Как вернуть доверие общества к профессии журналиста, обсуждали на медиафоруме в Ростове
80% россиян не доверяют печатной прессе и радио, а 60% – центральному телевидению. Все чаще для поиска информации россияне выбирают соцсети и блоги: отсюда новости узнают 27% жителей страны (среди тех, кому от 18 до 24 лет, и вовсе 62%). Таковы результаты социологического опроса, проведенного недавно ВЦИОМ. Значит ли это, что «традиционные» СМИ отмирают?
Ответ на этот вопрос сообща пытались найти журналисты, которые на днях съехались в Ростов-на-Дону на вручение профессиональной премии «Искра Юга». Профессор Высшей школы экономики Илья Кирия рассказал, что восприятие массовой информации меняется не только в России, но и во всем мире.
Это объективный процесс, связанный с технологической революцией: информационный поток постоянно растет, а вместе с ним и доля людей, не способных самостоятельно выбрать, что именно они хотят читать или смотреть. Этим людям необходим «фильтр», чтобы отсеять реально интересующие их новости, видео, музыку, книги...
По словам Ильи Кирия, к 2020 году в мобильных сетях половина трафика будет приходиться именно на такой «персональный» контент, услужливо подобранный для каждого пользователя с помощью «умных» интернет-технологий.
Технологии шагнули настолько вперед, что сегодня соцсети вроде Facebook или Whatsapp способны заранее предугадывать желание каждого пользователя – какой фильм он хочет посмотреть или какие новости прочесть.
К масс-медиа можно смело отнести даже сайт магазина электроники или интерактивный 3D-музей. Чтобы привлекать пользователя, на таких сайтах также регулярно должна обновляться лента новостей – только не о выборах, а, скажем, о выставках или новинках электроники.
Но значит ли это, что авторы таких сайтов – тоже журналисты? Конечно, нет! Более того, Кирий считает, что даже большинство работников современного телевидения нельзя назвать журналистами в традиционном смысле. Скажем, Лена Летучая из скандального «Ревизорро», конечно, не репортер, а скорее шоумен, профессиональная «звезда».
«Цифровая» революция привела к тому, что оказались размыты границы между самыми разными профессиями: работник СМИ должен быть сразу репортером, фотографом, дизайнером, программистом...
Классный журналист должен не только уметь писать интересные тексты, но и снимать фото и видео. А затем еще и продвигать свои новости в соцсетях, чтобы охватить как можно больше читателей-зрителей (это уже сродни работе продюсера). В общем, хочешь быть конкурентоспособным на рынке труда – надо быть настоящим человеком-оркестром.
Только вот российские вузы таких спецов готовить не умеют. Требования к подготовке журналистов устарели лет на 20-30, уверен Илья Кирия: как правило, на журфаках преподают теоретики, ни дня не проработавшие в СМИ. Но журналистика – профессия сугубо практическая, человека невозможно выучить репортерскому ремеслу по конспектам лекций.
Практики – опытные, известные журналисты, идти работать в вузы не готовы. Ведь платят за преподавательскую работу копейки, а надо не только лекции читать, но и тратить массу времени на «бумажную» работу – составление учебных планов, расписаний, методичек...
С каждым годом разрыв между реальными потребностями СМИ и качеством подготовки выпускников вузов растет. Это, по словам Ильи Кирия, одна из главных причин кризиса в современной российской журналистике, о которой говорят результаты соцопросов.
Главные редакторы ростовских изданий на круглом столе делились примерами того, что молодежь, идущая на работу в СМИ, имеет заоблачные амбиции, но при этом не способна даже заметку написать или снять видеоролик.
Редактор портала Donnews.ru Марина Поюрова рассказала, что однажды поручила молодой журналистке написать статью о порыве водопровода. Но та даже не представляла, куда звонить за комментариями: девушка даже не знала, что такое «Водоканал». Не знают молодые журналисты разницы между чиновниками и депутатами, не представляют, кто в их городе мэр, а в регионе – губернатор.
Вот и получается, что учить вчерашнего выпускника журфака, даже имеющего престижный диплом на руках, приходится фактически «с нуля» в самой редакции. Не потому ли в России лучшие «акулы пера» получаются вовсе не из дипломированных журналистов, а из людей совсем иных профессий – докторов, военных, инженеров. Только зачем тогда нужны журфаки?
Антон ЧАБЛИН
Комментарии
Зачем нужны журфаки, обычно спрашивают люди, оказавшиеся в журналистике, но не имеющие профессионального образования. На журфаках "ставят мозги", учат мыслить, рассматривать инфу с разных ракурсов "за фактом видеть явление". Поэтому что такое водоканал, узнать не трудно, так же как и чем отличается депутат от чиновника. И выпускник журфака быстро разберется в этом. А вот научить мыслить , "подняться над фактом", , люди, пришедшие из других профессий в журналистику, вряд ли могу. Чаще всего они работают по принципу - что вижу о том и пою. в то время как профессиональный же журналист лишь оттолкнется от факта... Но реальность такова, что профи уходят в смежные профессии - чаше в пресс-службы, а их нишу занимают те, кто" что видит о том и поет". А потмо рассуждают ,что кризис профессии. Нет аналитики.
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Илья Кирий и Ольга Кирий, каким-либо образом пересекаются? Коротко об этом интересе - заочно знаком с Ольгой на одной ниве, и давно - я с КЧР, и некотором роде - её коллега, хоть и бывший. Уважаю её за высочайший профессионализм! Был бы рад убедиться в том, что автор - династический продолжатель дела Ольги... Не?
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Олег больше ай-тишник/создатель сайтов , классической журналистики в его деятельности мало. Коллег из айти индустрии вы ищете? или журналистов?
- ответить
Постоянная ссылка (Permalink)Добавить комментарий