12-летняя Ксения Водянова из Ставрополя – дипломант Международного творческого фестиваля «Мир сказочных чудес» в Польше
Самый престижный концертный зал отеля «Каспровы Меркюр» в курортном польском городе Закопане до отказа заполнен зрителями. Жители и гости зимней столицы Польши раскупили все билеты, чтобы посмотреть выступление участников детского фестиваля искусств.
За кулисами готовятся к выходу десятки музыкантов, танцоров, певцов, циркачей: юные артисты распеваются, разминаются, тянут шпагаты и высокие ноты. Пианистка из Ставрополя разогревается у окна: со стороны кажется, девочка просто барабанит пальцами по подоконнику, на самом деле – «играет» конкурсную программу. Потом натягивает на руки по две пары варежек и старательно растирает ладошки – на сцене за роялем ее руки должны быть мягкими, послушными и теплыми. В маленьком черном платье, шляпке, расшитой серебряными блестками, и шерстяных варежках Ксения Водянова дожидается своего выхода.
Согреть руки ей так и не удалось – Ксюша играла ледяными от волнения пальцами. Но об этом она расскажет маме потом - когда уже получит диплом второй степени в номинации «Фортепиано. Соло. Джаз», стеклянную пирамидку и кудрявого игрушечного барашка в качестве приза. Ксеня учится в четвертом классе четвертой музыкальной школы Ставрополя. За фортепиано она села поздновато - в девять с половиной лет. Обычно в музыкальную школу первоклашки приходят лет в семь-восемь: руки у малышей более податливые, пальчики гибкие, подвижные. Да и вообще нужно время, чтобы отработать элементарные навыки, ведь на конкурсах категории исполнителей формируют не по году обучения, а по возрасту. Так что у Ксюшиных сверстников всегда есть преимущество в 2-3 класса, но эта разница не мешает пианистке получать все новые награды.
На втором году обучения Ксенин музыкальный педагог Ирина Осиновская отправила ученицу на Московский международный фестиваль «Бегущая по волнам». На призовое место не настраивала, думала: пусть ребенок попробует выйти на сцену, поволнуется, а второклассница вернулась домой с дипломом третьей степени.
Через полгода Ксюша доказала, что первый успех был не случаен, став призером международного конкурса «Преображение» в Питере. Вместе с дипломом девочке вручили кубок на мраморной подставке. 11-летняя пианистка приспособила его для хранения шоколадных конфет, так что эта победа и сегодня пахнет для нее шоколадом. Потом был международный творческий конкурс «Бриллианты России» и, наконец, «Мир сказочных чудес» в Польше.
На победу во что бы то ни стало Ирина Шабановна свою воспитанницу не настраивает, напротив, учит: «Во-первых, от твоей неудачи ни с кем ничего плохого не случится. Во-вторых, если у тебя что-то не получилось, не значит, что не получится никогда. В-третьих, умей радоваться чужим успехам, а не страдать от них. И главное: что бы ни случилось, доигрывай до конца! Ты проиграешь в единственном случае – если опустишь руки».
Умение не вешать носа помогает девочке справляться не только с волнением на сцене и усталостью в классе, но и с бытовыми трудностями. Например, серьезной проблемой для пианистки, которая едет на фестиваль, становится отсутствие инструмента в дороге. Да и на конкурсе можно рассчитывать максимум на 10-минутную разминку за «фестивальным» роялем. А музыка – такое дело: один день не позанимаешься - уже что-то из навыков теряешь.
Поэтому в поезде Ксения играла джазовые композиции, лежа на верхней полке, на потолке, перед выходом на сцену – на подоконнике. И буквально урывала моменты, чтобы поиграть на «живом» пианино: в Москве – в музыкальном магазине, в польском Закопане – в холле небольшого ресторанчика.
«Я им говорю: не упустите шанса позаниматься за инструментом. Увидите где-то фортепиано – попросите разрешения поиграть, – объясняет Ирина Шабановна. – Откажут – не беда, но попытать счастья надо обязательно. Одна из моих учениц, Полина Горцева, прошлой весной поехала на конкурс в Москву. Гуляла с родителями по городу и очутилась возле Гнесинки. Выходные, академия закрыта. Постояли они в нерешительности, а потом подумали: «Была не была!» - и постучались в двери. Дежурила завуч. Открывает – на пороге девочка с мамой и папой: «Разрешите, пожалуйста, поиграть, у нас завтра конкурс…» А кто, как не музыкальный педагог, поймет всю важность просьбы? Полину проводили в класс, и она смогла вволю позаниматься за хорошим инструментом».
Эти уроки помогают девочкам и в обычной, «немузыкальной» жизни. 12-летняя Ксеня Водянова рассказывает: «Один раз я не успела выучить уроки. Было поздно, и мне очень хотелось спать. Я махнула рукой на домашнее задание, выключила свет и легла. Потом подумала: «Нет, я так не могу». Встала, зажгла лампу и, пока не приготовила все уроки, не уснула».
«В сознательном отношении к делу кроется главный секрет успеха пианиста, - уверена Ирина Осиновская. - Чтобы играть музыку, недостаточно великолепной беглости рук. Под пальцами, бегущими по клавишам, должна рождаться мысль. А ее нужно искать долгие-долгие часы репетиций в классе и дома.
Обычно конкурсанты приезжают на фестивали с классикой – хорошей, качественной, проверенной годами, а я всегда стараюсь найти для ученицы «конфетку» - что-то новенькое, необычное, еще не слышанное. Как правило, это джазовые номера: они допускают больше свободы в трактовке и позволяют юным пианистам почувствовать себя соавторами. Здесь нет стереотипов в игре, исполнитель сам должен понять, что хотел сказать композитор, как разгадать ребус из нот, чтобы он превратился в музыку, а не остался набором звуков? Найти ответы на эти вопросы помогает не техника, а богатство знаний, впечатлений, воображения».
Похоже, Ксении Водяновой фантазии не занимать. Рассказывая об экскурсиях по польскому «миру сказочных чудес», о том, что у них был самый дружный автобус и самый лучший водитель, Ксения обронила:
- Он такой добродушный, как будто из моей сказки!
- А ты пишешь сказки?
- Нет... Просто мне нравится придумывать людей. И вот я придумала такого толстячка в комбинезоне - улыбчивого и веселого. А когда зашла в автобус - сразу его узнала...
Хочется пожелать талантливой пианистке, чтобы в ее сказках появлялись только дружелюбные герои и обязательно потом встречались ей в реальной жизни.
Фатима МАГУЛАЕВА
Добавить комментарий