Поиск на сайте

Традиционный фестиваль казачьей культуры, прошедший в рамках празднования Дня Ставропольского окружного казачьего общества, Терского войскового казачьего общества и 30-летия возрождения казачества в этом году, как всегда был насыщен разножанровыми номерами и интересными исполнителями. Хотя в связи с пандемией он проходил заочно (без зала и зрителей), роликам некоторых участников хотелось устроить овации.  

Творчество  

Один из них прислал в жюри М.Д. Литвинов, заслуженный работник культуры РФ, режиссёр, актёр, основатель и художественный руководитель домашнего народного театра «Оптимисты» из села  Старомарьевского Грачёвского района. 
В номинации «Художественное слово» (в своей подгруппе) номинант стал победителем и обладателем Гран-при. Этот факт и дал старт размышлениям автора публикации. 

Режиссер-учитель 

По журналистской практике с Литвиновым мы знакомы давно. Но по-настоящему подружились благодаря Ставропольской краевой библиотеке для молодежи имени В.И. Слядневой. Талантливый актер, режиссер и сегодня, когда жизнь заставила его пересесть в инвалидное кресло, продолжает работать с молодежью. 

Практически все свои моноспектакли в этом году он обкатывал на площадке «Молодежки». Как правило, это были премьерные работы, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Мы помним», «Солдаты России», «Гордимся, помним, чтим» (на основе стихотворений поэта В.И. Слядневой»; «Реквием» (Р. Рождественского). 

Скажу сразу, это не те «датские» спектакли, которые делаются для денег или какой-то иной выгоды. Все они в маленьком театрике при родовом доме Литвиновых - бесплатные. Данный конкретный человек просто не может этого делать иначе - слишком многое, как в его личной жизни, так и жизни семьи, малой родины завязано на войне и Победе. 

После просмотров как правило затевались беседы со зрителем. Литвинов  рассказывал о своей семье: об отце, участнике Великой Отечественной войны, о том, как тяжело всем им приходилось во время оккупации Ставрополья. 

Помню оглушительную тишину в актовом зале на просмотре моноспектакля «Реквием» Р. Рождественского в «Молодежке». Так повлияли сила произведения и талант уже немолодого артиста, читавшего текст поэмы наизусть – от начала до самого конца… Эмоциональный накал усиливали жесткие кадры хроники сороковых-роковых. Всё это – и переживание артистом былого, как сегодняшнего, и видеоряд, и замерший зал слилось в единое целое; ошеломило так, что - мурашки по коже. После окончания спектакля примерно минуту в зале царила тишина… 

Поэт - патриот 

Про новую работу Литвинова, честно сказать, до конкурса не знала ничего. Она готовилась специально, и стала своего рода открытием. На стихотворение ставропольского поэта, прозаика, фольклориста, члена Союза писателей СССР и РФ, заслуженного работника культуры РФ В.В. Ходарева «Казак не выбит из седла», обратил внимание Литвинова его друг. 

Алексей Викторович Лихачев - односельчанин, казак, единомышленник - человек широко одаренный, глубоко верующий и очень неравнодушный к культуре (сам участвует в выступлениях казачьей вокальной группы Дома культуры «Разгуляй» и поёт на клиросе в церковном хоре). Он-то и принес другу последнюю прижизненную книгу Витислава Ходарева «Земной поклон», которая, к слову сказать, пользуется у читателей «Молодежки» большим спросом. 

Стих, который выбрал для выступления Михаил Данилович, попал в точку и был по достоинству оценен. Мне же, как человеку, хорошо знавшему Витислава Васильевича, такой выбор был понятен и  приятен, так как Ходарева хорошо знала по жизни. Никогда не забуду совместную с журналистской братией поездку в Южную Осетию сразу после кровавых событий, произошедших там 8 августа 2008 года. 

Организовал её В.В. Ходарев. Мы приехали в Цхинвал 31 августа. И уже на подступах увидели совершенно «мертвый» город Тамарашенни. В столице Цхинвал мы увидели страшные разрушения. По спящему Цхинвалу всласть  поработали грузинские установки «Град»; «отутюжили» - танки и пехота. 

Оккупанты  не щадили ни женщин, ни детей. Только решительная  операция Российской армии  по принуждению Грузии к миру тогда спасла крохотную непризнанную республику. 

Поскольку наш приезд совпал с  началом учебного года, был праздник, и все радовались. Мы видели караваны грузовиков из  разных регионов страны, которые везли в  Южную Осетию гуманитарная помощь. Витислав Васильевич регулировал потоки от казачьих организаций. На праздничном митинге он читал стихи про Россию, которая  не оставляет в беде друзей, единоверцев. И вся площадь аплодировала ему. 

Сегодня поэта, казачьего полковника В. Ходарева в Терском войске называют «Наш казачий Пушкин». Он был инициатором возрождения казачества на Ставрополье и восстановления Терского войскового казачьего общества; в числе первых ратовал за возрождение казачьего сословия в России. Для этого пользовался не только даром поэта, но и публициста, общественного деятеля. Его стихотворение «Казак не выбит из седла» - то, что шло из знания истории и глубины души честного, смелого человека. По роду и по убеждениям – казака, защитника Отечества. 

Артист-наставник 

Для участника престижного конкурса мало сделать правильный выбор текста, нужно ещё и достойно его представить. В ролике, который подготовила творческая бригада М.Д. Литвинова, видеоряд заставляет зрителя ощутить вихревую динамику жизни казачества, проявляет  характеры и целевые приоритеты членов казачьего братства. Сотрудники Старомарьевского Дома культуры и автор дизайна, монтажа В.Задов немало постарались, чтобы даже он был «говорящим». 

Ну, а сам Михаил Данилович читал стихотворение так, что перед  зрителями проходила полная трагизма и героических событий история казачества: прошлое, настоящее,  даже завтрашний день. А это - невозвратимые потери во время Гражданской и Отечественной войн; несправедливые гонения на казаков в СССР, в том числе, за принадлежность к православию… Как вера в  будущее звучат заключительные строки стиха: 

«Но вновь казак стоит в строю 
И стать его не нова. 
Приумножает честь свою 
Сын Воинства Христова!» 
 

Глубокая правда сквозила в каждом слове артиста, участника и свидетеля  нелегкого для казачества времени. Она была особенно пронзительна от того, что сам Михаил Данилович, от роду казак, воспитывался в семье, где вся жизнь строилась по строгим, но справедливым законам казачьего устава.  Отец доблестно воевал, и у сына до сих пор «боль былого» не прошла, разве что, как в тексте стиха, «… только притупилась». 

«Я хочу, чтобы молодежь, к которой обращаюсь, хорошо знала свое прошлое. Чтобы те, кто будет строить жизнь после нас, учились отделять благо от зла, добро и истину от соблазнов и обмана, а героев - от врагов.  Всё это должно стать у молодого поколения основой осознанной любви к своей большой и малой Родине», - говорит Михаил Данилович. 

Удивительный человек, прикованный к креслу, талантливый режиссер и актер до недавних пор каждый день в небольшом зале Домашнего театра  принимал юных зрителей, старшеклассников, членов клуба «Витязь» с. Старомарьевского. Они рассаживались в зале с соблюдением самых строгих норм жизни в условиях пандемии – между зрителями не менее трех метров, и все – в масках. 

Моноспектакли одного актера, которого в селе стар и млад любовно называют «Данилычем», смотрели и слушали все, но одновременно - каждый по отдельности. Поодиночке. А чувства переживали одни: боль за ушедших,  радость за победивших… И всё это - наука сопереживания, которой так часто не хватает всем нам. 

Поздравляем Михаила Даниловича с наградой и от всей души говорим: «Огромное спасибо за всё! Особенно за наших детей, которым благодаря таким учителям и наставникам,   не грозит вырасти в «иванов, не помнящих родства». 

P.S. Победивший ролик «Казак не выбит из седла» Михаил Данилович подарил «Молодежке» сразу после фестиваля. Теперь у всей молодежи края есть шанс увидеть его. 

Тамара ДРУЖИНИНА 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях