Поиск на сайте

 

Границы федеральных округов могут быть радикально пересмотрены

 

В предвыборной суете совершенно не замеченным прошло одно событие, которое может круто изменить административный облик государства Российского. За два дня до выборов, 30 ноября, Владимир Путин дал министру регионов Дмитрию Козаку поручение: разработать проект деления России на крупные макроэкономические зоны, под которые будут изменены границы нынешних федеральных округов.
На встрече с министром Путин не исключил, что в ближайшее время будет изменено деление Российской Федерации на субъекты (только недавно закончилось создание Камчатского края из трех прежде самостоятельных регионов). Кроме того, по словам президента, предстоит всерьез «изменить» полномочия полпредов в федеральных округах. А вскоре и сами округа могут уйти в историю за ненадобностью.
Через неделю уже сам министр регионов Дмитрий Козак (кстати, в недавнем прошлом полпред в ЮФО) на встрече с журналистами в Сочи подтвердил: «К 1 февраля в правительство должна быть внесена концепция долгосрочного развития страны на период до 2020 года. Речь в ней будет идти о создании экономических макрорегионов – то есть об определении специализации крупных регионов. Макрорегионы позволят сделать более разумными расходование бюджетных средств, планирование размещения дорог и инфраструктуры, начнут восстанавливаться утерянные связи между регионами. Возникнет разделение труда: в одном регионе будет развиваться пищепром, а в другом – автопром».
Кроме того, с Уральского федерального округа началась обкатка следующего этапа этой мегареформы. Прежде всего, полпредство президента будет разделено на две самостоятельные структуры. Первая будет называться «территориальным управлением Минрегиона», она займется социально-экономическими и кадровыми вопросами, а подчиняться станет правительству РФ (читай: министру Козаку).
Вторая «контора» – собственно полпредство, но со значительно урезанными функциями (в ее ведении будет только институт главных федеральных инспекторов в регионах, а также контрольные и идеологические вопросы); она останется в подчинении администрации президента. Упразднению подлежит главный «козырь» полпредства – его силовой блок в составе главных управлений МВД и прокуратуры по Уралу, а также департамента по взаимодействию с правоохранительными органами. Вполне вероятно, что вслед за Уралом реформа коснется и других федеральных округов, в частности ЮФО.
Еще одно направление реформы – перераспределение функций между разными уровнями исполнительной власти. Так, планируется поэтапно ликвидировать все территориальные (на Ставрополье, соответственно, краевые) органы федеральных агентств и министерств, а их функции передать местным чиновникам. По убеждению Козака, «остаться самостоятельными должны только силовые и контролирующие структуры».

Андрей ЧЕХОВ

 

Владимир РОХМИСТРОВ, руководитель краевого управления Федеральной антимонопольной службы:
– Давно нужно корректировать границы федеральных округов. Вот, скажем, Пермский край, который исторически входил в Большой Урал, в ходе реформы 2000 года почему-то попал не в Уральский, а в Приволжский федеральный округ. Или, скажем, Астраханская и Волгоградская области, традиционно относящиеся к Нижнему Поволжью, были включены в состав ЮФО. Надеюсь, все эти ошибки будут исправлены.
Вселяет в меня оптимизм и озвученные министром предложения о передаче функций федеральных чиновников на уровень региона. С начала 90-х армия бюрократов в стране увеличилась почти вдвое, а эффективность их работы, напротив, упала в разы. К сожалению, административная реформа, стартовавшая еще три года назад, пробуксовывает. Возможно, новая «перекройка», которую затевает Козак, даст больший эффект.

Виктор ПАНИН, директор Центра стратегических исследований Кавказа, доктор политических наук, профессор:
– Разделение функций президентских полпредств между двумя разными ведомствами – это, по сути, расщепление «вертикали власти». Ведь каждая из этих двух структур будет тянуть одеяло на себя. Это приведет не к повышению управляемости, как убеждает Козак, а совсем наоборот, вызовет хаос и растерянность среди чиновников.
Вообще, меня очень настораживает такая мощнейшая концентрация управленческих функций в руках Минрегиона. Этому министерству уже отдали средства Инвестиционного фонда, федеральных целевых программ и госкорпорации ЖКХ. А теперь еще и создаются его представительства в федеральных округах. То, в какой спешке производятся все эти реформы, наталкивает на одну мысль: Дмитрию Козаку готовят трамплин на пост премьер-министра России.

Сергей ПЕРЕДЕРИЙ, профессор Пятигорского государственного лингвистического университета, доктор политических наук:
– Три года назад Дмитрий Козак, будучи заместителем главы президентской администрации, уже имел опыт проведения административной реформы. Именно по его инициативе началось дробление государственных ведомств на три части – министерство, федеральную службу и агентство. Реформа, прямо скажем, провалилась.
То, что предлагает Козак сегодня, – еще более серьезная перестройка. И меня настораживает то, что она проводится кулуарно, без обсуждения с учеными. Впрочем, это типичный стиль нашей отечественной бюрократии, которая буквально упивается своим полновластием и независимостью от общества. Но этот реформаторский пыл в вопросах административно-территориального деления может оказаться просто опасным – например, у нас, на Юге России.

наблюдающий 11 апреля 2008, 08:23

русская народная игра-наступание на тежи грабли. В то время когда это попробовала сделать Грузия, получив отторжение других народов от неё, а теперь готовая дать ОГРОМНУЮ автономию, лишь бы обратно,,,, и т.д. таких примеров по всему миру....Россия решает это всё повторить, не совещаясь с учёными .... Просто кто то хочет навсегда развалить Россию, а с таким подходом это неизбежно. Ведь когда разваливалась империя, только предоставлением автономий покорённым народам-большевики смогли на 80 лет отодвинуть распад империи, которую некоторые утописты хотят воссоздать?

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях