Поиск на сайте

На вопросы обозревателя «Открытой» отвечают гендиректор компании «Кредитинвест» Василий Прокопенко и гендиректор международного аэропорта Минеральных Вод Роман Чуев

 

Три года назад у руля международного аэропорта Минеральных Вод встала новая команда менеджеров, сюда пришел новый инвестор – компания «Кредитинвест», завершился основной этап реконструкции.
Полностью преобразились аэровокзал и привокзальная территория, модернизирована новая взлетно-посадочная полоса. И вот в начале нынешнего года в аэропорту Минвод впервые произвел посадку один из крупнейших в мире пассажирских самолетов Boeing-777 (рейс из турецкой Анталии).
Для рядовых пассажиров зримым воплощением изменений стало, например, появление архитектурного символа около здания аэровокзала. Изваянный из бронзы самолет, облетающий земной шар, на гранитном постаменте. Установлен он был в память о 40-летии первого полета пассажирского Ту-154 по маршруту «Москва – Минеральные Воды».
Ту-154 – легендарный лайнер, опередивший свое время, а легенды должны жить. «Аэропорт, регион Кавминвод и все Ставрополье получили новый символ, который напоминает о неразрывной связи нашей земли с историей российской авиации», – говорится в обращении губернатора Валерия Зеренкова, которое он направил менеджменту аэропорта в день открытия знакового символа.
В тот же день рядом со скульптурой взметнул ввысь свои струи фонтан, уже третий по счету, на привокзальной площади. И сейчас, чтобы сфотографироваться около памятника, рядышком с фонтанами, на яркой лужайке, в аэропорт приезжают рядовые гости Кавминвод.
«Магнитом» для туристов стала и выставка выдающегося венецианского живописца, скульптора, графика, монументалиста и мастера-прикладника Джанмария Потенца. За полвека творчества он создал тысячи произведений искусства, которые установлены по всему миру. Причудливые мозаичные панно, бронзовая скульптура, каменные декорации – всё это украсило привокзальную площадь, зал ожидания и VIP-зал аэропорта.
Прежде экспозиции Потенца были размещены только в выставочных павильонах, а выставка в аэропорту Минвод стала первой в истории мастера, да, пожалуй, и Юга России. Недавно завершилась еще одна уникальная выставка – плейнспоттеров – фотографов, которые снимают самолеты на взлете и посадке.
Экспозиция также стала первой в истории региональных аэропортов России, хотя, например, для Москвы или европейских столиц это дело привычное. Подобное внимание к художественным деталям – символ управленческого стиля нынешнего менеджмента. Для них аэропорт – это не просто «конвейер биомассы и багажа», а прежде всего комфортная, удобная и приятная среда.
Все ли цели достигнуты или перед аэропортом каждый год открываются новые перспективы? Эти вопросы корреспондент «Открытой» и задал генеральному директору аэропорта Роману ЧУЕВУ и генеральному директору ООО «Кредитинвест» Василию Прокопенко.

 

– Два месяца назад вы вошли в госпрограмму региональных перевозок. Успешно?
Р.Ч.:
Очень успешно. 15 июля у нас открылись первые девять рейсов, а в начале августа добавились еще два – до Краснодара и Белгорода.
Это очень хороший показатель, учитывая, что всего в стране в программу субсидирования попало 83 региональных маршрута. Причем это не только новые рейсы, но и так называемые «исторические», которые уже существуют давно, но пока не вышли на показатели окупаемости.
Например, у нас давно был рейс до Краснодара авиакомпании «Якутия», однако после того, как он был включен в программу, наполняемость бортов заметно выросла. Но, конечно, она не сравнится с показателями самого популярного нашего рейса до Сочи – дважды в неделю самолеты улетают практически без свободных мест. Хотя этот рейс круглогодичный, мы уверены, что даже после окончания курортного сезона наполняемость останется высокой.
Очень важно, на мой взгляд, что рейс появился именно в преддверии зимней Олимпиады.
– Региональные перевозки осуществляют небольшие авиакомпании – «Базэл», «Ак барс», «Декстер»... А крупные перевозчики расширяют географию полетов?
Р.Ч.:
Конечно. Например, с начала года компания «Трансаэро» запустила новый регулярный рейс до Хабаровска (он, кстати, также попадает под действие программы субсидирования перевозок – правда, для регионов Дальнего Востока, а не СКФО).
Появились у нас и новые международные направления, например рейс до Римини (Ural airlines). Это крупнейший аэропорт на Апеннинах по количеству принимаемых туристов из России – своего рода «врата Италии».
Сегодня рейсы из Минвод уже совершают 30 авиакомпаний, причем более половины из них – регулярные рейсы (33 внутрироссийских направления и 15 международных), остальные – это чартеры и бизнес-авиация. В планах у нас также расширить географию полетов за счет трех основных направлений: китайского (Шанхай и Пекин), среднеазиатского (Ашхабад, Худжанд, Бишкек, Алматы, Астана) и европейского (Рим, Вена, Мюнхен, Варна, Франкфурт-на-Майне).
Также у нас в разработке полеты и внутри страны – это Владивосток, Барнаул, Оренбург, Салехард и Калининград. Привлечение перевозчика на новый маршрут – это долгая и сложная работа, которая порой занимает больше года. Ведь авиакомпания должна увидеть и оценить перспективы аэропорта, который хочет с ней работать, совместно проработать приемлемое расписание.
Но мы ставим перед собой большую задачу – никогда не стоять на месте, не почивать на лаврах, а двигаться вперед, максимально расширяя географию и частоту полетов. И вот то, о чем можно говорить уже сейчас с цифрами в руках: за последние три года произошел рост пассажиропотока почти в полтора раза. За первое полугодие мы обслужили почти 650 тысяч человек.
– Куда летают чаще всего?
Р.Ч.:
Как всегда, в Москву. Правда, если еще недавно на рейсы в столицу приходилось три четверти всех пассажиров, то сейчас эта доля заметно снизилась.
Всё дело опять-таки в программе развития региональной авиации: если раньше, чтобы добраться до какого-нибудь региона, нужно было лететь через Москву, то теперь появилось и прямое сообщение. Например, Минводы теперь связаны авиарейсами со всеми крупнейшими городами Поволжья.
Что касается зарубежья, то очень популярны теплые курорты – Анталия, Хургада, Салоники, Шарм-эль-Шейх, хотя спрос на этих направлениях и зависит от сезонности.
Неизменно высок спрос в течение почти всего года на полеты в Баку и Ереван. Приятно, что востребованными оказались и два новых рейса на Аравийский полуостров – до Шарджи («Оренбургские авиалинии») и в Дубай (авиакомпания Fly Dubai, которая к тому же открыла представительство в нашем аэропорту).
– Цены сложно сдерживать?
Р.Ч.:
Вы правы, ценообразование – это функция не только авиакомпании, но и аэропорта, которая всецело зависит от грамотного менеджмента. Мы видим свою задачу в привлечении как можно большего числа перевозчиков, что позволяет развивать конкуренцию, а значит, и держать цены на низком уровне. Например, в Москву у нас летает пять авиакомпаний – «Глобус», «Ютейр», «Трансаэро», Ural airlines, «Аэрофлот». Поэтому сегодня даже на магистральных рейсах пассажиры с радостью отмечают снижение цен.
– У вас недавно открылось несколько новых залов повышенной комфортности. Услуга ведь не для среднего пассажира, верно?
В.П.:
Да, у нас год назад появилось новое бизнес-направление – специальное обслуживание пассажиров. Сейчас оно объединяет три зала: бизнес-зал, VIP-зал и зал официальных лиц и делегаций (ЗОЛД), каждый со своим уровнем услуг. Причем залы «двухпотоковые», то есть рассчитаны на вылет и прилет.
Например, в бизнес-зале есть телевизоры, Wi-Fi, компьютеры, свежая федеральная и региональная пресса, ксерокс, факс, принтер... Ничего дополнительно оплачивать не нужно – все услуги входят в стоимость билета бизнес-класса.
– Самый высокий класс, наверное, у зала официальных лиц?
В.П.:
Само собой, он предназначен для приема губернаторов, федеральных министров, сенаторов, руководителей госкомпаний. С каждым ведомством мы заключаем договор на обслуживание. Например, сегодня утром (интервью состоялось 1 августа – Прим. ред.) мы принимали делегацию ОАО «Российские железные дороги» – президента РЖД Владимира Якунина и гендиректора «Федеральной пассажирской компании» Михаила Акулова.
Они приезжали, чтобы открыть в Минводах новое вагоноремонтное депо, крупнейшее в России. Это депо, кстати, станет первым в стране, которое будет обслуживать двухэтажные вагоны, а сами вагоны запустят по маршруту «Москва – Адлер» в преддверии Сочинской Олимпиады.
Как видите, сейчас Юг России в приоритете у всех транспортных ведомств. И мы очень рады, что именно аэропорт Минеральных Вод станет ключевым игроком в новой сети региональных маршрутов юга страны.
– Эксперты говорят, что развитие региональных перевозок даст толчок развитию деловых связей. И у вас будет больше состоятельных, а значит, взыскательных клиентов?
В.П.:
Мы сегодня можем удовлетворить потребности самого взыскательного пассажира. Именно поэтому столько усилий вложили в создание залов повышенного комфорта – это своего рода «лицо» Северного Кавказа для бизнесменов и политиков, прилетающих сюда из Москвы или из-за рубежа.
Но не стоит думать, что Минводы – это аэропорт только для богатых. Мы рады работать для любого клиента, ведь основная масса пассажиров не готова платить ни за какие дополнительные услуги. Для них главный критерий работы аэропорта – улететь быстро.
Наша команда работает в аэропорту три года, и все это время мы неустанно оптимизируем «клиентскую» работу. Например, благодаря реконструкции аэровокзала здесь наконец-то появилась возможность регистрировать и принимать два международных рейса одновременно.
Расширили зал прилета международных авиалиний, ввели в строй новый конвейер для выдачи багажа. Хотя география полетов ширится так стремительно, что, видимо, скоро придется снова увеличивать пространство зала. А в перспективах – объединение обоих терминалов прибытия (для внутренних и международных авиалиний) с общим залом-накопителем для встречающих.
– Не могу не задать дежурный вопрос – о безопасности.
Р.Ч.:
По уровню безопасности мы сертифицированы по самому высокому классу. Именно благодаря этому мы смогли наладить маршрут до Тель-Авива (авиакомпания «Руслайн»). Правительство Израиля очень щепетильно в вопросах безопасности, требуя высочайшего уровня от всех аэропортов и авиакомпаний, которые работают с израильской стороной.
В прошлом году мы установили новый допплеровский метеолокатор – первый в стране подобного типа, который обеспечивает сверхточный прогноз состояния атмосферы. Это значительно повысило безопасность полетов в трудных погодных условиях.
– Недавно немецкая компания Hohchtief разработала мастер-план вашего аэропорта до 2030 года. Что он предусматривает?
В.П.:
Мы видим будущее аэропорта как современного кластера бизнес-услуг. Старая гостиница, которая сейчас находится перед аэровокзалом, будет снесена, а на ее месте мы построим современный отель.
Будем, несомненно, использовать и потенциал выставочного комплекса, который компания «Курорты Северного Кавказа» строит на авторазвязке около аэропорта. Это крупнейший и самый современный экспоцентр в СКФО, который сможет принимать мероприятия самого разного формата – от художественных выставок до научных конгрессов. Естественно, место расположения экспоцентра выбиралось исходя из транспортных возможностей аэропорта, и мы должны наши совместные ресурсы использовать по максимуму.
В планах у нас также строительство двух новых терминалов – грузового и для бизнес-авиации. Хотя мастер-план предусматривает и строительство нового здания аэровокзала, потенциальная емкость нашего аэропорта составляет 2 млн. пассажиров в год, но темпы прироста столь стремительны, что уже через пять лет действительно без нового здания не обойтись. 
 

  
 

Беседовал
Антон ЧАБЛИН

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях