Поиск на сайте

 

 

Краевым жилкомхозом чиновники управляют бестолково, зато деньги из граждан вытягивают весьма умело

 

Последние месяцы тема ЖКХ, пожалуй, самая обсуждаемая в стране. Тон дискуссии задал президент, который потребовал от региональных властей разобраться с резким ростом коммунальных тарифов: в 1200 муниципалитетах суммы в платежках только с начала года выросли более чем на четверть (а кое-где даже на 300%). Как заявил Медведев, причина этого в том, что регионы проводят реформу ЖКХ неумело и бездарно.  Ставрополье, похоже, не исключение.

 

Сегодня коммунальная реформа в нашем регионе сводится к реализации целевой программы «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Ставропольского края на 2008-2010 годы». Программа эта была рождена приказом министра ЖКХ края Ивана Ковалева в ноябре 2007-го.
Задачи перед подчиненными Ковалев ставил амбициозные: «...привести инфраструктуру в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания… привлечь средства внебюджетных источников для модернизации… повысить эффективность управления… выработать активную позицию у собственников помещений в многоквартирных домах по вопросам содержания жилищного фонда…»
То же в конкретных цифрах. Только за два года по всему краю должны были установить почти 12 тысяч приборов учета коммунальных ресурсов (воды, газа, тепла), заменить сотни километров электро-, тепло- и канализационных сетей, водопроводов, реконструировать десятки подстанций и котельных. 
В итоге к началу 2010 года износ коммунальных объектов края должен был снизиться до 50%, а технологические потери тепла, света и воды – на 3-4%. Кроме того, не менее половины предприятий, работающих на краевом рынке ЖКХ, должны были составить частники. 
Однако, как выявила краевая Счетная палата, за два года реализованы лишь жалкие крохи от задуманного. (Точно определить результативность программы не представляется возможным, настолько она была запутана чиновниками.) 
На реализацию программы изначально планировали потратить 4,7 млрд. рублей из различных источников, а реально истратили втрое меньше. Например, из-за кризиса был перекрыт «краник» финансирования из федерального бюджета, откуда краю должно было перепасть почти полмиллиарда рублей.
Лишь в пяти муниципалитетах Ставрополья были приняты местные целевые программы по реформированию ЖКХ. Причем винить в этом краевые чиновники могут только себя: Министерство ЖКХ даже не удосужилось позаботиться о порядке разработки подобных программ. 
Зато по заказу министерства для муниципалитетов были написаны  нормативы по благоустройству территории (обошлось их написание в 2,6 млн. рублей), да только бюрократы ненароком «забыли» эти нормативы утвердить и разослать на места. То есть бюджетные миллионы были потрачены впустую. 
Аудиторы выяснили, что четыре муниципалитета (Предгорный, Апанасенковский и Красногвардейский районы и Ессентуки) вообще не выделили на модернизацию ЖКХ ни копейки, выжимая деньги из краевого бюджета. При этом мэрия Ессентуков приняла собственную целевую программу – изначально, выходит, иждивенческую и почти нереализуемую.
Были и другие примеры опасной бесхозяйственности. Еще летом 2008 года за счет краевого бюджета было закуплено 19 водоочистных установок «Исток» на общую сумму 140 млн. рублей. Их передали районным водоканалам. Аудиторы выяснили, что семь установок стоимостью почти 30 млн. рублей даже не начинали монтировать, до чего не было дела чиновникам и самим коммунальщикам. 
Для ликвидации последствий коммунальных ЧП был создан краевой аварийный запас стройматериалов (труб, битума, шифера и др.). Но вместо того, чтобы равномерно распределить его по всему краю, десятки тонн материалов свезли в Шпаковское районное ЖКХ. Причем их свалили в кучу прямо под открытым небом, на площадке без ограды. 
Никто не озаботился инвентаризацией стройматериалов, не был утвержден порядок контроля над их использованием. По заявлениям муниципалитетов, материалы списывались как бог на душу положит.
Судя по аудиторскому заключению, в краевом Министерстве (а ныне комитете) ЖКХ с документацией творится абсолютный бардак. За два года в целевую программу 18 раз вносились изменения, однако в большинстве случаев министерские чиновники даже не согласовывали их с другими ведомствами. 
Отчеты об исполнении целевой программы в краевое Минэкономики коммунальщики представляли с опозданием, но неизменно с «исправлениями» в лучшую сторону. Да что там говорить: в недрах коммунального министерства аудиторы обнаружили различные по содержанию (читай: по суммам расходов) экземпляры одних и тех же приказов. 
Под прикрытием целевой программы Министерство ЖКХ раздавало различным частным фирмам заказы на написание всяких концепций и стратегий. Хотя эту работу по закону ведомство должно было выполнять своими силами . 
Скажем, весной 2008-го Министерство ЖКХ щедро отстегнуло одной частной фирме 400 тысяч рублей за подготовку... доклада о своей работе (хотя с этим справилась бы даже секретарша). Фирма-спичрайтер затянула с изготовлением заказа аж на три месяца. Но министерство эту «оплошность» бизнесменам простило и неустойку требовать не стало.
В общей сложности проверяющие зафиксировали конкретных нарушений почти на 45 миллионов рублей. Казалось бы, сумма должна быть намного больше, однако многие нарушения просто невозможно конвертировать в точные цифры. 
Теперь разбираться с бюрократами-разгильдяями будет уже краевая прокуратура, куда аудиторы передали материалы проверки.

 

Сергей ЕВСЕЕВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий