Поиск на сайте

Сельская мастерица создаёт чудесные произведения искусства

 

- Сколько помню свою маму, она всегда занималась рукоделием, - рассказывает Галина Васильевна Нарыкова. - Она рано овдовела, оставшись с четырьмя детьми на руках. На покупку одежды не всегда хватало денег, поэтому мама сама шила, вязала. У нас в хате даже стоял ручной ткацкий станок.
Галя тоже с детства умела вязать крючком, вышивать крестиком. Но эти умения  дремали где-то внутри нее. Проснулись  вдруг вместе с рождением дочери Вероники в уже достаточно зрелом возрасте. С тех пор Галина не представляет своей жизни без рукоделия.

 

Мастерство – это любовь
По образованию Галина Васильевна учитель русского языка и литературы, а сейчас работает специалистом в загсе. Стены ее кабинета увешены картинами, вышитыми крестиком. Здесь и зимний пейзаж, и натюрморт, и букеты цветов.
- Это далеко не все, - говорит Галина Васильевна и достает из кладовочки еще несколько вышитых картин в рамках. - Самые дорогие мне работы хранятся дома и у мужа в кабинете, он в Сбербанке работает. У меня очень долго не было детей, а когда родилась Вероника, я была так счастлива! Тогда-то и почувствовала непреодолимое желание вышивать - наверное, проснулись мамины гены.
Одна из первых работ Галины Васильевны - петушок. Яркий, разноцветный. Но здесь четко виден механизм создания вышивки - крестики. И сразу подумал, что изобразительные средства этого вида искусства все-таки достаточно ограничены. Это не живопись, где при помощи красок и кисти можно создать тончайшие оттенки цветов, передать настроения человека и природы.
Но по мере знакомства с работами Галины Васильевны категоричность моя поубавилась. Вот, например, изображения птичек. Крестик здесь настолько мелкий, а нити подобраны так, что проявляются полутона. А икона Божьей Матери Семистрельной просто излучает свет.
- Я ее вышивала шерстяными нитями, они дают ощущение теплоты и объема. Например, чтобы передать цвет золота, брала несколько оттенков желтого и добавляла к ним бежевый, - раскрывает свои секреты мастерица.
- Это как, сначала одной, потом другой ниточкой прошили?
- Нет, сразу все нити в одну иглу вставляла. Можно до шести ниток соединять. Так достигается ощущение объемности.
- И как долго вы работаете над одной картиной?
- По-разному. Вот нарциссы. Я их вышивала, когда решался вопрос о смене работы. Очень переживала. Привязалась к школе, к детям, и уходить оттуда было нелегко. По вечерам много вышивала, чтобы снять напряжение.
Так за пару недель несколько работ сделала. А картину «Царская охота», которая у мужа в кабинете висит, вышивала девять месяцев - очень много тонкой работы. Все зависит от настроения, от уровня мастерства. А мастерство в нашем деле - это усидчивость, кропотливость, ну и, конечно, любовь.
Перед тем, как сесть за работу, испытываю настоящий душевный подъем. А когда завершаешь труд, переживаешь катарсис. В искусстве и литературе этим термином называют наивысшее эмоциональное напряжение, за которым наступает очищение души.

 

Скрепляющая нить
- Меня мама учила: никогда не занимайся рукоделием в ущерб семье и не раздаривай свои работы, - вспоминает Галина Васильевна. - В принципе, она права.
- А как же быть с мнением, что, когда ты даришь подарок, сделанный своими руками, он несет энергию твоей души, которая будет согревать близкого тебе человека?
- Вот именно, близкого. Мама имела в виду, что не надо кому попало отдавать часть твоей души. Зачем, если это не поймут, не оценят? На самом деле я дарю многое, но именно близким людям, кого люблю, а люблю я многих.
Среди них - Любовь Васильевна Маловичко, профессор-орнитолог из Москвы. На самом деле она, новоиспеченная москвичка, родилась в селе Птичьем на Ставрополье, сформировалась как ученый тоже в родных краях.
- Я как-то вышила ей двух ярких птичек в подарок. Она так обрадовалась! Оказывается, это золотистые щурки, которых она изучает много лет. У Любови Васильевны большая коллекция картин, сувениров с изображением птиц, и я горжусь, что есть в ее коллекции и мои работы.
С теплотой вспоминает Галина Васильевна ныне покойную Елену Алексеевну Строганову, доктора, благодаря которой на свет появилась Вероника. 
В знак признательности она принесла ей вышитый рушничок. Так и сказала: «Если не очень нужен, будете им просто посуду вытирать». 
Через некоторое время Елена Алексеевна позвонила и попросила вышить оборочку внучке на крестильной рубашечке. С каким желанием Галя взялась за работу! Так хотелось отблагодарить этого человека!
Муж поначалу не очень жаловал хобби супруги. Видимо, опасался, что уйдет жена с головой в свое увлечение. А кто ж о нем будет заботиться? Но Галина Васильевна хорошо помнит мамин совет, и в доме у нее порядок.
А когда вышила картину на охотничий сюжет, то заядлый охотник вовсе растаял. Теперь они вместе выбирают сюжеты для будущих картин. Сцены из охотничьей  жизни - на почетном месте в его кабинете.
- Я заразила вышивкой многих родственников, друзей и бывших своих учеников, моя начальница тоже теперь вышивает, - говорит Галина Васильевна.
Дочь Вероника тоже не осталась в стороне от маминого увлечения. У нее есть две работы - медвежонок и Микки-Маус. Но Веронике интересней не столько вышивать, сколько анализировать это искусство. 
Девочка съездила в гости к бабушке в Белоруссию. Посмотрела на ее рукоделие и сохранившиеся работы прабабушки, а потом выступила на научной конференции - сначала в районе, а потом и в крае. Тема ее работы - семейные традиции в рукоделии.
Вероника знает, чем отличается белорусская вышивальная традиция, например, от русской, о чем и поведала мне. Теперь и я знаю, что в белорусских орнаментах больше природных мотивов, а в русских - геометрии.
- В техническом отношении современный человек очень развит, - говорит девочка, - а вот в духовном нам - расти и расти. Очень полезно обратиться к традициям прошлого, тогда было больше духовности. Рада, что моя мама увлекается таким хорошим делом - вышиванием. Я тоже помогаю ей, это укрепляет нашу дружбу и отношения в семье.

 

Сергей ИВАЩЕНКО

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях