Посвященные казачеству праздники в крае стали традиционными
Недавно в Георгиевске прошел пятый региональный фестиваль-конкурс казачьей культуры «Казачий лад», собравший музыкальные коллективы со всего Кавказа.
Душевно встречал гостей Георгиевский народный фольклорный ансамбль казачьей песни «Благовест». Песни были так зажигательны, что гости пускались в пляс. Многие из участников фестиваля - потомственные казаки, чьи прадеды состояли на службе у царя!
Это и не удивительно: коренное славянское население на Кавказе - потомки семей, которые первыми селились по указу императора у подножья гор.
Скоро пройдет очередной День казачки, отмечаемый в крае с 2003 года. В празднике участвуют казачки и их семьи, сохранившие исторические корни и семейно-бытовые традиции, фольклорные ансамбли, народно-хоровые коллективы, а также мастера декоративно-прикладного творчества, представляющие предметы казачьего быта и народной культуры.
В программе праздника выставки кулинарных изделий, рассказы о семье и традициях, концерты казачьих коллективов.
Когда творческие коллективы разом выходят из гримерных комнат, возникает ощущение, что вновь настало славное казачье прошлое! Везде и всюду ходят казаки с шашками, танцуют казачки в пестрых одеждах. Какие типажи, хоть берись за кисть и пиши!
Историки, философы, писатели спорят, кем на самом деле были казаки, кто они сейчас, и никак не могут прийти к единому мнению.
Этнос это или народ, а может потомки беглых крестьян или просто вольные птицы?.. Одно ясно: казачьи песни очень красивы и содержательны и перекликаются с русским фольклором.
Так что сегодня казаки это, скорее, увлеченные казачьей культурой люди. По данным переписи населения, сегодня на Северном Кавказе проживает около пяти процентов тех, кто называет себя казаками.
В XVIII веке князь Григорий Потемкин спланировал строительство крепостей, входящих в оборонительную линию Кавказа. На строительство направлялись казаки, они же охраняли пределы империи от набегов горцев. Между крепостями возводили укрепленные казачьи станицы.
В крае памятники казачьей истории можно встретить повсюду. В остатках оборонительных крепостей, храмах, поклонных крестах, в названиях станиц и улиц. Например, станицы Кардоникская, Боргустанская, улицы Казачья, Линейная.
Казаки несли на Кавказ православную культуру. Разбивали парки и скверы, организовывали купальни для первых курортников вблизи лечебных источников. Первые отдыхающие шли на Кавказ в сопровождении солдат и казаков с пушками, а селились в крепостях и казармах.
Что сегодня привлекает в казачьей культуре? Своим понимаем этого поделился дирижер вокального ансамбля «Сударушки» из Кисловодска Василий Баринов (на снимке):
«Сам я из Рязани. Окончил Рязанское музыкальное училище, затем Московский институт культуры по курсу хоровое отделение. Отец и мать мои были рабочими, дед - казаком.
Меня всегда тянуло к фольклору. Казачьи песни похожи на русские народные, различие лишь в колорите. В основном они отражают быт защитника-пахаря, работника и воина. Многие казачьи песни стали популярными. К примеру, «Мой конь под седлом чужака», исполненная Олегом Газмановым. Или «Казачья колыбельная песня» на стихи Лермонтова в исполнении Олега Погудина».
Когда рождался мальчик в казачьей семье, мать знала, что она растит защитника Отечества и смирялась с мыслью, что сын - это не ее родительская собственность.
Новорожденному на смотринах дарили не игрушки-погремушки, а винтовку, порох и кинжал. Как только ребенок в свои полгода пытался сесть, его тут же усаживали на коня. А первый шаг он делал в солдатском ремне.
Учили мальчиков трудиться - землю пахать, зерно молоть. А когда женили, устраивали сватовство. Смотрели на умение девушек вести хозяйство - ведь им предстояло создать крепкую семью, вырастить наследников казачьих традиций.
Казачьи семьи всегда были крепкими. А если семьи крепкие, то и Отечество было как за каменной стеной.
Светлана ФАТЬЯНОВА
Добавить комментарий