Поиск на сайте

Все сюжеты для своих блестящих историй известный сценарист Ираклий Квирикадзе берет из жизни

 
Грузинский сценарист и режиссер Ираклий Квирикадзе приехал на кинофестиваль «Золотой витязь» в последний день его работы. Оказалось, что не зря - его документальный фильм «Святой Георгий» был признан лучшим в своей номинации. Широкой публике это имя не сильно известно, но профессионалы всего мира знают его прекрасно.

 

По сценариям Ираклия Квирикадзе сняты нашумевшие в свое время фильмы «Лимита», «Андерсен, жизнь без любви», «Лунный папа», «1001 рецепт влюбленного повара» и многие другие. А сейчас на Первом канале с большим успехом транслируется телесериал «Печорин» по сценарию Квирикадзе, с Игорем Петренко в главной роли. Корреспонденту «Открытой» удалось задать несколько вопросов знаменитому сценаристу.
- Ираклий Михайлович, вы впервые в Кисловодске?
- Нет, я бывал здесь и раньше, в детстве меня сюда привозили родители, здесь в Кисловодске я первый раз влюбился… Помню, что это маленький, уютный, очень красивый провинциальный город. Честно сказать, я рад, что «Золотой витязь» в этом году проходит на Северном Кавказе. Я люблю Ставропольский край, здесь живет много моих друзей.
- У вас всегда много сценариев в работе?
- Очень много. Я трудоголик и никак не могу избавиться от этой «дурной привычки». Все время пишу – даже в Кисловодск привез с собой ряд работ. Сейчас делаю для французов фильм с участием знаменитого комика Пьера Ришара о Деде Морозе. Будет такая совместная франко-российская детская картина. За сценарии для детских фильмов я никогда еще не брался, поэтому работаю с увлечением.
Это сказочная феерическая история о маленьком мальчике, у которого мама уехала в Париж искать красивую жизнь, ребенок остался один и очень тосковал. От отчаяния мальчик решил написать письмо Деду Морозу в надежде, что хоть он поможет ему вернуть маму. Русский Дед Мороз переслал французскому Пьеру Ноэлю (так называют Деда Мороза французы) это сообщение. Чем все закончится, рассказывать не буду. Эта светлая новогодняя сказка выйдет в прокат в 2008 году, называться картина будет «Пьер Ноэль».
- В прошлом году ваша знаменитая жена, режиссер Нана Джорджадзе снимала в Пятигорске фильм «Мишель Лермонтов», повествующий о малоизвестных фактах из жизни великого поэта. Фильм должен был появиться на экранах весной, но мы его так и не увидели, когда же премьера?
- «Мишель Лермонтов» - очень удачная работа. Питерский театральный актер Юрий Чурсин прекрасно справился с ролью Лермонтова. Картину «Мишель Лермонтов» купил какой-то из центральных каналов – то ли Первый, то ли РТР. Осенью она выйдет на экраны. Сейчас идет «Печорин», продюсеры решили «не перекармливать» людей классикой.
- Вы как автор сценария вмешиваетесь в выбор актеров, утвержденных на главные роли?
- Режиссеры со мной не всегда советуются. Наверное, только в фильмах Наны Джорджадзе к моему слову прислушиваются (смеется). Хотя, когда снимался фильм «Лимита», я настоял, чтобы главные роли исполнили никому неизвестные в то время актеры Евгений Миронов и Владимир Машков. Сейчас они просто мегазвезды! А то, что первый раз засветились в «Лимите», никто уже и не вспоминает.
- Говорят, вы вместе с Никитой Михалковым собираетесь снимать фильм о жизни Александра Грибоедова…
- Да, это будет очень дорогостоящий проект - полнометражный трехчасовый фильм. Мы написали сценарий к нему еще в 84-м году. Грибоедов - значительная фигура в русской истории и литературе. Это была очень яркая личность: и поэт прекрасный, и дипломат выдающийся. Да и в «клубке» кавказских проблем того времени он играл большую роль. Он был человеком упрямым и принципиальным – поэтому и погиб. Мне кажется, что России не хватает сейчас таких Грибоедовых.
- На «Золотом витязе» вы представляли фильм «Святой Георгий», почему решили обратиться к документальному кино?
- Случайно решил себя попробовать в этом деле. Меня попросили сделать сценарий, а я решил еще и в качестве режиссера выступить. Честно говоря, не ожидал, что получу «Витязя» в номинации «За лучший документальный фильм». Мы рассказали всю правду об этом человеке-победителе, основываясь на документальных фактах.
- Вы постоянный гость «Кинотавра», в этом году поедете?
- Я хотел бы поехать, слышал, что программа конкурсная великолепная, но я из Кисловодска еду сразу на съемки к своей Нане. Она работает сейчас в Батуми, снимает свой новый фильм.
- Откуда у вас столько идей для создания новых фильмов?
- В основном я беру за основу грузинские истории и придумываю детали. Иногда надеюсь на свою фантазию в зависимости от сюжета. Когда, например, я занимался сценарием последнего фильма Эльдара Рязанова «Андерсен, жизнь без любви», то изучал архивы, «раскапывал» всевозможные интересные факты о писателе.
- Говорят, сюжет фильма «1001 рецепт влюбленного повара», который номинировался на «Оскар» за сценарий, это история из вашего детства…
- Так и есть. Она произошла в провинциальном городке моего детства. Так вот, это история о пожилом французском кулинаре, который приехал в Грузию и влюбился в молодую грузинскую княжну. Открыл ресторан, процветал, но пришла революция — ресторан сожгли, повара-француза переселили на чердак, а внизу красногвардейцы устроили солдатскую столовую. Оттуда доносились скверные запахи, которые истинный гурман просто не мог вынести. А поскольку он был уже так стар и немощен, что не спускался с чердака, то на бельевой веревке опускал вниз пикантные рецепты своему пролетарскому коллеге-повару. Это достоверная история, которую я запомнил с детства.
А вот история, которая легла в основу другого фильма. У соседа-милиционера непонятно от кого забеременела дочка. Ее провожал заезжий актер, которого след простыл. Для грузина, тем более милиционера, обесчещенная дочь — страшный позор. Он посадил ее на мотоцикл и поехал по округе в поисках обидчика, ворвался во время спектакля на сцену, пытаясь задушить подлеца. В итоге оказалось, что растлителем был совсем другой человек. Я рассказал эту историю продюсеру, она ему так приглянулась, что позднее по этому сценарию сняли известный фильм «Лунный папа».
- Вы, наверное, Литературный институт оканчивали…
- Нет, я учился на режиссерском факультете, но графоманство любил всегда. Даже когда работал как режиссер, всё время хотелось бросить камеру, уйти со съемочной площадки, забыть об актерах, их бесконечных капризах… Руки, что называется, сами просились к перу, перо к бумаге. И судьба подбросила мне шанс. Так случилось, что существовавшая в советские времена организация «Госкино» изъяла из проката мой фильм «Пловец» «за неправильный образ мышления». Для меня в то время это была огромная обида - я считал, что меня публично отхлестали по щекам. После я стал писать, писать, писать… Эта графомания преследует меня по сей день.
- Я знаю, что вы кроме сценариев занимаетесь еще и монтажом некоторых фильмов. В частности, вы работали над картиной «Вокальные параллели» с гением оперной сцены Эриком Курмангалиевым в главной роли…
- А монтажу я учился во ВГИКе, у замечательного педагога Иосифа Давидовича Гордона. Он меня очень хвалил, а когда ты еще никто, это чрезвычайно важно, согласитесь, и я полюбил монтаж всей душой. Ночи проводил в монтажной, изучал, как «клеют» пленки. Могу вам сказать, что с помощью правильного монтажа можно исправить неточности и шероховатости в картине. Даже плохую игру актеров сделать лучше.
- У вас киношная семья: жена - режиссер, сын – оператор. С Наной вы в институте, наверное, познакомились?
- В институте, но только я уже был преподавателем, а она пришла ко мне на курс учиться. Нана была отчаянной сорвиголовой в юности. Занималась мотоспортом, выигрывала чемпионаты Грузии по мотогонкам. Как в такую не влюбиться?
У меня была машина, и она взялась обучать меня вождению. Однажды мы уехали после лекций на Тбилисское море, вокруг которого было шоссе, протяженностью в тридцать километров. Перед тем как сесть за руль, я решил похвастаться, что смогу пробежать это расстояние. Нана рассмеялась. Я вышел из машины и побежал, а она потихонечку ехала за мной на машине.
Длилось это мучение больше двух часов. Под конец я уже зубами хватался за воздух, чтобы не упасть. Добежал. Это была моя большая победа. В тот же вечер я сделал Нане предложение. Вот с того дня наш совместный марафон и продолжается….
 

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях