Поиск на сайте

 

 

Как в станичной школе детей приобщают к труду и традициям предков

В среднюю школу станицы Расшеватской  меня пригласил фермер Сергей Колесников. Он  председатель попечительского совета, созданного станичными фермерами и предпринимателями.
- Мне кажется, что учителя нашей школы сумели найти верный подход к воспитанию современных детей, - делится фермер. - С одной стороны, закладывают в их сознание такие нравственные понятия, как трудолюбие, целеустремленность, без которых в нынешней жизни нельзя добиться успеха, с другой - объясняют ребятам, что успех любой ценой - это не должно быть самоцелью.
Без опоры на традиции предков, без любви к своей малой родине, без уважения к окружающим тебя людям ты не сможешь стать нормальным человеком. Я думаю, что нынешнему школьному образованию этой нравственной основы как раз и недостает.
Пообщайтесь с учителями, со старшеклассниками, и вы почувствуете  особую нравственную атмосферу нашей школы.
 
Репетиция праздника в честь Дня Победы.
 
 
Мыть полы не зазорно

 

Директор Татьяна Валерьевна Толоконникова сразу же объяснила мне, что школа никогда не прекращала трудовое воспитание учащихся, несмотря на современные веяния, что, мол, уборка классов и прочие работы по самообслуживанию унижают достоинство ребенка.

- Несмотря на существующие директивы по этому поводу, мы как-то научились их обходить, - говорит Татьяна Валерьевна, - да нам и деваться некуда.

В нашей школе четыре здания, пять гектаров территории, а техперсонал по штатному расписанию такой же, как и в любой школе. Он у нас просто не справляется с такой нагрузкой.

Поэтому наши дети до пятого класса вытирают пыль в учебных кабинетах, а после пятого уже полностью убирают классы. Семиклассники, например, уже косят траву на территории и выполняют другие работы по благоустройству.

Мы просим родителей дать письменное разрешение на то, что их ребенок будет привлекаться к подобным работам. Все охотно дают такие разрешения. Это нормально, потому что никто не хочет, чтоб их дети выросли белоручками. Как это не уметь содержать свой дом в сельской местности?

- Мы как-то были с учениками в санатории в Кисловодске, - вступает в разговор руководитель 10-го класса Светлана Валентиновна Кунаковская, - и там с нашими детьми беседовала психолог. Спрашивала, что они делают в свободное время. Оказалось, что ухаживают за огородом, кормят птицу, домашних животных, убирают за ними, а на развлечения у них времени в обрез. Психолог была крайне озадачена.

- Это же нормально, - соглашается Сергей Колесников, - ко мне однажды попросились поработать летом воспитанницы детского дома. И оказалось, что они тряпку половую не умеют держать, я, мужик, гораздо ловчее это делаю. Не приучены к труду. Вот это беда!

- Хорошо, что наш новый министр Ольга Васильева, считает, что надо возвращать в школу трудовое воспитание. Нынешним молодым – это как доктор прописал. А у нас, кстати, сохранился швейный цех, где девочки учатся основам швейного ремесла. Насколько знаю, в районе ни в одной школе таких цехов уже не осталось.

Татьяна Толоконникова

На благодатной почве

Станица Расшеватская, пожалуй, самый самобытный населенный пункт в Новоалександровском районе. Здесь наиболее сильны казачьи традиции, и население умеет их хранить, здесь еще жив особый станичный диалект, на котором, правда, уже мало кто говорит, но многие его знают и гордятся такой особостью.

В станице самый большой процент фермеров на душу населения не только в районе, но, пожалуй, и в крае. А что такое КФХ? Это слепок с семейного казачьего хозяйства.

- Мы живем на благодатной исторической почве, и было бы грехом не воспользоваться этим для нравственного воспитания молодежи.

Поэтому казачий компонент стал у нас основой в воспитательном процессе, – говорит Татьяна Валерьевна. – Мы не кадетская школа, но опора на традиции казачества присутствует во всей школьной жизни.

- Но школа ведь многонациональная. Пока прошелся по коридорам, видел немало чернявых ребят кавказской, цыганской внешности. Они что, тоже хотят быть казаками?

- Мы в казаки никого не гоним. Все вольны жить согласно традициям своего народа, что и происходит.

Кстати, и основы православного воспитания, и истории православия мы внедряем в нашем заведении. На эти занятия охотно ходят дети из мусульманских семей, и их родители не против. Все абсолютно добровольно и как-то гармонично получается.

Например, атаман в одном из классов – мальчик из корейской семьи. Был у нас такой случай, что один мальчик, у которого папа турок, попросил, чтоб мама ему крестик купила, так как он хочет ходить с детьми на церковную службу. Мама объяснила ему, что это можно делать и без крестика. Вот он так и ходит. Ему интересно. Но его никто не собирается в православную веру обращать. Сам разберется. Но мне кажется, нет ничего плохого в том, что в казачьей станице, где преобладает русское население, мы опираемся на исконные традиции.

Это наша земля, наш дом, и мы хотим здесь жить сообразно своим представлениям о том, что хорошо и что плохо.

Толерантность, доведенная до абсурда, это нехорошо. Быть космополитами, людьми без корней – не лучший фундамент для человеческой личности, - считает Толоконникова.

Быть казаком – современно

По моей просьбе в кабинет директора пришли ребята из 10-го класса со своим классным руководителем Светланой Кунаковской. Они уже пять лет считаются казачьим классом. Я спросил у них, а нет ли в этом следовании казачьим традициям чего-то искусственного, не сочетающегося с современной жизнью, некоего ретроградства?

- Мне кажется, наоборот, хорошо, что мы изучаем традиции наших предков. Ведь это же хорошие традиции – любить трудиться, любить свое отечество, уметь и хотеть его защищать, ценить семейные отношения, - говорит Оля Фролова.

Все ученики десятого класса являются участниками казачьего интерактивного театра. Его придумала директор Татьяна Толоконникова. В репертуаре театра небольшие сценки из произведений о казачьей жизни или инсценировки казачьего быта, обрядов. А интерактивным театр называется потому, что зрители могут участвовать в постановках.

- Мы поставили несколько сценок из быта наших предков, - рассказывает Оля Журавлева, - например, проследили взросление девочки-казачки. Вот она собирается с мамой в храм. Как нужно было одеваться по такому случаю, как вести себя в церкви, обо всем этом мама рассказывает дочери. Потом она уже становится невестой. Мы показываем, как проходила подготовка к свадьбе, как одевалась невеста, какие наставления ей давали.

Рассказ Оли продолжает Настя Толоконникова. Она рассказывает, как отмечали рождение ребенка. Новорожденного казака, например, обязательно клали на тулуп. Это чтобы ему сопутствовала удача, богатство. Мальчика-казака называли «ком золота», потому что именно казакам мужского пола выделялся земельный надел. Появление наследника сулило рост благосостояния в семье.

Все эти сценки ставятся на расшеватском диалекте. Школьники по крупицам собирают диалектные слова. Ходят в гости к бабушкам, прабабушкам, которые еще помнят старую речь, записывают на диктофон эти интересные беседы.

Я попросил девчат сказать что-нибудь по-расшеватски. Оля Фролова выдала такую скороговорку, что я даже с диктофона не смог ее расшифровать. А некоторые местные словечки весьма любопытны. Например, «матрешка» – это не деревянная кукла, а красивая косынка, платок. «Юбка гаями» – разноцветная, с разводами. «Пакабутки» – это значит «не по-настоящему». «Шибунять по планту» – бесцельно шляться по улице.

- Красивый, яркий язык, - соглашаюсь с девчатами, - но уже не живой. Я опять к тому, что вписать все это в современную жизнь трудно, а многие сверстники и не поймут, зачем вам все это. Может, даже подшучивать будут, мол, ерундой занимаетесь.

- В станице так мало кто думает, - говорит Настя Толоконникова, - мы же видим, как на праздниках люди с интересом смотрят наши сценки. Желание знать свою историю, родословную у нас в станице становится модным. А вообще, мне кажется, что быть казаком – это современно. Ведь главное – дух казачий, а не внешняя сторона. А дух наш – это вера, любовь к своей земле, трудолюбие. Разве сегодня эти качества не нужны?

Сергей ИВАЩЕНКО
Фото автора
Станица Расшеватская,
Новоалександровский район
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий