В Ставрополе прошёл «Праздник хлеба», организованный Российской гильдией пекарей и кондитеров
Осматривая выставку, встретил знакомые мне торговые марки хлеба. Например, «Казачий хлеб». Под таким брендом выпекают хлебобулочные изделия в станице Новотроицкой. Я часто бываю там в творческих командировках и не раз покупал этот вкусный хлебушек.
Продают его и в Ставрополе, и в Михайловске, и, тем более, в Изобильненском районе, к которому относится Новотроицкая. Но что заметил: с ростом торговой сети хлеб стал хуже, не в обиду будет сказано станичным пекарям.
Это, видимо, общая тенденция нашей пищевой промышленности, когда с ростом количества продукции падает ее качество. Забегая вперед, скажу, что об этом тоже шел разговор на пленарных заседаниях праздника.
Потом встретил знакомые лица в павильоне сельхозпредприятия имени Кирова из села Благодатного Петровского района. Я писал об этой замечательной пекарне, а глава села всегда потчевал меня ее хлебушком как брендом Благодатного.
Здесь пекут очень вкусный хлеб. Но печально, что такой замечательный продукт не приносит прибыли. Удивительно, как еще часто меняющиеся хозяева предприятия не додумались закрыть почти нерентабельное предприятие? Не станет пекарни, то и похвалиться Благодатному фактически будет нечем.
Расположенный рядом павильон сельхозпредприятия «Рассвет-Ставрополье» тоже предлагал хлеб традиционной опарной выпечки с похожими рецептами, что и у благодатненцев. И та же проблема – пекарня убыточна. Хозяйство держит ее только для того, чтобы кормить работников, которых здесь около 200 человек, и побаловать настоящим хлебушком жителей села Новоселицкого.
Куда больше дает прибыли производство экструдированных кормов из зерновых культур, которые демонстрировались на выставке.
- Но мы не будем закрывать ни пекарню, ни цех полуфабрикатов, так как сами едим эту продукцию, за качество которой ручаемся, - говорит директор Евгений Васильев. - Надеемся, что придет такое время, когда натуральная продукция станет не только востребованной, но и выгодной для производителя.
Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон привел интересные цифры. Согласно им, в 2016 году по сравнению с предыдущим годом рынок хлебобулочных изделий вырос по Южному федеральному округу на 33 процента, а по Северо-Кавказскому – на 10,9.
Вроде бы положительная тенденция налицо. Но если учесть, что в России собран рекордный урожай зерновых, то хлебопекарная промышленность должна бы гораздо больше пропустить через себя зерна.
Это позволило бы тогда в некоторой степени разгрузить зерновой рынок, который сегодня явно перенасыщен. Тогда бы и цены на зерно могли быть выше.
Крупные так называемые индустриальные хлебопекарные предприятия из года в год демонстрируют или стагнацию, или падение объемов производства. Рост пекарной промышленности происходит только за счет малого бизнеса. Это нормальная тенденция.
Во всем мире хлебопечение – это прерогатива малого бизнеса. В Европе, например, на каждые 10 тысяч жителей приходится 3-4 пекарни, а в России нет и одной. Еще хуже дела в ЮФО - 0,65 и СКФО – 0,55 пекарен.
Как говорит Кацнельсон, в каждом населенном пункте, где больше 500 жителей, можно открывать пекарню. Это даст возможность создать дополнительные рабочие места в сельской местности.
Солидарна с Юрием Менделевичем и Надежда Безбудько, председатель Общероссийского общественного движения сельских женщин. Ведь в хлебопекарной отрасли работает 90 процентов женщин.
Но как же тогда быть с вышеупомянутой тенденцией, что производство качественного натурального хлеба не приносит достойной прибыли?
Во-первых, по мнению участников дискуссии, надо влиять на государственную власть, чтобы она ограничила аппетит естественных монополий, доля которых весьма значительна в цене хлебного каравая.
Во-вторых, нужно снизить налоговую нагрузку и упростить отчетность для малых пекарен. Самое интересное, что государство уже сделало шаги в этом направлении, но люди об этом не знают.
Пекарни с оборотом до 60 миллионов рублей и количеством работников до 15 человек имеют право работать по патентам. Стоимость патента в разных регионах своя, но вполне посильная.
В ЮФО, например, на хлебопечение получили всего 106 патентов, в Ставропольском крае – 16. При всей очевидности выгоды такой формы отчетности, она не получила развития. По мнению Кацнельсона, только по вине чиновников местного самоуправления, которые не доводят информацию до сведения населения.
Будет больше хлебопекарных предприятий, будет выше конкуренция, которая станет способствовать и повышению качества продукции, и снижению цен. Если же малые предприятия хлебопекарной отрасли начнут кооперироваться между собой, то они смогут легче противостоять естественным монополиям, находить общий язык с торговыми сетями. Подобный положительный опыт уже есть.
Благодаря усилиям Гильдии пекарей удалось решить проблему возврата хлебопекарной продукции. Теперь торговые сети не возвращают ее производителям, а утилизируют сами. Это значительно снизило издержки в хлебопечении. Словом, перспективы у хлебопекарного бизнеса есть, надо только работать над их воплощением в жизнь.
Сергей ИВАЩЕНКО
Добавить комментарий