Поиск на сайте

Так называл себя русский композитор, основоположник национального лирического романса Александр Алябьев

 

Кто не восхищался романсом Алябьева «Соловей», получившим мировую известность? Не все знают, что музыка к нему была написана в тюремном заточении...
Бывший кавалерийский офицер Александр Алябьев посвящает себя музыке, выйдя в отставку после Отечественной войны 1812 года. Он пишет романсы, принимает участие в музыкальных вечерах – как певец Алябьев, по словам современников, отличался «необыкновенным вкусом и прелестным тенором». Но нелепое происшествие вырывает его из привычной среды и ломает жизнь: композитора объявляют убийцей.

Драма случилась 24 февраля 1825 года. Алябьев принимал у себя приятелей. Те затеяли карточную игру, окончившуюся ссорой и двумя пощечинами, которые один из игроков дал другому. Обиженный уехал домой и в тот же вечер... умер.
Алябьев, его гости и слуги были арестованы. Версия об убийстве отпала, но процесс длился почти три года. Жизнь в тюрьме была мучительна, единственное, что спасло Алябьева от отчаяния, была музыка. Он добился получения в камеру фортепиано и написал здесь многие произведения, среди них самое знаменитое – романс «Соловей» на слова Дельвига – мелодия светлая, безмятежная, пронизанная радостью.
Суд объявил композитора «вредным для общества человеком» и приговорил к лишению знаков отличия, чинов, дворянства и ссылке в Сибирь. И снова музыканта спасает любимое дело. В Тобольске ссыльный композитор много пишет, становится дирижером, певцом, пианистом. На сценах столичных театров с успехом идут оперы и пьесы на его музыку. А вскоре судьба приводит его на Кавказ. В 1832 году император дозволяет Алябьеву выехать на юг для лечения, и тот в сопровождении урядника отправляется в Ставрополь.
Шеф жандармов Бенкендорф посылает командующему войсками на Кавказской линии генерал-лейтенанту Алексею Вельяминову уведомление: «...покорнейше прошу Вас приказать иметь за Алябьевым во время нахождения его в Кавказской области строгое наблюдение, и когда он окончит свое лечение, уведомить меня об образе его поведения».
Но, вопреки предписанию, генерал Вельяминов относится к ссыльному благожелательно и оказывает ему поддержку. Алябьев до наступления курортного сезона, всю зиму и весну, работает над музыкальными темами, посвященными Кавказу. Закончив «Черкесскую песню», приступает к первой кавказской опере «Аммалат-Бек».
Сезон на Минеральных Водах обычно начинался в середине мая. Очевидно, тогда и Алябьев направился в Пятигорск.
Путешествие по Кавказу в те годы было небезопасным из-за стычек с горцами. Поэтому в подорожной, выданной композитору, указывалось: «От казачьих станиц и казенных селений, по тракту состоящих, под съезд давать из обывательских по три лошади за прогоны и сверх того предписываю от казачьих команд, на почтовых станциях, учрежденных и от прочих постов, для безопасного проезда давать в конвой по четыре конно-вооруженных казака без малейшего задержания».
В Пятигорске Александр Алябьев проживает в «доме умершей майорши Карабутовой» и продолжает писать музыку, в которой находит утешение. На Кавказе он создает романс «Я вас любил» на слова Пушкина и полонез, навеянный горской мелодией. Композитор с интересом изучает жизнь, быт и музыку горцев, посещает аулы, записывает песни. Позже в Москве издаются две «Кавказские мазурки» Алябьева для фортепиано и сборник «Кавказский певец».
Вернувшись в Ставрополь, Алябьев пишет романс «Узник» на слова Дениса Давыдова, обрабатывает собранные записи национальных мелодий. По просьбе общественности организует казачий духовой оркестр, который впервые исполняет его «Французскую кадриль из азиатских песен».
В ноябре 1833 года композитор навсегда прощается со Ставрополем и отправляется в новое место изгнания – крепость Оренбург.
На днях исполнилось 225 лет со дня рождения лирика, создателя русского романса, который в письмах к друзьям именовал себя «кавказским певцом». Символично, что именно на Кавказе сегодня остался единственный в России памятник, связанный с биографией композитора.
Особняк, в котором Александр Алябьев жил с супругой в последние годы жизни, сгорел дотла, поэтому историческую ценность приобрел «дом умершей майорши Карабутовой» в Пятигорске. Теперь он стал одним из отделов музея-заповедника имени М.Ю. Лермонтова. Сейчас это «Дом Алябьева», где устраиваются художественные выставки и проводятся музыкальные вечера.

 

Людмила СЫПИНА,
член Союза журналистов России

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях