Поиск на сайте

 

 

Настоящую войну по переделу рынка транспортных услуг в очередной раз развернула администрация Ессентуков

 

Конкурсная афера
Как и во многих других городах и районах края, в Ессентуках проблемы пассажирских перевозок обострились в конце 90-х. 
Муниципальные предприятия, за-гнанные в угол обязанностью осуществлять пассажирские перевозки льготных категорий граждан, годами не получали возмещения затрат из  бюджета, обрастали долгами и все меньше получали помощи от местных властей. Техника все чаще выходила из строя, а новую купить было не на что. Автобусы тоннами пожирали дорогое горючее, но выручки практически не приносили.
Необъятные площади автопредприятий, с размахом нарезанные в советские времена, в период расцвета рыночной экономики с транспортниками сыграли злую шутку. Счетчики налоговых органов мотали многомиллионные суммы задолженности по налогам на землю, пени, штрафы. Начались перебои с выплатой заработной платы, квалифицированные водители и механики увольнялись и переходили на работу в частные кампании.
Необходимость решать проблемы вынудила власть привлечь к перевозке пассажиров частные предприятия, и на маршрутах стали появляться более экономичные и приспособленные к выживанию «Рафики» и «ГАЗели». 
Маршруточный бизнес приносил в то время неплохую прибыль, и чиновники нередко оформляли «ГАЗели» на родственников, пристраивая их на популярные маршруты.
Время шло, и на безграничные земельные участки полуживых автобусных парков стали засматриваться коммерсанты - слово «рейдер» было тогда малознакомым. За шапку сухарей многие «братья по оружию, кумовья королей и сватья министров» приобретали гектарами землю и здания обанкротившихся МУПов. Муниципалитеты теряли автотранспортные предприятия, но право проводить конкурсы и распределять маршруты между перевозчиками оберегали свято.
В 2003 году Ессентукский мэр Константин Скоморохин тоже не остался безучастным к транспортной проблеме города и распорядился провести конкурс на осуществление пассажирских перевозок. Подчиненные главы резво взялись за дело, и весной 2004 года конкурс среди транспортных предприятий, как стало известно горожанам, состоялся.
Только вот результаты его удивили всех. Практически все козырные маршруты в городе получило МУП ЕПАТУ, которое в конкурсе не участвовало. Но это не остановило молодого и напористого мэра, и он подмахнул постановление о распределении городских маршрутов между предприятиями. Открыто против этого произвола выступило только ООО «Юг-Тур-Транс». 
После подачи иска в краевой арбитражный суд о признании незаконным постановления главы Ессентуков о распределении маршрутов несколько членов конкурсной комиссии, включая начальника местного отдела ГИБДД, от своих подписей в протоколах отказались. Дескать, не видели, что подписывали, а может, это и не мы были вовсе. Суд в итоге администрация проиграла, а потому решила действовать более изощренно.
Заместитель ессентукского главы, курирующий транспорт, Владимир Прохоров летом 2005 года собрал у себя всех перевозчиков и без всякого конкурса (что опять-таки было незаконно) поделил между ними городские маршруты. Недовольных на этот раз не было, и в городе среди транспортников воцарился мир.
А спустя год на муниципальном транспортном предприятии ЕПАТУ вспыхнул бунт. Дабы не быть в очередной раз обманутыми, его работники начали голодовку, единственным условием которой было погашение долгов по зарплате.
Поначалу на голодающих никто не обращал внимания, но после того, как их жалобы дошли до высших органов власти, в Ессентуках начался переполох. Что только не обещали людям местные чиновники! 
В конце концов, поверив «отцам» города на слово, голодающие разо-шлись по рабочим местам. Но, как оказалось, ненадолго.
В декабре 2006 года на МУП ЕПАТУ стартовала новая голодовка. Телевизионные и печатные СМИ почти неделю кричали на всю страну о беззаконии в Ессентуках, но виновных, как водится, не нашли. 
Полностью долги закрыли только перед голодавшими, остальным вы-платили задолженность частично. На МУП началась процедура банкротства, которая продолжается и поныне.

 

Кто нажился на кредите?
После проблем с голодовками ессентукский мэр Скоморохин начал подумывать о предстоящих выборах - срок его полномочий истекал через год, и для того чтобы поднять рейтинг, явно подмоченный транспортными скандалами, было принято решение о покупке для города автобусов.
Первый замглавы  Виталий Михотин произвел нехитрые расчеты и направил во Внешторгбанк документы, в которых указал, что администрация Ессентуков планирует получить кредит в 15 миллионов рублей, купить на эти деньги 15 автобусов, передать их в аренду за 500 тысяч рублей в месяц и рассчитаться с банком через три года полностью.
Банк деньги на покупку автобусов выделил, администрация подписала договор с московской фирмой на поставку 15 автобусов, а городской бюджет начал исправно выплачивать кредит. 
На официальных мероприятиях и в местной прессе Скоморохин «разо-гревал» публику рассказами о неимоверной работе по решению транспортной проблемы, о том, как скоро приедут автобусы и все будут счастливы.
Но, видно, политтехнологи мэра посоветовали «запуск» автобусов перенести на более поздние сроки, дабы избиратели не привыкли к «транспортному чуду» и до выборов не забыли подвиг Константина Борисовича. Автобусы вышли на линию лишь спустя год после заключения контракта - в январе 2008 года, в самый разгар предвыборной кампании на пост главы города. 
А за полгода до этого события руководство мэрии решило организовать и подготовить передачу автобусов частному предприятию ООО «Ессентуки-Авто» - да так, чтобы потенциальные конкуренты не перехватили инициативу на использование этих автобусов. 
Однако задача усложнялась тем, что в аренду технику надо было передать не за 500 тысяч в месяц, как указывал в расчетах Михотин, а за 40-50 тысяч рублей, то есть в десять раз дешевле.
Чем ООО «Ессентуки-Авто» снискало себе такую благосклонность мэрии догадаться нетрудно. Но сотрудники отдела транспорта администрации города Уголовный кодекс читали и после попыток отговорить своих шефов от таких подарков в адрес частной фирмы участвовать в акции поддержки частного бизнеса отказались.
После этого отдел транспорта ушел в отставку в полном составе. Вакантные места заняли более сговорчивые специалисты.
В ноябре 2007 года администрация Ессентуков попыталась придать сделке по передаче автобусов в аренду ООО «Ессентуки-Авто» видимость законности и объявила аукцион на право заключения договора аренды автобусов. 
Тут-то схема неожиданно дала сбой – на участие в аукционе подал заявку ставропольчанин Михаил Тименко. Но начальник отдела имущества комитета по муниципальной собственности Нина Кобец, проводившая конкурс, не растерялась и не допустила «чужого» претендента на аукцион.
Тименко обратился в краевой арбитражный суд, однако в удовлетворении жалобы ему было отказано. А скоро арбитражный суд апелляционной инстанции признал отказ в допуске Тименко к конкурсу незаконным.
Пока в суде шли разборки, ессентукские чиновники без конкурса передали в аренду ООО «Ессентуки-Авто» все 15 машин - за 50 тысяч рублей в месяц. Представьте себе, что новый импортный автобус отдали в аренду за 100 рублей в день!
Однако ООО «Ессентуки-Авто», по нашим сведениям, не стало утруждать себя выплатой даже столь мизерной аренды. «Территорией Закона» было подано заявление в Ессентукский ОВД о возбуждении уголовного дела по факту бездействия муниципальных чиновников по взысканию задолженности за аренду автобусов с «Ессентуки-Авто».
Не установив сумму долга ООО, не опросив лиц, в отношении которых рассматривался вопрос о возбуждении уголовного дела, не истребовав ни одного документа, инспектор ОБСПРИАЗ Зинченко нарушений не выявил. Так родилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

 

Бюджетные миллионы
Но даже при таком раскладе преференции, полученные ООО «Ессентуки-Авто» от местных властей, пошли предприятию не впрок. Несмотря на заниженные суммы арендных платежей за использование автобусов, «Ессентуи-Авто» имеет очень серьезные финансовые проблемы.  
Возможно, за видимым благополучием предприятия кроется темная история его неофициальных обязательств перед чиновниками города, а все прибыли из «Ессентуки-Авто» безбожно выкачивают.
Но кто же бросит на произвол судьбы предприятие-насос! И вот его заботливые покровители недавно придумали новую схему.
Совет города Ессентуки принял решение об организации льготных пассажирских перевозок для отдельных категорий граждан. На эти цели на первое полугодие 2009 года в бюджете города нашли 2 миллиона рублей. 
За исполнение этой благой инициативы немедленно взялись работники ессентукской мэрии и объявили конкурс среди транспортных предприятий города на право перевозки льготников с последующей компенсацией. Выиграло конкурс... ООО «Ессентуки-Авто»! 
Однако проблема в том, что в городе работает десяток транспортных организаций, и «Ессентуки-Авто» осуществляет перевозки лишь на 10 процентах  маршрутов. 
Представьте себе ситуацию, когда льготник пытается воспользоваться правом бесплатного проезда: садится в маршрутку, а водитель его вы-дворяет - за провоз льготников бюджет города компенсаций ему не дает. Как льготнику угадать, на каком маршруте и по какому графику ходят заветные автобусы из «Ессентуки-Авто»? Информации об этом в  прессе не было.
Да и вряд ли она появится, ведь цель этой карусели - забота не о незащищенных слоях населения, а о «своем» предприятии. Поэтому самое главное было в том, чтобы скрыть эту информацию от жителей Ессентуков, дабы не вызвать  социальных потрясений. 
Согласитесь, что в наше трудное время любой чиновник на всех углах бил бы себя в грудь и кричал о том, как ему удалось помочь пенсионерам и инвалидам решить вопрос льготного проезда. А в Ессентуках тишина. Не странно ли?!
Но тут имеется еще один нюанс. Дело в том, что конкурс на право перевозить льготников, а значит, и на получение дотации из бюджета состоялся лишь 7 марта. Выходит, что деньги за провоз льготников «Ессентуки-Авто» получат за шесть месяцев, фактически отработав меньше четырех, да и то если вообще найдутся желающие ездить бесплатно.

 

Карательная операция
В октябре прошлого года ессентукская администрация вновь попыталась переделить рынок транспортных услуг. Глава города внес изменения в положение о проведении конкурса, но при этом распоряжение об изменении правил его проведения опубликовано не было. Но и это еще не все  «ноу хау» ессентукских чиновников.
В соответствии с нормами действующего законодательства к участию в конкурсе могли быть допущены только юридические лица и частные предприниматели. Однако администрация города позволила выйти на конкурс ряду организаций, не зарегистрированных в качестве юридических лиц. Причем практически все эти сомнительные структуры были созданы при участии ООО «Ессентуки-Авто». 
Схема достаточно простая. Если вы хотите получить право обслуживания самых доходных маршрутов, вам не надо покупать транспорт. Достаточно договориться с членами конкурсной комиссии, чтобы те приняли липовые документы и не проверяли их достоверность. В результате «Ессентуки-Авто», не имея достаточное количество техники для осуществления перевозок, отхватило львиную долю городских маршрутов.
Перевозчики, потерявшие право работать на городских маршрутах, обратились в «Территорию Закона» и профсоюз работников автотранспорта. Наши юристы при поддержке профсоюза, возглавляемого  деятельной и активной Галиной Николаевной Пасечник, добились признания незаконными действий администрации Ессентуков по проведению конкурса в арбитражном суде края. 
До настоящего времени решение в законную силу еще не вступило (предстоит рассмотрение апелляционных жалоб администрации), но чиновники ессентукской администрации уже устроили маршруточникам настоящий террор.
По городу волной прокатились рейды и проверки. Водителей останавливали сотрудники местного ГИБДД, а «специалисты» муниципального отдела транспорта выписывали незаконные протоколы об административных правонарушениях. Заложниками этой необъявленной войны стали пассажиры - жители Ессентуков и курортники.
Как нам рассказали оштрафованные водители маршрутов № 7 и 21, во время проверок к ним подходил сердобольный мужичонка и советовал не перечить властям, а поскорее переходить на работу в стабильные предприятия, у которых есть «крыша» в администрации. 
Юристы «Территории Закона» сов-местно с профсоюзом обжаловали незаконные штрафы в суде, и административная комиссия ессентук-ской мэрии, проиграв несколько дел по жалобам водителей, приостановила «карательные» операции. 
Однако упавшее знамя борьбы с водителями подхватил Лермонтовский отдельный батальон ГИБДД № 2. Гаишники начали зачистку избирательно. Жертвами проверок стали водители маршрута № 21. Странно, не правда ли? Где Лермонтов, а где Ессентуки? Почему именно 21-й маршрут?
На наш взгляд, все очень просто. Дело в том, что право осущест-влять пассажирские перевозки по маршруту № 21 в Ессентуках по итогам сомнительного конкурса приобрела предприниматель Надежда Донцова - жена прокурора города Лермонтова.
Так вот, Лермонтовский  батальон ГИБДД № 2 как раз и находится на территории, поднадзорной Александру Донцову, и причина такого избирательного интереса именно к маршруту № 21 сомнений у нас не вызывает. Возможно, и в этом случае не обошлось без родственной поддержки.
Судебные тяжбы между транспортными предприятиями и администрацией Ессентуков будут продолжаться, похоже, еще долго. Десяток дел крутится в судах по штрафам в отношении водителей. Ставропольская организация Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства также подала в арбитражный суд ряд заявлений в интересах перевозчиков. 
В конфликте, порожденном Ессентукской мэрией, приняли участие десятки водителей, судей, милиционеров. А жертвами стали обычные пассажиры, в интересах которых «радеют» муниципальные власти.

 

Игорь ДОРОХОВ,
председатель Региональной общественной организации
«Союз гражданской самообороны - Территория Закона»,
представитель краевой организации профсоюза
работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий