Поиск на сайте

Лет через пять в школах Ставрополья детей будет некому учить. И этому поспособствовало краевое правительство

 

На днях в краевой думе прошел «правительственный час» на тему модернизации образования. Перед депутатами выступила министр Валентина Солонина (на фото), которая привела удручающие факты. В крае строятся новые детсады, ремонтируются школы, только вот скоро работать в них будет некому – молодежь учителями становиться не хочет.

 

Большая стройка. Для кого?
Уже четвертый год на Ставрополье реализуется программа модернизации образования «Наша новая школа», о которой, к сожалению, известно намного меньше, чем о программе модернизации здравоохранения. А ведь только в нынешнем году из краевого бюджета муниципальным районам и городам Ставрополья на то, чтобы привести в порядок школы, выделено 628 млн. рублей (в краевой столице – 52 миллиона).
Как рассказала Валентина Солонина, до начала учебного года будет завершен ремонт в 24 школах, которые сейчас находятся в аварийном состоянии. Монтируют новые, теплоизолирующие окна (в первую очередь в учебных классах), благоустраивают санузлы и пищеблоки. По словам министра, это позволит уже в нынешнем году обеспечить все 100% краевых школьников питанием (а 85-86% – горячим питанием).
Также до 2015 года в крае будет построено 55 новых детских садиков (к уже существующим 318), которым потребуется тысяча сотрудников – воспитателей, логопедов, психологов, музыкальных работников.
Кроме того, сейчас Россия постепенно выбирается из «демографической ямы» – в классах все больше ребятишек, а значит, острее чувствуется потребность в педагогах начальной школы. По оценке министра, в течение ближайших трех лет в крае понадобится около тысячи педагогов-«начальников».
Правда, неясно, откуда их взять, если на сегодняшний день в детсадах Ставрополья вакантными остаются более трехсот мест (и еще более 400 – в школах). Причем, подчеркнула Солонина, это лишь явные вакансии, а есть еще так называемые скрытые – это, например, те места, которые занимают педагоги пенсионного возраста.
К скрытым вакансиям относятся и совместители, а их немало. Рядовой учитель на Ставрополье перерабатывает: если по нормативам его нагрузка должна составлять 18 учебных часов в неделю, то реально – более 24 часов.

 

Марь Ванне пора на покой
Крайне остро стоит проблема старения педагогических кадров: если еще пять лет назад в крае было 17% учителей-пенсионеров, то сейчас – уже 21%. И по этому показателю Ставрополье далеко опережает остальную Россию – в среднем по стране лишь 18% пенсионеров-педагогов.
Намного больше пожилых учителей в городах, чем на селе (25% против 19%). Причем в некоторых территориях эта цифра и вовсе близка к критической: скажем, в Лермонтове, Георгиевске и Кисловодске среди учителей треть – пенсионеры.
Удручает ситуация и с отдельными предметами: среди учителей математики в школах края 32% пенсионного возраста (и столько же предпенсионного), среди педагогов русского и английского языков – 27%.
В среднем по Ставропольскому краю, подчеркнула Солонина, возраст учителей составляет 48 лет, в то время как в целом по стране – лишь 40. Причем наблюдается неуклонное ухудшение качества подготовки педагогов, приходящих в профессию. Сейчас 36% краевых учителей не имеют никакой квалификационной категории (а три года назад эта цифра была вдвое ниже).
Пусть и медленно, но неуклонно снижается доля педагогов, имеющих высшую категорию (сейчас их в крае лишь 36%). Только 84% учителей на Ставрополье имеют высшее образование (еще 11% – среднее профессиональное: большинство среди них составляют учителя музыки, технологии и начальной школы). Так чему они могут научить детей?!
И еще одна неутешительная цифра: среди краевых педагогов лишь каждый десятый – мужчина, и этот процент постоянно снижается.

 

Работа вхолостую
Все эти факты, приведенные в докладе Валентины Солониной, говорят об одном – профессия учителя перестала быть престижной, молодежь не хочет работать в школах и детсадах.
А ведь это при том, что на Ставрополье учителей готовят целых шесть учебных заведений: Ставропольский педагогический институт (СГПИ), Невинномысский гуманитарно-технический институт (ПГГТИ), Пятигорский лингвистический университет (ПГЛУ), Институт развития образования, филиал Московского гуманитарного университета им. Шолохова (МГГУ), педагогический институт Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) и Светлоградский педагогический колледж.
Всего на педагогических специальностях сейчас учится почти 10,5 тысячи детей (из них более 3 тысяч – в федеральных вузах). Но при этом конкурс за последние три года уменьшился в полтора раза – с трех до двух человек на одно место, средний результат ЕГЭ у абитуриентов составляет лишь 61 балл. Ну а по итогам прошлогоднего выпуска лишь 40% выпускников педагогических вузов устроились по специальности. Где обретаются остальные, можно лишь догадываться.
Одна из причин – это непродуманная политика федеральных вузов. Например, в СКФУ в педагогическом институте готовят ребят по специальности «Физик», «Историк», «Математик», а слова «учитель» в названии их будущей профессии нет.
Странный перекос, по словам Солониной, и в показателях приема на отдельные специальности: скажем, если в крае ежегодно требуется 80 учителей русского языка, то из стен вуза их выходит 270, а вот в случае с биологами или физиками всё с точностью до наоборот – выпуск вдвое меньше кадровой потребности.
А ведь, напомним, профильное педагогическое направление существовало на каждом факультете Ставропольского госуниверситета (СГУ), на базе которого и появился окружной вуз. Значит, его славные традиции уже утрачены?!
Более того, в свое время СКФУ пытался поглотить краевой педагогический институт («Открытая» подробно писала об этом в статье «Салют, академия!» в №31 от 8 августа 2012 г.).
Причем, как заявила тогда журналистам ректор СКФУ Алина Левитская, с такой просьбой обратилось к ней правительство Ставрополья. Хотя само руководство края в этом вопросе хранило упорное молчание, что лишь множило домыслы.
Разве подобное идет на пользу имиджу ставропольского образования?!

 

«Хватит с ними либеральничать!»
Валентина Солонина заверила депутатов, что сейчас министерство ведет переговоры с СКФУ, филиалом университета Шолохова и ПГЛУ об организации целевого приема. В дискуссию на «правительственном часе» включились два краевых депутата, возглавляющие вузы, – ректор аграрного университета Владимир Трухачев и ректор педагогического института Людмила Редько.
Редько предложила создать целевую программу «Педагогические кадры», предусмотрев выделение бюджетных мест по самым востребованным специальностям в СКФУ. По ее мнению, не меньше половины мест должны занимать бюджетники, которые затем будут гарантированно обеспечивать потребности именно Ставрополья.
Правда, подчеркнула Редько, денег в бюджете края на их подготовку просто нет (на обучение воспитателя детсада или учителя начальной школы требуется 70-90 тысяч рублей в год), поэтому нужно вести переговоры с федеральными вузами, «завязанными» на федеральные деньги.
Эмоционально поддержал коллегу и Владимир Трухачев как председатель Совета ректоров края: «Надо заканчивать либеральничать с вузами – вне зависимости от их ведомственной подчиненности. Это государственные деньги на подготовку педагогических кадров и государственные вузы! И мы все работаем на Ставропольский край, на Юг России!»
Понятно, что даже появление новых бюджетных мест в СКФУ не позволит сразу решить проблему дефицита педагогических кадров. Нужно обновление всей системы образования, и в первую очередь – повышение престижа профессии. А это без вливаний из краевого бюджета сделать нереально. Ведь, по словам Валентины Солониной, сейчас 518 учительских семей остро нуждаются в жилье (ежегодно квартиры получают лишь около 100 педагогов).
Нужно повышать учителям зарплату, выплачивать «подъемные» для молодых педагогов, которые едут работать на село. (Сегодня такая практика есть лишь в 14 сельских районах края: например, в Петровском районе доплачивают из бюджета 14 тысяч рублей, в Кочубеевском – 10 тысяч, а в прочих – и того меньше.)
Но, как ни странно прозвучит, еще большая забота требуется для педагогов, работающих в городах, где молодой учитель куда острее ощущает разницу в уровне жизни со своими ровесниками, занятыми в других сферах. Ну кто пойдет трудиться в школу (даже с «красным» дипломом пединститута), если на входе в салон «Евросеть» тебя встречает рекламный щит: белозубый продавец гордо сообщает, что в прошлом месяце он заработал 40 тысяч рублей. Тут уж, право, не до физики с химией...

 

Антон ЧАБЛИН

 

Гостья22 июля 2013, 15:20

Кризис в образовании или в министирстве образования Ставраполья? По каналам телевидения РФ показывали, как директор школы поселка Кара Тюбе Ставропольского края Марина Савченко выпроваживает обратно первоклассницу, прибывшую учиться. Судя по действиям директорши, получается, что девочкам нельзя приходить в школу в платке... Обидели девочку-первоклассницу- праведную, верующую, чистую, непорочную... Думаете слёзы девчушки не отольются за такую "гуманность"? Из-за этой Савченко пострадали все мусульманки РФ. А теперь плачетесь вы...

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях