Поиск на сайте

 

 

 

Любимец публики признался корреспонденту «Открытой», что не смог жить в эмиграции, поскольку считает Россию лучшей страной в мире

 

Апрель балует ставрольских театралов визитами суперзвезд русского кино и театра: сначала нас порадовал народный артист СССР Василий Лановой, а на прошлой неделе в Ставрополь пожаловал Михаил Козаков. Актер снялся более чем в полусотне фильмов, среди которых «Человек-амфибия», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тётя!». Михаил Михайлович играл в «Современнике», МХАТе, Ленкоме, в театре на Малой Бронной. Среди режиссерских работ Козакова такие фильмы, как «Безымянная звезда», «Визит дамы», «Ужин в четыре руки», «Покровские ворота». В девяностые годы Козаков жил и работал в Израиле, руководил там собственным театром. Вернувшись в Россию, он создал театр «Русская антреприза Михаила Козакова», на гастроли с которым и приехал к нам. В Ставрополь актер привез свою режиссерскую работу – спектакль «Любовь по системе Станиславского». В главных ролях, кроме Козакова, заняты: любимица публики, народная артистка России Елена Шанина, сериальная звездочка Оскар Кучера и бывший секс-символ страны актер Александр Песков.
Пьеса комедийная. В ее основу легла история семьи русского эмигранта, жившего в Париже (его исполняет Михаил Козаков) и завещавшего перед смертью свое состояние сыновьям при условии, что они женятся на сестрах из России. Красивые декорации и профессиональная игра столичных актеров никого из зрителей не оставили равнодушными. На финальном поклоне зрители несли цветы корзинами. Воодушевленный приемом ставропольской публики, Михаил Козаков пребывал в прекрасном настроении и поэтому решил побеседовать с местными журналистами.

 

- Михаил Михайлович, почему вы решились поставить эту пьесу?
- Постановка пьесы - мой возврат в театральную режиссуру. До этого, что бы мне ни приносили, а приносят много, ничего не нравилось. Это была либо современная абсурдная драматургия, которую я не очень люблю, либо переведенные с других языков рассказы.
Когда принесли «Любовь по Системе Станиславского», я без особой надежды взял эту рукопись. На что надеяться, когда всё, к сожалению, не нравится? Да еще русская пьеса! По нашим временам хорошая русская пьеса - редкое явление.
Я прочел ее за два часа. Смеялся, не передать как! Сюжетная, современная, с характерами, с юмором, добрая, умная пьеса о любви. В конце концов принял решение режиссировать ее, потому что привык доверять своей интуиции и вкусу.
- Актеров долго подбирали? У вас даже сериальный актер Оскар Кучера играет...
- Он, кстати, оказался очень хорошим театральным артистом. Оскар играет младшего сына. Роль старшего досталась Пескову, среднего сына играет Владимир Большов. Я никогда с ним не работал, но, увидев однажды в театре Райкина, понял: это тот, кто мне нужен для «Любви по системе Станиславского». Судя по аншлагам в залах, пьесу мы не провалили.
Антреприза любит комедию, но я пытаюсь заниматься не эстрадой, а театром, чтобы был не низкий жанр, не «Камеди клаб». Мои актеры играют по системе Станиславского: текст нужно правильно произносить, чтобы реплики работали, играть каждый спектакль так, как будто в последний раз. Но дело ведь не только в актерах.
Мне неоднократно приходилось слышать в провинции: мол, приехали известные актеры, народ на них побежал, а потом уходил разочарованный. Так что самое главное, чтобы спектакль получился как таковой. На мой взгляд, особенность Русского театра, начиная с конца XIX века, заключается в главной идее, которая сегодня может прозвучать слишком романтично, - сеять разумное, доброе, вечное. То есть должна быть некая осмысленность в том, что Станиславский потом назвал сверхзадачей театра. Это напрямую связано с психологизмом, свойственным Русскому театру.
- Система Станиславского до сих пор работает по всему миру…
- Особенно она повлияла на киношколу Голливуда. Звезды Голливуда: Дастин Хоффман, Аль Пачино, Роберт Де Ниро - все проходили эту школу. Мне иногда кажется, они усвоили ее даже лучше, чем мы. Думаю, что если бы Станиславский увидел игру Де Ниро, он бы сказал: это идеальный актер для Художественного театра.
- Не опасна ли система перевоплощения Станиславского для психологического состояния актера?
- Это то, что называется сложными отношениями актера с ролью. Вживание в роль - причудливый и странный процесс. Не всегда, к сожалению, получается, но если получается, то роль иногда даже может влиять на тебя как на личность.
- А какая ваша любимая роль?
Самым любимым остается Гамлет, хотя я и сыграл его очень молодым. Я не говорю, что это была моя самая удачная роль. Как считал Пастернак, поражение от победы ты сам не должен отличать. Потом я бы мог назвать дядюшку Одуева в «Обыкновенной истории» в Современнике, Кочкарева в «Женитьбе» и Дон Жуана в Мольере.
- За долгую творческую жизнь кто-то запомнился вам из партнеров по сцене?
- О, это будет длинный список из ушедших и, слава богу, живых. Блестящие, изумительные актеры Евгений Евстигнеев, Олег Даль, Лев Дуров, Олег Янковский. Из молодых актеров нравится Алексей Серебряков и Евгений Стычкин. Они замечательные артисты, но им не хватает хороших, серьезных драматических ролей.
- А как вы относитесь к современному российскому кинематографу?
- В целом, к сожалению, с грустью, но есть вещи, которые мне очень нравятся. Например, недавняя экранизация «Доктора Живаго» Александра Прошкина или последняя картина Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Трогательная, настоящая картина с превосходными актерскими работами.
- Вы интересуетесь политикой?
- Есть такая шутка: если ты не интересуешься политикой, то политика заинтересуется тобой. В какой-то мере, конечно, я слежу за тем, что происходит, но прямого активного участия не принимаю. Полагаю, что у меня иная миссия. Если я читаю те или иные стихи, это тоже политика. Если я читаю «Реквием» Ахматовой или ставлю картину «Очарование зла», то что-то я имею в виду.
- Почему вы уехали в Израиль, а затем вновь вернулись в Россию?
- Я устал отвечать на этот вопрос. Заставили уехать соображения общего и частного порядка. Это был 1991 год. Парадокс заключается в том, что я не уехал при советской власти, я уехал во время перестройки.
У меня родился сын, жена у меня была еврейка, было немножко страшно, куда все повернется. Накопилась невероятная усталость, не мог найти серьезную работу. Я чувствовал себя одиноким в тот момент, вот и подумал: почему бы не пожить и не поработать за границей, не испытать себя?
Я нисколько не жалею, что это сделал. Считаю, что прошел замечательную школу жизни, за многое благодарен Израилю. Израиль мне понравился, но сам себе я в Израиле не понравился. Это связано с работой, с языком, с ментальностью.
На мой взгляд, Россия - лучшая в мире страна. Я советский человек, у меня советский менталитет, при всех моих еврейских и греческих корнях.
- Как вы себя сейчас ощущаете в России?
- Я ощущаю себя как 74-летний человек, который работает, пытается что-то делать. Даю концерты по всему миру, работаю над новым сценарием, что-то пописываю. Живу своей обычной жизнью.
Сейчас ставлю комедию Ноэля «Цветок смеющийся» в переводе Михаила Мишина. Люблю выезжать на гастроли. Я получаю несказанную радость от поездок: главное добраться до места и найти силу завтра утром встать и отправиться вновь в дорогу, чтобы подарить зрителям радость встречи с настоящим театральным искусством.

Беседовала
Элла ДАВЫДОВА



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий