Поиск на сайте

 

 

«Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день…» Так начинается молитва Оптинских старцев - тех самых, которые повлияли на мировоззрение и творчество Достоевского, Жуковского, Тютчева, Горького, Нилуса, Соловьева, Чайковского и многих других выдающихся людей

 

Сама молитва Оптинских старцев довольно необычная. Она напоминает своеобразный психологический тренинг, настраивающий на духовное умиротворение, равновесие и спокойствие. Согласитесь, в нашей современной стрессоопасной жизни она может быть весьма полезной.

Оптинская молитва родилась в сердцах отшельников среди березовых и сосновых лесов, рек - в небольшом подмосковном местечке, далеком от мирской суеты. В полной мере отразила неспешный ритм монашеской жизни Свято-Введенского ставропигиального мужского монастыря города Козельска.

Местечко подробнее всего описано в дневнике С. Нилуса и в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Как и в романе, до сих пор над входом в монастырь возвышается розовая колоколенка. Рядом с воротами стоят домики для паломников. Правда, закрытых для женщин территорий стало намного меньше…

Мне повезло побывать в Оптине на престольном празднике. Отмечали день памяти св. пр. Амвросия Оптинского. Не только в Козельске, но и по всей России. Св. пр. Амвросий Оптинский вошел в литературу под именем старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевского.

В Казанском соборе отслужили литургию митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Козельский и Людиновский Никита, старец Илий, духовник Святейшего Патриарха Кирилла.

Из открытых окон храмов лилось красивое, стройное пение, уносящее мысли в вечность. Прислушиваясь к нему, душа как бы воспаряла над привычной суетой. И уже ни о чем постороннем не думала. Литургия шла долго. Очевидно, она была без сокращений.

Литургий в праздник - две. Ранняя - около шести утра и поздняя - около девяти.

Монахи Оптины очень спокойные и, пожалуй, счастливые. Никто ни за что не одергивает мирян, как в других монастырях. Даже на исповеди батюшки не поучают грешников, а молчат. Исповедоваться легко. Но ждать своей очереди приходится долго. Зато потом на душе легко.

Фрески и иконы тоже меня впечатлили! С синих стен и просто гигантских старинных позолоченных досок смотрели, словно живые, образы святых, хотя их написали не в академическом стиле, а каноническом. Мощи Оптинских старцев почивали тут же, в раках и гробницах. Люди к ним прикладывались и просили о сокровенном.

 

В печатления от всего увиденного и услышанного остались, конечно, потрясающие! Но самое интересное, что они совпали с впечатлениями писателей и богомольцев ХIХ-ХХ веков.

«Природа прекрасная и безгрешная, а мы, только мы одни безбожные не понимаем, что жизнь есть рай, ибо стоит нам захотеть понять - и тотчас же он настанет»…

(Старец Зосима из «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского)

С православной точки зрения учение старца Зосимы либо содержит эпизоды из Ветхого Завета, либо несет отпечаток личного опыта богообщения Федора Михайловича. Поездка Достоевского в Оптину пустынь в июне 1878 года была одним из важнейших событий в духовной жизни писателя. Вызвана личной трагедией.

Федор Михайлович передал в Зосиме общие черты православных святых. Это смирение, любовь к людям, народное почитание, чудеса. Зосима видел души людей, их скорби, читал их мысли, знал о проблемах, грехах, о дальнейших жизненных коллизиях.

 

Л юди посещали старца потому, что он им сострадал и утешал, а иной раз просто так давал денег. Народ верит, что и сейчас по молитвам старца получает благодатную помощь.

Поучения пр. Амвросия были записаны и художественно обработаны Достоевским задолго до составления жития старца и не имеют аналогии в церковной агиографии. Даже в иных местах противоречат ей.

«Жизнь - юдоль страданий», - единодушно считают православные богословы. Тем не менее «Оптина - настоящий рай!» - так писали абсолютно все, кто хоть раз там побывал. Вся оптинская атмосфера пропитана покоем, тишиной, умиротворением, несмотря на толпы паломников и забитые людьми храмы. Чувство умиротворения подобно накатывающей волне.

Рядом с монастырем в лесу на источнике св. Пафнутия организованы две купальни - мужская и женская. Температура воды +2. Даже вечером в купальню очередь. Глядя на мокрых, дрожащих «моржей», я не рискнула окунуться. Набрала из-под крана питьевой воды в бутылку. Вкус воды напомнил выдохшийся сульфатный нарзан Кисловодска. Самое интересное, что вода эта вообще не портится!

Рядом со скитом есть еще один источник - св. Амвросия Оптинского. 

 

В будние дни в Оптине можно прожить без затрат. Многие верующие специально копят на дорогу, чтоб приехать в Козельск. Либо через паломническое турбюро, либо своим ходом. В монастыре им дают приют, кормят, поят. Но за это паломники выполняют послушания - моют, чистят, убирают... Работы всегда много.

Если нет желания поработать на кухне, можно забронировать себе комнату в домике для паломников и отдохнуть там, но в течение трех дней. (Больше нельзя.)

Зеленые домики у монастырских ворот в цветущем палисаднике - очень милые. И внутри почти люкс. Чистенько, красиво. Обед и ужин по типу «все включено». Правда, столовая, душ и туалет - общие.

Но правила общежития строжайшие, потому люди милые, приветливые. В общем, можно и потесниться. Стоит проживание за 12 часов 1600 рублей. В пятизвездочной гостинице - 2800, неприглядные «Паломник» и «Витязь» - от тысячи и меньше.

Но 10 июля не представлялось возможным снять даже сарай! В день праздника приехало столько паломников со всех концов России, что ни в гостиницах, ни в отелях, ни на частных квартирах не было свободных мест! Предлагали разве что раскладушки в коридоре. Многие были вынуждены к ночи уехать в Калугу…

Вообще, в Козельском монастыре цены крайне низкие. Например, 10 рублей - молебен или панихида. 200 рублей - поминовение на полгода. Просфоры (так называется хлеб, употребляемый для совершения литургии) бесплатные. Но, согласитесь, не каждый имеет возможность путешествовать.

Для тех, кто не может совершить паломничество, но хочет, чтоб его поминали о здравии на святых землях, в некоторых епархиях организуют православные выставки-ярмарки.

В этом году подобное мероприятие пройдет в Пятигорской и Черкесской епархии по благословению архиепископа Феофилакта со 2 по 9 сентября в кисловодском ВЦ «КАВКАЗ» на ул. Шаляпина, 7. Соберутся представители от российских, греческих, белорусских, даже украинских монастырей и церквей. Можно будет подать свои записки и оказать помощь Украинской православной церкви.

 
Светлана ФАТЬЯНОВА,
специально для «Открытой»
 
 
 
 
 


Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий