Поиск на сайте

В посёлке энергетиков художники из разных стран расписывают стены многоэтажек 

Здорово! Молодцы! 

В поселке Солнечнодольске сегодня проживает 13 тысяч жителей. Это панельные пяти- и девятиэтажки, давно не видавшие капитального ремонта, изношенные теплосети и канализация, плохонькие дороги. Таких поселков по стране тысячи.  

Но в последнее время поселковая администрация стала участвовать в различных программах по благоустройству населенных пунктов с государственным софинансированием. Удалось отреставрировать Дом культуры, разбить новые скверы, отремонтировать дороги и тротуары.  

А в прошлом году жители поселка приняли участие в голосовании за право стать площадкой для фестиваля уличного искусства «Культурный код», в рамках которого художники из разных стран должны были расписать фасады домов граффити.  

Жители поселка были так активны, что организаторы фестиваля выбрали Солнечнодольск. Но из-за пандемии пришлось отложить мероприятие. И только этой осенью удалось начать задуманное. 

ВСЕ ФЛАГИ – В ГОСТИ 

Всего в Солнечнодольск приехали 38 мастеров уличной живописи из России, Европы и Америки. Поначалу предполагалось расписать 35 домов, но потом в качестве подарка солнечнодольцам решили добавить еще пять фасадов. 

Приехав в Солнечнодольск, решил прогуляться по улочкам. На одном из торцов здания на переднем плане вижу: мужик в шапке-ушанке, разговаривающий по сотовому телефону, не смартфону, а кнопочному. А за ним машины, машины… с правыми рулями. 

Около люльки, какими обычно пользуются штукатуры и маляры на стройках, парень в курте, запачканной краской. Это автор данного мурала, именно так правильно называются картины на зданиях. Дмитрий Лучинин приехал на Ставрополье из Владивостока. Он профессиональный художник. Занимается не только граффити, но и классической живописью на холсте.  

Во Владивостоке он расписывал фасады больших зданий и особняков. Некоторые состоятельные люди хотят, чтоб у них во дворе было красиво, и заказывают муралы. А в Солнечнодольск Дмитрий приехал по приглашению президента фонда поддержки и развития современного искусства Дмитрия Левочкина, который увидел его работы в Инстаграме. 

На стене - сюжет из 90-х. Владивостокский порт, в который пришло очередное судно с подержанными японскими машинами. Этим бизнесом в Приморье занимались тогда многие. Вот и этот парень с телефоном – один из тех первопроходцев русского капитализма. 

Пишутся картины на стенах водорастворимыми акриловыми красками. Баллончики Дмитрий использует редко, так как его сюжеты достаточно реалистичны. Аэрозоли лучше подходят к абстрактным сюжетам. Он же работает больше валиком и кистями. Такая картина может продержаться на стене дома пять лет и более. 

Живут художники на одной из баз отдыха на водохранилище, все расходы оплачиваются организаторами фестиваля. Здесь во время совместных трапез, конечно же, беседуют об искусстве, обсуждают работы друг друга.  

О политике не говорят, она не сплачивает, а разъединяет людей. А вот экскурсия в Новотроицкую к Сергею Брежневу в его музеи русского самовара и виноделия понравилась, особенно иностранцам. 

Где б они еще попили чая из настоящего старинного самовара? Да и дегустация домашнего вина в уютном погребке тоже способствовала сближению. 

У КАЖДОГО СВОЙ СТИЛЬ 

Пожелав Дмитрию удачи, отправился дальше осматривать солнечнодольские росписи. По дороге спросил нескольких жителей об их отношении к этой затее. Те, с кем удалось поговорить, настроены доброжелательно. 

Конечно, здорово, что безликие серые «панельки» стали радовать глаз. Как-то и жить веселее! Хотя, говорят, есть и такие, кто брюзжит. Мол, нарисовали на трех торцах каких-то негров в хиджабах. Нам это зачем, не наше это? 

- Не вижу в этом ничего плохого. Это какие-то абстрактные образы, больше на странников похожие. Я в Солнечнодольске сорок лет живу. Люблю свой поселок. И должен сказать, что в последнее время он стал лучше. Дороги ремонтируют, тротуары. Скверики новые появились, в которых приятно отдохнуть. Когда такое было? И с работой стало лучше. ГРЭС, правда, хиреет, но появились другие предприятия: тепличный комплекс, ферма по выращиванию индейки, завод по калибровке семян. И этот фестиваль тоже хорошее дело. Что мы все ноем да ноем? – говорит Анатолий Есаулков. 

Вместе с моим провожатым заходим во дворы поселка, которых я бы сам и не нашел. Видим на двух рядом стоящих фасадах какую-то черно-белую футуристическую картину. Не понятно, но притягивает глаз. Хочется пофантазировать, глядя на замысловатые черно-белые извивы. Как раз неподалеку видим группу людей. Оказалось, что здесь и авторы этого мурала, и организаторы фестиваля. 

Йелмер Нордеман и Кун Хармсма приехали из Нидерландов. Они много лет работают в тандеме. У себя дома в Роттердаме каждый пишет и классические картины на холстах. А вот в настенной живописи, где требуется много физического труда, лучше работать вместе. 

Художники ездят по всему миру, расписывали здания в США, Бразилии. В России впервые. Им здесь нравится. Люди часто подходят, интересуются их работой, открыты, доброжелательны. Сюжет их картины в двух словах не объяснишь. Это фантазии на тему зарождения жизни на Земле. 

- У каждого свое видение искусства, в зависимости от уровня образования, воспитания, жизненных обстоятельств, национальной принадлежности. Все это можно определить как культурный код.  

Вот потому я и назвал так задуманный мною фестиваль - «Культурный код», - говорит президент поддержки и развития современного искусства Дмитрий Левочкин, - нашу идею поддержал фонд президентских грантов «Россия – страна возможностей», региональные власти, коммерческие структуры.  

Около каждого мурала поставим таблички с именами авторов, где будет изложена их концепция того, что изображено на картине. Читай, смотри, сопоставляй свое видение и автора. Свой и его культурный код.  

А для Солнечнодольска это может стать этапом в его развитии как одного из островков регионального туризма, куда можно приехать не только отдохнуть на берегу водоема, но и получить эстетическое удовольствие. 

Сергей ИВАЩЕНКО 
п. Солнечнодольск  
 
 
 
 
 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях