Поиск на сайте

Устное народное творчество помогает развить речь малышей, но главное - наполняет их души теплом и добротой

Мысли вслух

Недавно иду я по улице и вижу: молодая мама ведет за руку трехлетнего карапуза, а тот вдруг падает на асфальт, начинает дрыгать ножками и истошно кричать.

Все прохожие, и я в том числе, с недоумением и испугом смотрят на эту картину. Мама пытается поднять малыша с земли, успокаивает, а он - пинает ее ногами!

Женщина в смущении поясняет: «Это он капризничает - я ему машинку не купила. Ничего страшного». А я, услышав ее «оправдание», думаю: «Ничего себе! Это же как раз страшно, ведь у ребенка психика нарушена».

Я сама педагог, мать и бабушка, но не припомню, чтобы малыши когда-нибудь так себя вели. Что же происходит с нынешними детьми?

Помню, как в детстве, укладывая меня спать, мама или бабушка пели колыбельные песни. Интересно, нынешние мамочки поют своим малышам?

А еще помню, как бабушка занималась со мной развитием речи. Как многие дети, я плохо выговаривала букву «р», и моя бабушка научила меня скороговорке:

Ехал Грека через реку.
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку -
рак за руку Грека цап!

 

Я раз за разом повторяла печальную «историю» Греки и с ее помощью научилась «рычать». Логопеды в ту пору были не в моде: родители, бабушки и дедушки использовали мудрый народный фольклор.

Короткие фразы, специально составленные так, чтобы их было трудно произносить, были придуманы для развития речи. Часто они становились частью детских игр.

Об этом рассказывают в своих книгах Егор Покровский, русский педиатр, психолог, крупнейший исследователь детских народных игр народов России XIX века, и Георгий Виноградов, советский филолог, фольклорист, этнограф, автор работ «Детский народный календарь», «Русский детский фольклор», «Детский фольклор и быт», «Детские тайные языки», «Краткий обзор этнографических изучений» и многих других.

Чем затейливей скороговорка, тем большее удовольствие она доставляет ребятам, уверяют исследователи. Вот пример «игровой» скороговорки:

Ехал чижик через мост,
вел кобылушку за хвост.
Кобылушка упала,
шкурка не пропала,
А из шкурки сапожки,
Из копытца гребешки.

 

Детский фольклор развивался вместе с народной педагогикой, ведь забота об умственном, нравственном и физическом воспитании подрастающего поколения искони была свойственна нашим предкам.

Что происходит с современными детьми, почему они психически неуравновешенны? Им не хватает душевного тепла, который так щедро давал в старину и должен давать детский фольклор.

Леда ШАТАЛОВА

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях