небес.

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий