Поиск на сайте

 

Школьники из посёлка Темижбекского нарисовали портрет идеального учителя

Опрос

Педагог – профессия особенная, он всегда на виду. Во всевозможных ток-шоу, газетных публикациях можно встретить разные оценки учительского труда. Я решила выяснить, как представляют себе современного учителя дети, и для этого провела анкетирование среди учеников своей школы №4 в поселке Темижбекском.

Портрет идеального педагога рисовали ученики всех классов - с первого по 11-й, всего более 300 школьников. По мнению ребят, имидж учителя складывается из трех компонентов - профессиональных навыков (40%), внешнего вида (31%) и личных качеств (29%).

Наибольший вес в глазах ученика имеет профессионализм учителя. Педагог должен прекрасно знать свой предмет, объяснять его понятно, четко, подробно, не спеша, иногда повторяя материал, не раздражаться, когда его не сразу понимают.

Далее ребята отметили, что внешний вид является важной частью образа учителя, однако, по словам большинства учеников, им все равно, во что одет учитель, какая у него прическа и как он вообще выглядит. Да, это часть имиджа, но решать, каким он будет, должен сам педагог.

Лишь 28% школьников ответили, что стиль имеет значение и выбрали для «идеального педагога» весьма небогатую цветовую гамму: в приоритете коричневый цвет одежды, далее по убывающей - серый, черный и белый.

Что касается личных качеств, то на первом месте для ребят всех возрастов стоит доброта учителя (50%), потом - справедливость, понимание и чувство юмора. Более всего неприемлемы в педагоге злость (31%), излишняя строгость (28%) и несправедливость (21%).

Детям важно, чтобы их любили, были к ним внимательны. Они не выносят крика, оскорблений. Многие, сталкиваясь с грубостью учителей, теряются, боятся и стараются избегать тех уроков, на которых чувствуют себя не комфортно. Часть учеников признались, что хотя бы раз не хотели идти в школу из-за учителя.

Чего же, по мнению школьников, никогда не должен позволять себе педагог? Самые популярные ответы - «унижать» (43%) и «кричать» (36%).

Учитель - одна из самых ответственных профессий на Земле. За многие века задача педагога в обществе осталась неизменной. Учителя дают нам первые жизненные уроки - доброты, порядочности, честности, мужества, любви к своей Родине. На востоке слово «учитель» пишут с большой буквы, таким образом выражая глубокое уважение к людям этой профессии.

Многие ребята из моей школы сказали, что в их жизни есть учитель, благодаря которому они стали лучше. Мне кажется, это лучшее признание для педагога.

Как бы ни менялось время, какие бы новые требования к учителю ни предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть человеком умным, терпеливым, понимающим, любящим свое дело и детей.

И если ученики – это будущее России, то учителя – это пророки, которые еще смогут изменить будущее в лучшую сторону, изменив нас. Ведь каждый из нас может стать профессором, ученым, врачом и принести пользу государству.

Учитель – это человек, который запомнится нам на всю жизнь, мы будем вспоминать о своих педагогах с улыбкой и благодарностью.

 

От калеки до монаха

Как менялся образ учителя в разные эпохи

Сейчас существует так называемый «Профессиональный стандарт учителя», который включает ряд требований, предъявляемых к педагогу. А что  было раньше?

В первобытном обществе учителя - это «старички» лет 20-25. Они уже не могли охотиться из-за болезней и травм, вынужденно оставались у костра на стойбище,  становились рассказчиками и учителями для юных. Они учили детей выживать в природе, подражать голосам зверей и птиц, плести ловушки.

В Древней Греции учителем чаще всего был свободный неполноправный человек – метек. Полноправному гражданину, собственнику, рабовладельцу труд учителя был не по статусу. Зарплата учителя была невелика, а требовалось от него знать много - риторику, грамматику, гимнастику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, диалектику.

Само слово «педагог» родом из Древней Греции и означает дословно «ведущий ребенка». Но называли так не учителя, а раба, который водил ребенка в школу и обратно. Позже появился термин «педагогика», то есть «ведение ребенка по жизни».

В Древнем Риме богатые люди понимали всю важность образования. Бедняки не имели возможности ходить в учебные заведения, однако многие самостоятельно учились читать и писать. Дети из богатых семей получали хорошее образование, занимались с репетиторами на дому, либо ходили в места, которые сегодня мы называем школами. Школы в Древнем Риме были только для мальчиков.

В средневековом христианском обществе учитель считался особым человеком, приближенным к Богу, как правило, это были монахи и священники. Учителей боялись, уважали, чтили.

Педагогический идеал эпохи Возрождения – рыцарское воспитание, владение различными умениями и навыками. Учитель обладал широкой эрудицией, культурой и был образцом высокой нравственности.

В эпоху Просвещения движущей силой прогресса считали просвещение, науку и разум. Требования к нравственному облику учителя были очень высоки. Педагоги   должны были быть лишены человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества. Истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные качества.

В Новое время известные педагоги также предъявляли высокие требования к личности учителя. Высокие моральные качества педагога, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом.

Яна ЧАРЫКОВА

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий