Поиск на сайте

 

Результаты прокурорской проверки лишь двух структурных подразделений мэрии краевого центра – управления архитектуры и градостроительного комитета – продемонстрировали со всей очевидностью: правовой нигилизм, как ржа, разъел городское чиновничество
 

 

Три месяца прошло с тех пор, как президент Дмитрий Медведев подписал Национальный план по противодействию коррупции. Важно, что глава государства борьбу с коррупцией замкнул лично на себя, по сути подписавшись главным ответственным за ее результаты. По мнению экспертов, в основе коррупции лежит несколько причин: несовершенство законов, правовая безграмотность населения, традиция, а точнее, психология общества, привыкшего мириться с коррупцией как с явлением. Еще одна причина - это отсутствие ответственности на всех уровнях власти. Но для того, чтобы эту систему разрушить, ее необходимо методично, шаг за шагом, раскачивать, выбить саму почву из-под ног коррупционеров.
В числе первых президентский задел поддержала Генпрокуратура РФ, издав в октябре приказ о совершенствовании надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Один из пунктов документа звучит так: активизация работы по выявлению и пресечению злоупотреблений государственных и муниципальных служащих.
 
Родные человечки

На днях Ленинская прокуратора Ставрополя закончила проверку деятельности управления архитектуры и комитета градостроительства администрации города, а именно: соблюдение ими федерального закона о муниципальной службе.
Закон, в частности, предусматривает, что при поступлении на службу, а далее раз в год, муниципальные чиновники обязаны представлять работодателю данные о доходах и имуществе. Кроме того, об этом четко сказано в постановлении губернатора от 7 августа 2007 года, которое для мэрии, надо понимать, секрета не представляет.
Так вот, выяснилось, что из 21 сотрудника управления архитектуры сведения о полученных в прошлом году доходах представили менее половины. Четверо чиновников комитета градостроительства указали в анкетах ложные данные. Многие сведения о доходах и имуществе заполняли в «конспективной» форме, скрыв наличие собственного авто или дачки за городом, «забывали» указать дату приобретения имущества и даже расписаться при заполнении анкеты.
При этом трое высокопоставленных работников градостроительного комитета лично заправляют своими «свечными заводиками» (согласно закону о муниципальной службе чиновникам запрещается работать в коммерческих организациях).
Проверкой установлено, что на работу зачастую принимались люди, не соответствующие квалификационным требованиям к образованию и стажу муниципальной службы, установленным краевым законом от 24 декабря 2007 года «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае».
Квалификационные требования к уровню профобразования, стажу службы или работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам прописаны также в постановлении главы Ставрополя от 29 января этого года. То есть в документе, совсем еще тепленьком, «не затертом» бюрократическим разгильдяйством и готовым к немедленному претворению в жизнь. Свежо предание, как говорится...
Так, для высшей, главной, ведущей и старшей групп муниципальных должностей обязательным является наличие высшего профессионального образования. Тем не менее этот законодательный фильтр на профнепригодность не помешал «своим» людям просочиться в управление архитектуры и комитет градостроительства. Например, ведущему специалисту отдела генерального плана и мониторинга городской застройки О. Расходовой, супруге главного архитектора Ставрополя.
Кроме того, закон предусматривает: родственники не могут работать вместе, если они связаны непосредственной подчиненностью или подконтрольностью друг другу. Четы Расходовых это требование, видимо, не касается.
Ряд ведущих специалистов управления архитектуры, в числе которых оказалась и бухгалтер Н. Маркатун, дочь бывшего главного архитектора города, занимают должности, отнесенные законом лишь к старшей группе, менее оплачиваемой и престижной. Но даже в старшей группе числятся они незаконно, поскольку не имеют положенного трехлетнего стажа работы по специальности.
Незаконно повышенных до главного и ведущего специалистов полно и в комитете градостроительства - около десятка. А ведь делами, судя по названию должностей, чиновники ведают не пустячными: капстроительством, муниципальными заказами, инвестициями, подготовкой и выдачей документов, обеспечением градостроительной деятельности...
Охотно допускаю, что все они, устроившиеся по блату или просто по недомыслию работодателя, люди положительные и работу свою исполняют исправно. Вопрос в другом: кто и по какому праву пристроил их на ответственные должности?
В целом в нарушителях оказались 15 сотрудников управления архитектуры и 46 комитета градостроительства, то есть более 75 и 90 процентов соответственно. Все они, согласно закону, не имеют права занимать свои должности.
Трудно даже вообразить, что почти поголовно сотрудники двух ведущих подразделений мэрии в своих креслах сидят незаконно. Незаконно штампуют разрешения и справки (не берем в расчет саму правовую суть документов, которые нередко тоже полны подтасовок и фальши), получают за это зарплату и льготы - за счет тех, кто приходит к ним на поклон: рядовых налогоплательщиков.
 
Алло, «горячая линия»?
Много интересного прокуратура обнаружила, проверив, как проводился конкурс на замещение должности главного архитектора Ставрополя. Выяснилось, что нарушены не только положения местных нормативных актов, но и федеральный закон от 17 ноября 1995 года об архитектурной деятельности. Документов, хотя бы намеком проливающих свет на законное соблюдение конкурсной процедуры, обнаружить в управлении не удалось.
Так, оригиналы заявлений участников конкурса отсутствуют вовсе, вопрос о допуске кандидатов на соискание должности комиссия не рассматривала, зато ко второму этапу конкурса, как ни в чем не бывало допустила людей, не собравших положенных для этого документов. Можно, конечно, смеяться, но в протоколе итогового заседания конкурсной комиссии ни слова не сказано о том, кому все-таки отдано предпочтение, хотя все голосовали «за».
Впрочем, результат известен: победителем признан Юрий Расходов, с которым «по итогам конкурса» 9 июля этого года и был подписан трудовой договор.
При заключении договора главный архитектор города, как и большинство его сотрудников, не указал сведения о доходах и имуществе. Неужели не знал? Не читал закон о муниципальной службе?
По результатам проверки прокуратура района внесла в администрацию Ставрополя представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
Прокуратура потребовала решить вопрос о привлечении к ответственности не только указанных в представлении чиновников, но и тех, кто создавал благодатную почву для обильных коррупционных проявлений.
Как показала прокурорская проверка, в мэрии обосновалось полным-полно людей, полагающих, что законы писаны не для них.
Теперь у главного чиновника города Николая Пальцева явно прибавится хлопот по наведению порядка - реальных, не обремененных безрезультатными пиар-проектами, вроде нашумевшей «горячей антикоррупционной линии», не выявившей ни одного мздоимца после тысяч звонков наивных горожан.
Но если сотрудники только двух структурных подразделений администрации едва ли не поголовно должны быть оштрафованы или уволены, ждать обещанного «отцами» города порядка придется долго. 
 
Круговая порука
В регионе сложилась управленческая система, при которой власть принадлежит узкому социальному слою правящих элит, а кадры подбираются по принципу родства или личной преданности.
Номенклатура практикует полную бесконтрольность и закрытость при принятии решений, попытки ротации руководящих кадров порочный круг разорвать не в состоянии. Но зато как местные элиты правдоподобно клянутся в любви к России и верности президенту!
В цивилизованных странах для предъявления обвинения чиновнику достаточно выявить даже мнимое несоответствие его официальных доходов и реальных трат. Ныне действующий в России закон об оперативно-разыскной деятельности не позволяет привлекать к ответственности чиновника на основании его трат, явно несоразмерных с зарплатой.
Но поскольку национальный план противодействия коррупции предусматривает совершенствование законодательства, появление такого документа, позволяющего проверять происхождение имущества чиновников, ожидать можно уже в ближайшем будущем.
Такую проверку чиновник должен проходить и при поступлении на работу, и продвигаясь по служебной лестнице, ведь до тех пор, пока служащий не будет отчитываться о своих реальных доходах, борьба с коррупцией невозможна в принципе.

Олег ПАРФЕНОВ

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях