Поиск на сайте

 

Мэрия Ставрополя незаконно навязывает горожанам услуги «прикормленных» коммерческих структур на рынке ЖКХ

 

Три года назад вступил в силу новый Жилищный кодекс. Идеология его проста: раз есть право собственника на квартиру, то должны быть и обязанности. В том числе обязанность грамотно управлять своей собственностью. Жилищный кодекс предложил три способа такого управления. Первый - прямое, когда владельцы жилья персонально заключают договоры с подрядчиками и организациями, поставляющими ресурсы (тепло и воду, свет и газ). Второй - заключение договоров с управляющей компанией, которая должна заниматься всеми вопросами обслуживания многоквартирного дома. Наконец, третий вариант - объединение жителей в товарищество собственников жилья (ТСЖ), которое и получает все полномочия в качестве «управдома».
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Так, например, эксперты ООН не рекомендовали создавать ТСЖ в домах «старого» фонда, а преимущественно в новых многоэтажках с улучшенной планировкой, заселенных в основном представителями «среднего класса».
Но в любом случае право выбора способа управления остается за самими жильцами; причем, определиться с ним они должны были до 1 января 2008 года.
Краевое Управление жилищного контроля и строительного надзора приводит следующую статистику: из 25 тысяч многоквартирных домов на Ставрополье в 4 тысячах домов выбрано «прямое» управление, еще примерно в 1 тысяче - услуги управляющих компаний. Наконец, примерно в 200 домах созданы ТСЖ. По сути, остаются без «хозяина» все остальные многоэтажки - по краю их почти 20 тысяч, по Ставрополю - примерно 1,5 тысячи.
Соответственно, теперь уже местные администрации до 1 мая 2008 года должны «назначить» туда управляющие компании, предварительно отобрав их в ходе открытого конкурса. Впрочем, жильцы могут скооперироваться в любой момент, даже если конкурс уже объявлен - если они успеют выбрать форму управления домом, то проведение конкурса нужно отменить.
Но вот из кого выбрать - самый больной вопрос! В Ставрополе, например, из ныне действующих 17 управляющих компаний 14 - это вчерашние ЖЭУ и ЖРЭП, которые всего лишь поменяли вывеску (причем хозяевами новоявленных ООО стали директора тех самых МУП ЖЭУ). Естественно, от такой «замены» существенного повышения качества ждать не пришлось - ведь и рабочие, и менеджерские кадры здесь остались прежними.
Но мэрия Ставрополя - не желая расставаться с огромными суммами, которые крутятся в сфере ЖКХ - продолжает «впаривать» горожанам услуги этих архаичных «монстров». В январе 2006 года мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин подписал распоряжение №12-Р, которым навязал жителям многоэтажек в Промышленном районе услуги «карманных» управляющих компаний, созданных вместо муниципальных ЖЭУ.
Шаг этот абсолютно незаконный. Во-первых, только сами жильцы вправе выбрать для своего дома управляющие компании. Тарифы на обслуживание дома, предложенные управляющей компанией, должны быть также утверждены на общем собрании жильцов. И только после этого коммерческие предложения «управдома» вступают в силу. В соответствии с Жилищным кодексом, «мажордом» обязан заключить письменный договор на обслуживание дома персонально с каждым собственником жилья.
Во-вторых, деньги за коммунальные услуги жильцы должны вносить напрямую в управляющую компанию. В Ставрополе же - опять-таки волевым решением мэра - в эту нехитрую цепочку расчетов введен абсолютно ненужный «посредник». Это ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» - структура, созданная в качестве МУП еще в начале 90-х, а Дмитрием Кузьминым переданная в частные руки, и ныне исправно взимающая со всех домохозяев Ставрополя дополнительную плату за свои посреднические услуги (в нарушение закона «О защите прав потребителей»).
В-третьих, правительством РФ установлен жесткий лимит: общая площадь домов, отданных для обслуживания любой управляющей компании, не должна превышать 100 тысяч «квадратов». Введен этот норматив для того, чтобы стимулировать конкуренцию на рынке коммунальных услуг и упредить его монополизацию все теми же «карманными» компаниями. Практически в каждом из 14 ставропольских экс-ЖЭУ данный лимит существенно превышен - то есть инициативных бизнесменов попросту «отжали» от денежных потоков.
Вот прошлогодний эпизод. Жильцы нескольких домов в Ленинском районе Ставрополя, недовольные качеством работы «своего» ЖЭУ (понятно, преобразованного мэрией в управляющую компанию) на общем собрании выбрали себе другого «управдома» - частную фирму. Однако работники ЖЭУ отказались передавать «частникам» техническую документацию на здание, без которой невозможно было начать работу по обслуживанию дома. Жильцы обратились в краевое управление Федеральной антимонопольной службы - и только после ее вмешательства вся необходимая документация была передана новому «управдому». А сколько еще несчастных жителей боятся подать голос против всесильных городских чиновников и покорно платят по их монопольно завышенным тарифам?! Так, экс-МУПы абсолютно бесконтрольно установили для домов Промышленного района в 2007 году стоимость обслуживания одного «квадрата» жилой площади в 7,19 и 8,8 рублей (в зависимости от этажности здания).
С обычной панельной многоэтажки управляющая компания имеет в год примерно полмиллиона рублей. В масштабах города получается астрономическая сумма. Куда эти средства расходуются? По итогам каждого месяца «управдом» обязан отчитываться перед жильцами дома о выполненных работах. И снова абсолютная бесконтрольность. Процитируем типичный «Акт выполненных работ» за декабрь 2007 года, предоставленный одной из управляющих компаний (бывшей МУП ЖЭУ) жильцам многоэтажного дома в Юго-Западном районе Ставрополя.
«Очистка тротуаров, скверов, мемориалов: вручную» и «Уборка газонов от случайного мусора» сообща потянули на 103 тысячи рублей. По сути, это обычная работа пары дворников, которые обслуживают не один даже, а несколько соседних домов. Интересно было бы узнать, какой процент от таких астрономических сумм, ежемесячно собираемых с жильцов этих домов, действительно идет на зарплату дворникам.
«Окрашивание скамеек: за два раза» стоит, оказывается, почти 21 тысячу рублей (скамеек во дворике две). То ли краску используют поистине золотую, то ли маляры потребовали оклад, как у директора крупной компании.
А вот «Ремонт отдельными местами рулонного покрытия с промазкой битумными составами» (попросту на крыше заменили толь) потянул почти на 200 тысяч рублей. Крыши-то латают с завидной регулярностью, но при этом житель любой многоэтажки Ставрополя с горечью припомнит, как после обильных дождей или мартовского таяния снега подъезды залиты до подвала.
Причем, еще раз напомним: все эти деньги «текут» в управляющие компании безо всяких договоров с жильцами. Продолжая покорно платить по этим фантастическим счетам, жильцы кормят несметную ораву не только новоявленных «коммерсантов» из управляющих компаний и Городского расчетного центра, но также и чиновников мэрии, под «крышей» которых вся эта система исправно работает.
Минувшим летом Генпрокуратура РФ обратилась к прокурорам регионов с требованием «усилить надзор за соблюдением жилищного законодательства при управлении многоквартирными домами». Например, у наших соседей, в Ростове, областная прокуратура среагировала оперативно: была проведена комплексная проверка управляющих компаний. Были выявлены аналогичные нарушения - «мажордомы» зачастую собирали с жильцов деньги без заключения письменных договоров. Внесли представления, нарушения устранили.
Прокуратура Ставропольского края тоже отреагировала: потребовала от мэра Кузьмина отменить его незаконное распоряжение №12-Р. В июне прошлого года глава города отменил эту бумагу, но вовсе не по протесту прокуратуры, а «в связи с выбором собственниками помещений способов управления». Якобы, все жители города «добровольно» выбрали в качестве управляющих компаний бывшие ЖЭУ - по сути, ранее им же силком навязанные. А уже в июле в газете «Ставропольская правда» была опубликована официальная информация комитета городского хозяйства: в краевом центре не выбрали способ управления более 1,5 тысяч домов. Выходит, Кузьмин попросту обманул прокуратуру - а она этот обман «проглотила»!
Как бы то ни было, «карманные» управляющие компании продолжают незаконно обслуживать многоквартирные дома Ставрополя и обдирать людей, словно липки. Как мы уже указывали, до 1 мая мэрия должна выбрать «управдомов» в те самые 1,5 тысячи домов, пока не определившиеся с формой управления. Почти наверняка, требуемые законом конкурсы будут проведены на безальтернативной основе - и в итоге жителям навяжут все те же убогие бывшие ЖЭУ. Только на сей раз эти манипуляции будут проведены формально в рамках закона, а потому опротестовать их крайне сложно.

Иван ДОЛЖИКОВ,
председатель правления городского движения
«Протестный комитет №1»,
Дмитрий ЛОГВИН,
председатель краевого Союза защиты прав
потребителей и  налогоплательщиков

Отстоим права!

 

«Протестный комитет №1» и краевой Союз защиты прав потребителей намерены обратиться с судебными исками к мэрии Ставрополя, управляющим компаниям и Городскому расчетному центру и требовать возврата незаконно полученных с населения денег.
Мы обращаемся к председателям домовых советов и жильцам многоквартирных домов с просьбой предоставить нам данные по расчетам с управляющими компаниями для оформления исков. Подробную информацию можно получить в наших общественных приемных по адресам:

ул. 50 лет ВЛКСМ, №55/1 – в пятницу с 17 до 19 часов;
ул. Булкина, 8, третий этаж – в воскресение с 12 до 14 часов.
Телефон для справок: (8652) 56-53-71

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях