Поиск на сайте

 

 

Экономический обозреватель "Открытой" беседует с первым заместителем министра финансов Ставропольского края Ларисой Калинченко

 

- Лариса Анатольевна, каковы главные финансовые параметры нового бюджета?
- Мы планируем, что бюджетные доходы в будущем году составят порядка 54 млн. рублей (это на треть больше, чем в году нынешнем). Собственные доходы края вырастут почти в полтора раза - до 35 млрд. рублей (еще 19 млрд. - это безвозмездные перечисления из федерального бюджета).
Но при этом значительно вырастут и расходы края: мы запланировали их на уровне 57 млрд. рублей - это тоже на треть больше, чем в нынешнем году.
- Бюджет будет дефицитным?
- Да. Прогнозный дефицит - чуть больше 4 млрд. рублей. Впрочем, ничего страшного в этом нет. Если мы посмотрим на другие регионы страны, то почти везде бюджеты также дефицитные: то есть расходы казны больше доходов.
- Да уж, «тратить или откладывать» - давняя дилемма всех экономистов...
- Мы для Ставрополья эту дилемму давно решили. Посмотрите, в крае огромное количество нерешенных проблем, которые требуют больших капитальных вложений, причем немедленных: строительство новых детских садиков и школ; водоснабжение селений в засушливых районах; завершение долгостроев, которых по краю сейчас почти семьсот...
Так лучше уж мы хорошенько вложимся в решение этих проблем сейчас, чем отложим это на год-два-три. Во-первых, это позволит снизить градус социального напряжения, а во-вторых, - сэкономить бюджетные средства. Ведь, скажем, стройматериалы дорожают намного быстрее инфляции - поэтому чем раньше мы закончим ту или иную большую стройку, тем дешевле она казне обойдется.
- А из каких источников будет покрываться дефицит бюджета?
- Источников два: банковские кредиты и облигационный заем. Впервые за много лет правительство края приняло решение выпустить в обращение облигации - на общую сумму 1,5 млрд. рублей, со сроком погашения 3-5 лет и фиксированным доходом - 13% годовых.
Впрочем, это пока лишь планы - и их может всерьез скорректировать финансовый кризис. Если фондовый рынок продолжит лихорадить, то вряд ли найдется масса покупателей для наших облигаций - и от их выпуска придется отказаться.
Кроме того, мы ожидаем, что прогнозный дефицит сможем частично покрыть за счет перевыполнения плана по доходам. Например, в этом году край за счет улучшения собираемости налогов «дополнительно» заработал 700 млн. рублей - все они пошли также на покрытие дефицита.
- Традиционно две трети расходов краевой казны приходятся на социальные выплаты. В будущем году эта тенденция сохранится?
- Да. Причем у нас сразу по многим пунктам «социалки» будет очень серьезное увеличение расходов - особенно на оплату труда бюджетников и здравоохранение. Это те две главные задачи, которые мы пытались решить, формируя новый бюджет.
На 500 млн. рублей правительство увеличивает финансирование программы обязательного медстрахования неработающего населения края.
Надеюсь, что мы наконец-то избавимся от такого позорного явления в наших больницах, когда от пациентов требуют за собственный счет покупать лекарства, шприцы, полотенца…
За счет бюджета будем увеличивать число бригад «скорой помощи» - в первую очередь для сельских районов, где их нехватка особенно заметна.
Также в будущем году планируем создать три сердечно-сосудистых центра (в Ставрополе, Пятигорске и Невинномысске) - на это запланировано больше 200 млн. рублей.
В этих центрах каждый житель края сможет бесплатно получить самое современное лечение.
Наша цель - добиться резкого снижения смертности ставропольцев от болезней сердца и сосудов и, как следствие, увеличения средней продолжительности жизни в крае. Мы решаем серьезную демографическую проблему - это и есть те самые «инвестиции в человека», о которых много говорит президент.
- А в чем, на ваш взгляд, будет главное отличие будущего бюджета от прошлых лет? Какова его «изюминка»?
- «Изюминкой» бюджета могу назвать то, что приоритетом при его формировании стали интересы местных сообществ: в будущем году ассигнования муниципалитетам из краевой казны составят 8,5 млрд. рублей. Из них 450 млн. рублей край выделяет на ремонт дорог местного значения, а почти 700 млн. - на капремонт учреждений образования, здравоохранения и культуры (по этой статье расходы увеличиваются на две трети).
Естественно, эти деньги будут выделяться на принципах софинансирования: то есть часть расходов должен покрыть сам муниципалитет. Будет у нас несколько программ поддержки самых инициативных муниципалов. Например, предусмотрено 62 млн. рублей на финансирование так называемых «местных инициатив» в восточных районах края - на какие проекты их потратить, будет напрямую решать само население.
- Но все равно денег на все муниципальные нужды не хватит. Например, на комплектование библиотечных фондов запланировано 12 млн. рублей, на оказание бытовых услуг селянам - и вовсе смехотворные 4 млн. рублей.
- Начнем с того, что эти средства край вообще муниципалитетам выделять не обязан. Согласно 131-му закону очень многие вопросы (в том числе, развитие физкультуры и спорта, молодежная политика, архивное дело, опека и попечительство) ложатся полностью на плечи муниципалитетов.
Но полномочий - огромное количество, а финансовых ресурсов - с гулькин нос. Краевое правительство прекрасно знает об этих проблемах муниципалов - и в меру сил пытается им помогать.
- Интересно, а насколько в будущем году зарплата вырастет у чиновников?
- В среднем на 14% - что, кстати, лишь ненамного выше прогнозной цифры инфляции на будущий год. В то же время на 30% увеличивается фонд оплаты труда бюджетников - учителей, врачей, библиотекарей (об этом ваша газета тоже неоднократно писала).
Но еще раз обращаю внимание ваших читателей: грядущее увеличение фонда оплаты труда вовсе не означает, что на треть вырастет зарплата каждого конкретного работника.
- Почему?
- В целом для всех бюджетников края зарплатная «прибавка» составит 6,6 млрд. рублей. Эти средства пойдут, во-первых, на повышение зарплат самых низкооплачиваемых работников до 4330 рублей (таков новый уровень МРОТ), что коснется примерно 60 тысяч человек - тех, кто раньше относился к разрядам ЕТС с 1-го по 6-й.
Для остальных категорий работников будет введена новая система оплаты труда (НСОТ), которая предусматривает стимулирующие выплаты за хорошие показатели работы.
Раньше бюджетники получали оклады по Единой тарифной сетке - такая «уравниловка» убивала в работнике всякое желание трудиться с отдачей и приводила к хроническому «разбуханию» штатов.
А теперь же бюджетники будут работать по принципу: как потопаешь - так и полопаешь (как в частном бизнесе). То есть для самых активных работников оклад может вырасти и в полтора, и в два раза - а для кого-то останется на прежнем уровне.
По крайней мере, зарплата, рассчитанная по НСОТ, не должна быть ниже той, которую работник получал раньше.
- Но профсоюзные лидеры считают, что даже 6,6 млрд. рублей попросту не хватит на то, чтобы поднять оклады низкооплачиваемым сотрудникам и одновременно простимулировать «передовиков».
- Действительно, если раньше разрыв между зарплатой, скажем, уборщицы и молодого воспитателя в детсаду был двукратным - то теперь, после того как уборщица станет получать почти вдвое больше, этот разрыв как таковой исчезнет. Вот это и смущает профсоюзы. Они настаивают на том, чтобы двукратная разница зарплат осталась.
Но, поймите, сохранить ее невозможно. Если работодатель заинтересован в том, чтобы подчиненные получали по НСОТ как можно большую прибавку, ему придется идти на сокращение штатов.
Ведь не секрет, что во многих бюджетных учреждениях штаты раздуты неимоверно - сюда берут братов, сватов, кумов. Например, в одной ставропольской школе трудилось девять(!) завучей и три электрика. Конечно, с таким положением дел нельзя мириться!
- Хроническая проблема краевого бюджета - то, что он исполняется крайне неритмично: большая часть расходов «остается» на конец финансового года и тратится в авральном порядке в последние месяцы. Кстати, за это Минфин края неоднократно критиковали депутаты краевой Думы. Справедлива ли такая критика?
- Если конкретное учреждение или ведомство не успело вовремя потратить выделенные ему бюджетные средства, то никакой вины Минфина или правительства в этом нет.
Более того, в этом году мы попытаемся проблему решить. Мы предложили следующую схему: если какое-то учреждение до 1 ноября не успело заключить контракт с поставщиком под конкретную строку своей сметы, то мы бюджетные деньги у этого распорядителя изымаем обратно в казну.
Согласитесь, десять месяцев - достаточный срок для того, чтобы освоить бюджетные ассигнования. Таким образом, как мы надеемся, удастся «высвободить» 2 млрд. рублей, которые пойдут на покрытие бюджетного дефицита этого года.

Беседовал
Антон ЧАБЛИН



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий