Поиск на сайте

По мнению психологов из США, лишь два из десяти самых распространённых приёмов самоподготовки учащихся являются действительно полезными, способствующими эффективному усвоению и запоминанию учебного материала

 

«Открытая» продолжает знакомить читателей (см. «Учись, студент», №36 с.г.) с основными положениями доклада «Эффективные образовательные технологии как средство повышения успеваемости студентов: уроки от когнитивной и педагогической психологии», опубликованного в январском номере журнала «Психологическая наука и интересы общества». В нем, напомним, ученые из США представили результаты мета-анализа (обзорного исследования) научной обоснованности и практической значимости 10 наиболее популярных способов самостоятельной внеклассной подготовки.
Ранее мы уже упомянули, что, по мнению американских психологов, такие популярные среди студентов всех возрастов приемы, как подчеркивание в тексте ключевых фраз, перечитывание учебника и использование мнемонических правил, не являются эффективными методами формирования долговременной памяти и понимания изучаемого предмета.
О том, что еще работает, а что нет в деле самообразования, читайте далее.

 

Слабость воображения
Метод визуализации, когда для каждого прочитанного параграфа ученикам предлагается составить в голове некую ментальную картинку, в целом признан авторами исследования малоэффективным. В качестве основных причин этого называют ограниченность применения, так как выраженный положительный результат наблюдался, как правило, лишь в случае определенного типа материала (художественные произведения), и не при вычитывании текста, а его прослушивании.
Кроме того, как отмечают ученые, одной команды «Визуализируйте!» зачастую недостаточно. Ученикам нужна определенная тренировка и практика, чтобы они могли эффективно применять данный прием на постоянной основе.

 

Полезное умение
Многие люди, готовясь к экзаменам, будь то выпускные в школе или квалификационные на профпригодность, находят полезным делать на полях учебника записи, излагая в одну-две фразы уже своими словами смысл прочитанного. Как отмечают американские психологи, такое вычленение из текста основной идеи, ключевой концепции или какого-либо факта может быть хорошим подспорьем в учебе для тех, кто уже имеет представление и опыт подобного рода аннотирования (от лат. annotatio – замечание).
По мнению авторов доклада, значительная часть школьников и даже студентов вузов не обладают достаточными навыками для того, чтобы грамотно «утрясти» текст и составить, в итоге, его качественное краткое изложение. Конечно, этому можно научить, и при любом раскладе потраченные усилия не пропадут даром.
Однако, как способ самоподготовки учащихся, аннотирование уступает в терминах универсальности и результативности другим существующим приемам. Отсюда и низкая общая оценка эффективности этого метода, данная американскими учеными.

 

Бесcпорные фавориты
Образовательные системы большинства стран полагаются на различного рода тесты в качестве основного способа оценки знаний учащихся. Как правило, ставки здесь чрезвычайно высоки (российский ЕГЭ, общенациональный экзамен в Японии и др.), а потому неудивительно, что школьники и студенты редко испытывают теплые чувства к данной компоненте их обучения.
Как отмечают авторы доклада, многочисленные исследования (более 120 только за последние 10 лет) убедительно показывают, что тестирование на деле является одним из лучших методов усвоения и запоминания учебного материала, ощутимо повышающим показатели успеваемости студентов разного возраста и уровня подготовленности, безотносительно к тому, изучают ли те правописание или высшую математику.
Следует уточнить, однако, что речь здесь идет о «низкострессовых», тренировочных тестах, цель которых не баллы и оценки, а обучение, закрепление полученных знаний через процесс активного «извлечения» из памяти соответствующей информации. Подобная работа может осуществляться как в классе, под наблюдением учителя, так и дома (самотестирование), посредством, например, просмотра учащимися карточек-напоминаний, разбора вопросов из учебника, выполнения пробных заданий из Интернета и т.д. Вариантов – масса. Что важно, такого рода активность не требует от учеников какой-либо специальной подготовки и чрезмерных временных затрат.
Исследователи также нашли, что, несмотря на существующее в мире тестов разнообразие форм – письменных и устных, предлагающих написать развернутый ответ или же выбрать один правильный из списка предложенных, обучающее тестирование положительно влияет на успеваемость студентов и их оценки, даже когда формы проведения экзамена и тренировочных тестов не совпадают.
Гораздо более важными факторами здесь являются количество (больше – лучше) и задержка по времени (от одного дня и дольше). Другими словами, серия коротких еженедельных тестов на протяжении всего семестра принесет студентам больше пользы, нежели 2-3 всеобъемлющих, взятых в течение тех же 4-5 месяцев.
Результаты оказываются более впечатляющими, если в процессе тестирования осуществляется обратная связь. Другими словами, вместе с признанием правильности ответа учащийся получает и своего рода краткую «сопроводиловку» по существу вопроса, так как это способствует дальнейшему закреплению «верной» информации.
В идеале обучающие тесты, включая «домашние», должны продолжаться до тех пор, пока правильные ответы не будут воспроизводиться испытуемым регулярно, в том числе и по прошествии значительного времени с момента первого тестирования.

 

Всему своё время
Другой высокоэффективной образовательной технологией профессор Данлоски и его коллеги называют практику распределенного (во времени) обучения. Если вкратце, речь идет о следующем. Как правило, в процессе изучения материала учащиеся обращаются к нему несколько раз, будь то перечитывание конспектов или выполнение домашнего задания.
В то же время современные учебники и учебные программы выстроены обычно вокруг крупных тематических блоков (магнетизм, электричество и т.д.), а потому, закончив очередную главу, ученики, как правило, не сталкиваются с пройденным материалом вплоть до финального экзамена. С приближением последнего студенты и школьники по всему миру корпят дни и ночи над учебниками, освежая копившиеся в памяти по несколько месяцев и лет «залежи» знаний.
Подобный подход, утверждает профессор Данлоски, вполне приемлем, если ваша цель – просто сдать экзамен, но абсолютно непродуктивен, когда речь идет о прочном и долговременном усвоении учебного материала.
В свою очередь, модель распределенного обучения предполагает, что, закончив изучение определенного тематического блока, студенты вернутся к нему еще один раз (по меньшей мере) через определенный промежуток времени. Продолжительность его, согласно исследованиям, должна составлять 10-20% от продолжительности того срока, на который необходимы знания.
Так, если свежевыученный факт или теорема понадобятся вам через неделю, то спустя 12-24 часа после первоначальной «зубрежки» необходимо просмотреть все еще раз. А замахнувшись на «вспомнить все» по прошествии пяти лет, следует устроить повторение пройденного через полгода-год.
Конечно, данные сроки не всегда возможно выдержать, признают американские психологи, к примеру, в тех же школах и вузах с их жесткими временными рамками. Учащимся этих заведений авторы доклада советуют проводить ревизию ключевых материалов курса спустя месяц после первоначального ознакомления с ними.
Данная модель, как показали многочисленные исследования, приводит к существенно лучшим результатам на экзамене, нежели тактика «финального рывка», столь распространенная среди студентов всего мира.

 

Учись учиться
Известно, что успех атлетов сегодня в большом спорте определяют как эффективные тренировочные технологии, так и индивидуальные психофизические данные. В свою очередь, используемые в педагогике образовательные методики также могут способствовать как быстрому и надежному усвоению знаний учащимися, так и, в худшем случае, тормозить их прогресс в учебе.
«Открытая» предлагает читателям присмотреться к себе, своим детям и попытаться разобраться, насколько эффективны и действенны используемые вами приемы самообразования. Возможно, самое время присмотреться внимательнее к выводам американских психологов и попробовать что-то новое.

 

Александр ЛЕОНТЬЕВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях