Поиск на сайте

Пятигорские трамвайщики переживают тяжелейшие времена

 

Трамвай в Пятигорске появился около 110 лет назад. Первый трамвай был пущен 1 сентября 1903 года, пуск приурочили к 100-летию курортов Кавказских Минеральных Вод. Событие было настолько значительным, что на открытии присутствовали сам Его Высочество принц А. П. Ольденбургский и министр государственных имуществ и земледелия А. С. Ермолов. В то время в городе было всего два маршрута, а на линиях эксплуатировалось 12 моторных вагонов и несколько открытых прицепов.
Сегодня более 80 ярких вагончиков четырех моделей бегают по восьми маршрутам общей протяженностью около 48 км и перевозят в год порядка 70-80 млн. человек.
За свою более чем вековую историю пятигорский трамвай превратился в неотъемлемый элемент городской жизни и продолжает исправно трудиться и перевозить жителей Пятигорска и его многочисленных гостей.
На сегодняшний день трамвай продолжает оставаться основным экологически чистым видом транспорта, имеющим минимальное воздействие на окружающую среду. Организует работу трамвайного депо МУП «Городской электрический транспорт». Трамвай предсказуем на дороге, в отличие от маршруток. Он способен решить часть транспортных проблем города, так как передвигается довольно быстро, при этом его пассажиропоток в 2,7 раза выше, чем на городских автобусных маршрутах.

 

Загадки для пассажиров
В Пятигорске трамвай плотно занимает еще и нишу социальных перевозок, является последним оплотом и безоговорочным лидером по наплыву пенсионеров-льготников. Да и билет, как правило, на трамвай всегда был дешевле, чем на автобус.
Однако в апреле прошлого года цены на трамвай в очередной раз подскочили. Если в других городах из-за дешевой цены на проезд трамвай – транспорт для социально незащищенных граждан, то в Пятигорске цены на трамвайный билет уже давно превышают маршруточные.
– Может быть, горожанам после повышения цен ездить стало комфортнее?
– Вряд ли, – сомневается Ольга Сыскова, водитель трамвая с почти двадцатилетним стажем. – В трамвае по-прежнему не согреешься. Наше руководство категорически запрещает отапливать трамвайные салоны при температуре воздуха выше минус пяти градусов. Холодно даже в отапливаемой водительской кабинке.
– Может, собранные с пенсионеров рублики идут на усовершенствование всей системы пятигорского трамвая?
– Что-то мы, водители трамваев и кондукторы, этой трамвайной модернизации особенно не прочувствовали, – грустно усмехается Ольга Сыскова. – Если кто-то думает, что водить трамвай особенного труда не составляет, глубоко ошибается. Ведь нужно не только досконально знать маршрут, по которому везешь пассажиров, необходимо отслеживать движение остального безрельсового транспорта, знать и соблюдать правила дорожного движения.

 

Трамвайщиков штрафуют за лихачество
Как бы это ни казалось кому-то нереальным, но водителей трамваев также штрафуют за превышение скорости, вычитают штрафы из зарплаты. Правда, доказать водителю, что скорость он не превышал, бывает очень трудно. Дело в том, что ни на одном пятигорском трамвае не работает прибор измерения скорости – спидометр. И водитель ведет по городу свой трамвай, исключительно доверяясь своему водительскому чутью, опыту и интуиции.
Почему городской трамвайный парк до сих пор не оснастят новыми спидометрами, не раз задавали своему начальству вопрос уставшие от штрафов вагоновожатые. А в ответ получали все более изощренные штрафы. Дело в том, что в трамвайном парке нет даже специальных приборов для фиксирования скорости проезжающего трамвая в трамвайном депо, а на «охоту» трамвайным ревизорам, так же как и гаишникам, приходится выходить часто.
Спрячется такой вот «ревизор» в кустах с банальным секундомером и фиксирует, когда мимо куста пройдет начало вагона, когда конец. И такими вот нехитрыми математическими действиями высчитывает скорость вагона. А кто проверит самого ревизора, вовремя ли он нажал на кнопку секундомера?

 

Многостаночники
Муниципальное унитарное предприятие «Городской электрический транспорт» одно из крупных транспортных предприятий города Пятигорска и региона КМВ. Здесь трудится около семисот человек, среди них около 160 вагоновожатых и столько же должно быть кондукторов. Но на многих маршрутах продавать пассажирам билеты просто некому.
Для таких случаев, когда кондукторов не хватает, находчивое начальство вводит для водителей дополнительную обязанность – обилечивать пассажиров.
А поскольку пассажиры пошли нынче несознательные, вменяется таким водителям через пару-тройку остановок выходить из водительской кабинки, проходить по салону и продавать трамвайные билетики. Такие путешествия водителя по салону встречаются, в частности, на маршруте №1.
А вот делать это водителям трамваев категорически запрещается по правилам безопасности.
– Совмещение по трудовому законодательству запрещено работающим во вредных и опасных условиях, – разъясняет адвокат по трудовым спорам Татьяна Дубовик.
Совсем недавно она работала в инспекции по труду, поэтому знакома со всеми нюансами трудовых споров. Ведь может возникнуть угроза жизни и здоровью пассажиров.

 

Чтобы неповадно было
Работа вагоновожатого – не сахар, поэтому и полагаются для водителей трамваев различные компенсации – льготы и надбавки к зарплате. Ведь если ты на рельсы вышел, тебе ни пообедать нельзя, ни даже чайку в промежутках попить. А о других естественных потребностях лучше не вспоминать. Никаких надбавок трамвайщики и не видят.
Вагоновожатая Ольга Сыскова, изучив вместе с адвокатом Татьяной Дубовик порядок начисления полагающихся ей надбавок, как-то посчитала – за три года работы лично ей трамвайные начальники недоплатили около полумиллиона рублей. А ведь недоплачивают положенного всем, на ком держатся пассажирские перевозки!
В марте 2012-го 35 человек из трамвайного депо подписали письмо-жалобу в инспекцию по труду и направили эту жалобу в Ставрополь. Из Ставрополя спустили в Ессентуки для исполнения инспектору Я. Саламахе.
Но времена нынче не те, когда бывший инспектор по труду Татьяна Дубовик неслась по каждой жалобе в любой конец Кавминвод защищать трудовые права граждан. Нынешний инспектор поступил проще – отправил жалобу сотрудников тем, на кого они и жаловались, – родному трамвайному начальству.
В ответе начальнички отписались, что все у них в порядке. Кто ж письменно распишется в собственной неправоте?! А с рабочими решили разобраться поодиночке. Каждого из 35-ти человек вызывали в начальственные кабинеты и устраивали начальственную выволочку, чтобы впредь неповадно было жалобы писать.
Теперь все и не пишут, всю переписку от лица трамвайщиков ведет, как водится, пара отважных женщин.

 

Только для членов профсоюза
Не так давно заботу городских властей о себе чувствовали все работники трамвайного депо. Возле Новопятигорского озера у трамвайщиков была своя база отдыха, куда по выходным семьями приходили отдохнуть, искупаться, побыть всей семьей на природе.
Всего этого человеческого счастья трамвайщики сегодня лишены – несколько лет назад база отдыха стала частной собственностью. Кто, кому продал территорию рекреации трамвайщиков – они не знают. Знают только, что вход туда для членов трамвайного профсоюза уже давно воспрещен.
Если говорить о профсоюзе, то свое первоначальное предназначение – защищать интересы рабочих – он давно уже не выполняет. В руководстве профсоюзным комитетом то же начальство, на профсоюзные собрания больше половины членов трудового коллектива никогда не соберешь, даже если сильно захочешь…
За коллективные обращения в государственные инстанции в поисках своих прав рядовые работники горэлектротранспорта уже получили выговоры, лишились премий, обложены штрафами. И все – с молчаливого(?) согласия профкома...
– Зачем такой профсоюз нам нужен, – рассуждает одна из лидеров трамвайного протеста Ольга Сыскова. – В нашем коллективе среди простых рабочих, на которых и держится все производство, все чаще возникает желание создать свой собственный, независимый рабочий профсоюз, который бы в действительности, а не на словах защищал трудовые права граждан.

 
Елена СУСЛОВА

 

Мы окажем помощь трамвайщикам

 

Галина ПАСЕЧНИК, руководитель Ставропольского отделения независимого профсоюза работников дорожного транспорта:
– Да, мы поможем пятигорским трамвайщикам в создании независимого профсоюза. Ведь из общественного сознания россиян целенаправленно и методично вытравливаются такие ценности, как право граждан на объединение в профсоюзы.
В ходе недавних слушаний в Общественной палате РФ были рассмотрены результаты мониторинга горячей линии по нарушениям трудовых прав, проведенного в разных городах России. «Большинство обращений связано с трудовым договором (42,7%) и, прежде всего, с его прекращением. На втором месте обращения, связанные с оплатой труда (37%) и, прежде всего, с ее невыплатой – полной или частичной. На третьем месте обращения, связанные с рабочим временем и временем отдыха.
На вопрос, что предпринималось для защиты прав, 53,4% опрошенных ответили, что они никуда не обращались, 32,4% – обращались к начальству, 3,5% – в профсоюз, 6,5% – в государственную инспекцию труда, 3,1% – в суд, 2,8% – в прокуратуру.
Повторюсь, всего лишь 3,5% обратились в профсоюз. Принципиальное отличие Союза профсоюзов России от других профсоюзных объединений – то, что в него не будут входить работодатели.
Разумеется, пятигорским трамвайщикам надо незамедлительно создавать первичную профсоюзную организацию и через нее вести переговоры за свои трудовые права с работодателем».
 

Саша07 января 2014, 22:03

Боритесь за свои права пусть эти кабинетные крысы меньше воруют труд кондуктора не легкий труд и должен оплачиватся своевремено

Алексей01 июля 2013, 14:48

Жаловаться любой горазд. Пусть скажет спасибо что она не в Таганроге или Ростове работает. Там вообще водители ездиют на развалюхах и получают такую же зарплату

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях