Поиск на сайте

Патриарх ставропольского рока – группа «Магистр» – отмечает 20-летие

 

Пожалуй, «Магистр» – самая почтенная из ныне здравствующих рок-групп Ставрополья. И уж точно самая раскрученная. На счету команды семь студийных альбомов, а также концертный DVD и несколько видеоклипов. Группа была хедлайнером нескольких южнороссийских рок-фестивалей, а в Москве выступала на совместных концертах с такими корифеями тяжелого жанра, как «Черный обелиск», Catharsis, Boney’NEM. О том, какие сюрпризы приготовил «Магистр» своим поклонникам, корреспонденту «Открытой» рассказывает бессменный лидер, вокалист и гитарист группы Дмитрий ВАСИЛЕНКО.

 

– Дима, прежде всего поздравляю с юбилеем. По нынешним временам такое уже редко бывает, что группа старше многих из своих поклонников. Значит, рок-н-ролл жив.
– Что самое забавное, мы вообще забыли про эту знаменательную дату. Никакой юбилей праздновать и не собирались; все эти годовщины – это что-то такое скучное, занудное. И вот как-то в начале января брат (Виталий Василенко, бас-гитарист «Магистра» – Ред.) мне и говорит: слушай, а нам ведь скоро двадцать лет стукнет, надо бы что-нибудь сделать, порадовать людей. Тем более что поклонников действительно немало, и не только в Ставрополе.
– И чем порадовали?
– Выпустили два альбома. Один – это миньон «Навсегда», в нем шесть песен про Великую Отечественную войну: «Журавли», «Последний бой», «За того парня»... Мы очень давно хотели записать такую пластинку, и в первую очередь для молодежи, которая, к сожалению, постепенно забывает славную историю своей Родины.
Второй альбом – это трибьют: наши песни исполняют музыканты разных российских групп, среди которых «Путь Солнца», «Мастер», Melancholy, Catharsis и другие. Причем альбом получился разноплановый, там есть все стили – от heavy metal до trip-hop.
– У вас ведь нет продюсера, деньги в раскрутку вкладываете собственные. Когда альбомы записывали, надеялись на финансовую отдачу?
– Наверное, мы сегодня единственная группа в Ставрополе, которая может позволить себе вкладывать в свою раскрутку большие деньги. Хотя бы часть из них, конечно, всегда стараешься вернуть. Но с другой стороны, когда думаешь только о финансовой отдаче, о коммерции, это убивает само творчество.
Альбом «Навсегда» у нас сразу же разлетелся по Интернету, больше 300 ссылок. Скачиваний песен – десятки тысяч. Значит, людей зацепило. Хотя мы на этом почти ничего и не заработали. А вот наш трибьют я слезно просил всех знакомых не заливать в Интернет, чтобы хоть немного продать и окупить затраты. Выпустили мы его тиражом 500 экземпляров, сейчас почти половина распродана.
– Пятьсот – не маловато ли? Вот, например, у ставропольцев из «Градусов» месяц назад вышел в Москве альбом «Голая». Тираж – 20 тысяч копий.
– Да ну, это несерьезно! Сейчас таких сумасшедших тиражей даже у Scorpions не может быть. Нужно понимать, что люди не готовы покупать в таких количествах рок, металл, альтернативу. Большие тиражи остаются только у самой примитивной попсы или у шансона вроде Михайлова или Ваенги.
– За двадцать лет в «Магистре» переиграли, наверное, почти все известные в ставропольской рок-тусовке музыканты. Кто сейчас в составе?
– На днях сел и прикинул – у нас человек 50 в разное время играло. Но так уж получилось, что сегодня «Магистр» вернулся к образцу 1993 года: мы с Виталиком – вокал, гитара, Юрий Захаров – барабаны, плюс еще пригласили на помощь гитариста группы Amarcord Дмитрия Звездилина.
– Юбилейные концерты будут?
– Не то чтобы юбилейные. Специально ко Дню Победы 9 мая в рок-клубе 7.62 (Дом офицеров) у нас будет большой сборный концерт: «Магистр» и москвичи – Butterfly temple, «Путь солнца» и «Омела». Кстати, это будет наш первый концерт более чем за год – прошлый раз мы выступали в январе 2010-го в Ставрополе вместе с «Арконой».
– Не слишком ли редко концертируете?
– Знаешь, а смысла выступать чаще – нет! В Ставрополе неразвитая клубная сцена – всего два клуба, где рады тяжелым командам. Зрители – одни и те же, такой проверенный костяк, человек сто-двести, которые ходят на любые концерты.
– Вы ведь и в московских клубах в свое время выступали. Может, снова туда рванете?
– Вряд ли. В Москву ради концертного тура ехать смысла нет – публика там сейчас точно такая же, как в Ставрополе: видишь на концертах почти все знакомые лица. Разве что их больше, чем в Ставрополе, город-то крупнее. Это только кажется, что клубная жизнь в столице кипит. Если присмотреться, на афишах названия одних и тех же групп.
– А как же молодежь, новые имена?
– «Переварить» всю молодежь, которая сюда приезжает со всего СНГ, Москва не в состоянии. Допустим, приехала в столицу какая-нибудь команда из провинции, ну отыграет пару концертов в каком-нибудь неизвестном клубе – и всё: либо тебя заметили, либо в Москве тебе уже больше ничего не светит.
– То есть клубные концерты особой прибыли не приносят?
– Что касается тяжелой музыки, то могут позволить себе жить только за счет музыки, продажи альбомов и концертов всего две группы в России – «Ария» и «Кипелов». Остальным музыкантам приходится зарабатывать на жизнь другими способами: кто-то преподает музыку, у некоторых есть свой небольшой музыкальный бизнес (вот у меня, например, собственный магазин CD).
– Интересно, на Западе так же?
– Как ни странно, да. Недавно в одном журнале прочитал интервью Ральфа Шиперса. Это человек очень известный, бывший вокалист Gamma Ray, теперь он поет в Primal Fear. Недавно у них был большой тур по Европе и Америке, и вот Шиперс говорит журналисту: мол, из-за большой загруженности на концертах пришлось уволиться с работы. И работал он не абы кем, а топ-менеджером в какой-то немецкой компании, которая занимается бытовой техникой.
– Но почему зарабатывать концертами сегодня не получается?
– Грешу на Интернет. Ты можешь на YouTube посмотреть любой концерт любой группы, а с торрентов скачать альбом, даже самый редкий. Но при этом Интернет «убивает» не только музыкальную индустрию, но и творческую составляющую самой музыки. Я постоянно слушаю почти все новое, что появляется на рок- и металлической сцене, и с каждым годом все больше мое разочарование: скукота, самоповторы, нет по-настоящему интересных молодых групп.
– Не пойму, при чем тут Интернет?
– Если слушатель не платит за альбом, то и музыкант как бы не несет перед ним моральной ответственности за качество «продукта». Ну вот представь: появился в Сети альбом нового исполнителя, ты скачал, послушал минут пять, не понравилось – удалил и забыл. Или не удалил, что бывает в десять, в сто раз реже.
А теперь вспомни, как было раньше, еще лет 15-20 назад. Увидел в магазине винил любимой группы, копил эти несчастные 40-60 рублей, покупал альбом и слушал его целый месяц. Слушал, пока тебе эта музыка наконец-то понравится. Точнее, пока ты ее не начнешь понимать.
– Как думаешь, на Западе молодежь так же активно музыку из Интернета качает?
– Качает, только с легальных магазинов вроде iTunes или Amazon. А что касается интернет-пиратов, то западные музыканты борются с ними их же оружием. Лет пять назад с подачи Radiohead там распространилась схема Pay What You Want – скачиваешь mp3-музыку с легального сайта, а потом, если тебе понравилось, платишь, сколько хочешь.
В России несколько музыкантов такое пытались внед-рить – Петр Налич, «Тату», «Ляпис Трубецкой», «Аквариум», но столкнулись с тем, что все качали, но платить никто не хотел. У нас просто менталитет совершенно другой, где центральное место занимает понятие «халява».
– Дима, ты ведь послед-ние годы занялся еще и продюсированием. Например, организовывал концерт Accept в Ставрополе.
– Вернее, помогал с организацией. Но честно скажу, дело это хлопотное и неблагодарное. Народ не ходит! Accept – это патриархи рока, лучшая концертная группа планеты. Билеты были по демократичным ценам, но все равно ажиотажа никакого не было, еле партер в ДК заполнился.
– Может, Accept уже забыли?!
– Да ну! Это же музыка, на которой как минимум два поколения выросло – от 30 и старше. Куда они из Ставрополя вдруг пропали?!  А во всем виноват наш менталитет! Можно ведь на халяву скачать концерт из Интернета или посмотреть на YouTube, ну, на худой конец, купить за сто рублей пиратский DVD.
У нашего человека в голове не укладывается: зачем отдавать тысячу-две-пять за то, чтобы насладиться «живым» исполнением? Ну как ему объяснишь, что возможность увидеть вживую Accept, получить их энергетику (а если ты еще и музыкант, то самому чему-то поучиться) – первая и последняя в жизни, и никакие диски этого не заменят.
– А что лично для тебя является мерилом успеха? Чтобы группа и спустя сорок лет собирала полные залы?
– Конечно, важно, чтобы тебя не забывали поклонники, чтобы была отдача на концертах. Но все же главный критерий успеха – это когда творчество в радость, когда есть куча друзей и постоянно новые знакомства.
А коммерческий успех, поверь, он не так важен. Я многих музыкантов знаю, которые уезжали в Москву, в Питер с надеждой горы своротить. Да, у кого-то потом была и популярность, и деньги, но все равно они себя счастливыми не чувствовали, потому что им все равно приходилось втискиваться в «формат». А когда ты в «формате» – это уже не творчество.

 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях