Поиск на сайте

В  ставропольских музеях открываются сразу две исторические выставки, посвящённые Году театра

Наша история

Потомки Лермонта в гости к нам

По уровню развития театрального искусства Ставрополье, конечно, отстает от соседей – Кубани и Дона. Но все равно нам есть чем похвастаться: и эти поводы для гордости истинных театралов минкультуры края собрало в обширную программу.

Ставрополье, конечно, в первую очередь – это ассоциации с Лермонтовым: из-под его пера вышла вовсе не одна пьеса «Маскарад», как считают многие, а много больше. Ставились на ставропольских подмостках и лермонтовские «Испанцы», и «Цыганы».

В июле в Пятигорск к месту дуэли поэта съедутся представители его рода со всей России и из-за рубежа (то ли правда, то ли миф – но Лермонтов мог происходить из древнего шотландского рода, основанного бардом Томасом «Правдивым» Лермонтом).

А в октябре (к 205-летию со дня рождения поэта) в Пятигорске и Ставрополе пройдет фестиваль «Лермонтовская осень». Ставить будут, конечно, лермонтовские произведения.

В театре оперетты пройдет фестиваль «Эолова арфа», на который приедут артисты музыкальных театров и филармоний со всей страны.

В марте в Ставрополе пройдет краевой смотр-конкурс любительских театров, а в октябре – конкурс театров моды. Будет и несколько премьер: в драмтеатре – мюзикл Кима Брейтбурга «Голубая камея», в театре оперетты – «Марица» Имре Кальмана и «Веселая вдова» Франца Легара, а в театре кукол – «Бармалей», «Маленький Мук» и «Гадкий утенок».

Обители Мельпомены распахнут свои двери в рамках всероссийской акции «Ночь в театре» (она пройдет в формате бала-маскарада), а во время традиционной «Ночи музеев» краевые музеи... перевоплотятся в театры.

Да, собственно, уже перевоплотились. На днях в Ставрополе открываются сразу две музейные выставки, посвященные Году театра.

«Старейший театр на Кавказе» – это про краевой драмтеатр, основанный полтора столетия назад. Из его архивов научные сотрудники краеведческого музея и отобрали фотоснимки, отражающие путь старейшего театра на Кавказе.

«Малороссийские роли – венец его славы»

Еще в 1841 году в Ставрополе купец Блюм построил деревянный дом, больше похожий на лубочный балаган, в котором отставной губернский секретарь Яценко, набрав труппу, начал проводить первые спектакли.

А в 1843 году купец первой гильдии И. Гониловский начал строить каменный дом для театра на улице, позднее и получившей название Театральной (ныне это проспект Октябрьской революции, а в том самом здании размещается Дом офицеров).

Поначалу сюда была переведена труппа, набранная Яценко: ее передали под управление антрепренера Ивана Дрейсига. 52-летний Дрейсиг к тому времени был известным актером и режиссером, работавшим в Харьковском русско-украинском театре.

«Он играл так хорошо, так натурально!.. Это хороший актер во многих ролях и пьесах, но все ж малороссийские – венец его славы!» – писал один из рецензентов.

И уже в марте 1845 года под руководством Дрейсига в Ставрополе начал функционировать настоящий профессиональный театр – с хорошо подобранной труппой, дирекцией, машинистом, декоратором, билетерами и даже дирижером (в то время оркестры в драмтеатрах были не редкостью).

В первый сезон ставили драмы, трагедии, комедии и водевили – каждые два-три дня по новому спектаклю. В репертуаре были «Параша-сибирячка» Николая Полевого, «Рука всевышнего отечество спасла» Нестора Кукольника, «Гамлет» и «Отелло» Уильяма Шекспира, «Разбойники» Фридриха Шиллера.

Осенью 1845 года, с началом нового сезона, труппа отправилась на гастроли в Тифлис (нынешний Тбилиси). Тогдашний царский наместник на Кавказе Михаил Воронцов даже предлагал оставить труппу в Тифлисе. Позднее, учитывая успехи ставропольского театра, он назначил ему ежегодную дотацию в 1200 рублей.

Остался в Грузии режиссер Иван Дрейсиг, с именем которого связано открытие русского драматического театра в Тифлисе в сентябре 1845 года.

Причем русская труппа в Тифлисе существовала почти одновременно с восстановленным Георгием Эристави грузинским театром – актеры обеих трупп долгое время даже спектакли давали в одном и том же театральном помещении.


Публика Ставрополя издавна имела репутацию понимающей, очень любящей театр. В прежние времена он был населен бывшими петербургскими светскими людьми – офицерами гвардии, которых ссылали на Кавказ без права возвращения в столицу. Вот эти-то аристократы поселялись в Ставрополе и единственным их развлечением был театр.

Николай СИНЕЛЬНИКОВ, актер (из книги «Шестьдесят лет на сцене. Записки», 1935 г.)


«Пройду в Ставрополь или в Тифлис»

Пока труппа гастролировала в Грузии, Гониловский сдавал помещения театра антрепренеру Карлу Зелинскому, который прибыл в Ставрополь из Киева.

Антрепренер проработал в Ставрополе три года, а затем отправился в Пятигорск: на 3500 рублей серебром, полученные от дирекции Кавминвод по воле графа Михаила Воронцова, он основал «каменный театральный дом с флигелями согласно плану и фасаду, утвержденному его сиятельством».

Так Ставрополь дал начало театральной жизни не только в Грузии, но и на Кавминводах. В 1852 году в столичном журнале Михаила Погодина «Москвитянин» появилась теплая рецензия на пьесы ставропольского театра.

Корреспондент «Москвитянина» писал, что лучшие актерские работы связаны с именами артиста Императорского театра Александра Алексеева и Николая Рыбакова – знаменитого на всем Юге России драматического актера, которого привез в Ставрополь антрепренер Зелинский.

Именно Рыбаков был прототипом провинциального актера Геннадия Несчастливцева в пьесе Александра Островского «Лес»...

Помните диалог из пьесы между Несчастливцевым и его более удачливым коллегой Счастливцевым: «А ты в Керчь? И в Керчи тоже, брат, труппы нет. – Что же делать-то-с, Геннадий Демьяныч, пройду в Ставрополь или в Тифлис, там уж неподалеку-с»...

Но те времена остались далеко в прошлом. Ставропольский драмтеатр сегодня, к сожалению, мало чем выделяется среди многих провинциальных театров.

А ведь некогда блистали на его сцене лучшие актеры России – Василий Андреев-Бурлак, Митрофан Иванов-Козельский, Модест Писарев, Мариус Петипа (нет, не однофамилец, а сын великого балетмейстера), Николай Песоцкий, братья Рафаил и Роберт Адельгейм, Алексей Харламов, Павел Орленев...

О знаменитых актерах ставропольского драмтеатра и расскажет выставка в краеведческом музее.

Мельпомена раскрывает свои тайны

В музее изобразительных искусств открывается экспозиция, посвященная мастеровым совсем иного цеха, которых зритель не видит и почти не знает – художникам, реквизиторам, декораторам, бутафорам.

Здесь можно будет увидеть фрагменты декораций, эскизы театральных костюмов и кукол, сценический реквизит прошлого и настоящего. Кураторы выставки с сожалением отмечают, что имена многих выдающихся художников ныне забыты даже старшим поколением зрителей.

Среди них, например, главный художник Ставропольского театра кукол Константин Цыгвинцев, который оформлял спектакли не только в театрах Кавказа, но и в Санкт-Петербурге и Ульяновске, лично работал с гениями Леонидом Собиновым и Федором Шаляпиным.

Большой раздел выставки посвящен заслуженному работнику культуры России Валентине Санжаровой, которая отмечает 80-летний юбилей. И полвека жизни она отдала драмтеатру, в котором работает художником-декоратором (и еще всю жизнь профессионально занимается скульптурой).

Оформляют ставропольские спектакли и мэтры, среди которых Леонид Черный и Сергей Жуков, и совсем молодые, начинающие художники. Всем им нашлось место на выставке.

Антон ЧАБЛИН

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях