Поиск на сайте

Высокие цены на продовольствие в нашей стране диктуют гигантские агрохолдинги. Цель – миллиардные прибыли для избранных. Итог – недоступная еда для большинства… 

Офшорная компания «Продимекс» – олицетворение бандитствующего рейдерства уже год ведет войну с колхозниками сельхозпредприятия «Россия»… 
Финал этого противостояния определит судьбу всей большой России, ее продовольственной безопасности и благосостояния населения. 

 

НАРОД И ВЛАСТЬ

ФАС уполномочен заявить 

Весной 2021 года, когда индекс потребительских цен вырос на 5,8%, министр экономического развития сказал, что инфляция находится на максимуме. В мае власти отмечали, что инфляция «вышла на плато» и будет снижаться до прогнозных 4,3%. В июле – что замедление роста цен уже началось. В итоге годовая инфляция 2021 года составила 8,4% (максимум с 2016 года). 

Нельзя сказать, что такая ситуация власти не обеспокоила. 

В тот же день, когда Росстат сообщил об очередном инфляционном рекорде, крупнейшие ритейлеры направили в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) предложение о введении добровольных лимитов торговой «наценки» на товары, составляющие основу потребительской корзины бедных. 

Максимальная наценка на борщевой набор овощей, макароны, хлеб и гречневую крупу составит 10%, говорилось в сообщении Х5 Group. Ограничение будет действовать в течение 2022 года. 

Овощи за год сильно прибавили в цене – морковь подорожала на 32,7%, лук – на 16,1%; картофель – на 57,3%, а капуста – на 139,1%. 

С мясом борщ будет дороже – за год свинина подорожала на 15,7%, говядина – на 14,9%, курятина – на 26,8%. 

Впрочем, можно варить вермишель (за год она подорожала на 15%) и гречневую кашу (плюс 27,5%). Хлеб с прошлого января подорожал на 10,7%. 

«Магнит» пообещал ограничить наценку примерно на 200 товарных позиций. Это та же вермишель, овощи для борща, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневая крупа (за 2021 год масло стало дороже на 13,3%, молоко – на 10,9%). 

ФАС заявила, что продавцы действуют по ее указанию. «ФАС рекомендовала крупнейшим торговым сетям ограничить наценки на отдельные позиции внутри каждой из категорий таких товаров и обеспечить их наличие в торговых объектах в достаточном объеме», – говорилось в релизе ведомства. 

Еда на вес золота 

В новейшем исследовании «О причинах роста потребительских цен на продовольствие в России на фоне стремительного роста мировых цен» ученые из Уральского государственного экономического университета подробно разбирают эти причины. 

Например, исследователи опровергают миф о том, что рост цен на продукты в РФ обусловлен исключительно внешними факторами. 

Если сравнивать темп роста российских потребительских цен на еду с января 2020 г. по февраль 2021 г. со странами ЕС (на основе данных Росстата), то оказывается, что в России цены растут быстрее, чем в странах Евросоюза. 

Так, российский индекс цен на продукты питания вырос за год на 8,2%, а аналогичный европейский показатель – на 1,1%. 

Кроме того, пишут авторы исследования, цены на российском рынке на мясо птицы, сахар, чай значительно выше мировых. Например, по мясу птицы в 2 раза, по сахару в 1,6 раза. По свинине, рыбе, молоку, пшенице цены на российском (внешнем) рынке практически соответствуют ценам на мировых рынках. А вот по таким видам продукции, как говядина, сливочное и подсолнечное масло, российские цены значительно ниже мировых цен. 


Между тем

В 2021 году в России исчезли почти 200 тысяч ИП и фермерских хозяйств. В стране зафиксирован сильнейший за последние восемь лет отток из рядов индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерских хозяйств.


Однако тут есть нюансы. Если учитывать разную покупательную способность валют в разных странах, то оказывается, что российские потребительские цены на продовольствие значительно выше потребительских цен в США, Германии, Китае практически по всем видам продуктов питания. 

Так, в США потребительские цены ниже, чем в России, например, по молоку почти в 3 раза, говядине и яйцам в 1,8 раза, куриному филе на 1/3 и только на картофель и яблоки в США цены выше российских. 

В Германии все цены на продукты питания значительно ниже российских. Аналогичная картина по ценам на продовольствие в Китае, за исключением цены на молоко. 

Поэтому происходящий в настоящее время рост розничных цен в России более чувствителен для отечественных потребителей и в большей мере влияет на уровень благосостояния россиян, в сравнении с другими странами, делают вывод экономисты. 

Бенефициары инфляции 

Но кто же устанавливает эти высокие цены? 

Тот, кто контролирует российский рынок продовольствия. Авторами исследования отмечается, что более 50% от общей выручки всех сельскохозяйственных организаций приходится на агрохолдинги. Доля агрохолдингов в производстве мяса птицы – 61,5%, свинины – 59,3%, сахарной свеклы – 59,4%. 

Монополизм на агропродовольственном рынке России по продуктам питания, производимых агрохолдингами, приводит к значительному росту потребительских цен на такую продукцию, пишут ученые. 

За последние 10 лет доля агрохолдингов в общей выручке сельхозпроизводителей выросла в 2 раза, в прибыли – в 3 раза. Агрохолдинги контролируют 41,3 млн га сельхозугодий. Это треть общей площади всех сельскохозяйственных угодий. 

Лидер в рейтинге крупнейших агрохолдингов-латифундистов России в 2020 г. был АПХ «Мираторг», крупнейший российский производитель мяса. На второй позиции – ГК «Продимекс», основной производитель российского сахара. Тройку лидеров Топ‑10 замыкает АО «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева. 

Агрохолдинги действуют в симбиозе с крупными ритейлерами. В общем объеме розничной продуктовой торговли по РФ доля оборота торговли пищевыми продуктами торговых сетей в 2020 г. составила 44%. 

Объем продаж десяти крупнейших сетевых продовольственных ритейлеров превышает 5 трлн руб. Это более трети от общего оборота розничной торговли продтоварами по России. 

Что помогло российским агрохолдингам стать монополистами? Государственная помощь плюс продовольственное эмбарго (отказ от ввоза товаров из-за рубежа). 

В исследовании «Нетарифное регулирование импорта продукции и продовольственная безопасность России» говорится, что эмбарго действительно способствовало усилению продовольственной независимости РФ, но по единственному виду продовольствия – мясу. 

Что же касается зерна, рыбы, картофеля, сахара, растительного масла, то пороговый уровень продовольственной независимости по этим видам продовольствия был обеспечен еще до 2014-го. 

А вот по другим видам (молоко, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, пищевая соль) он не был достигнут. Более того, самообеспеченность практически не изменилась. 

Зато введение продовольственного эмбарго привело к усилению монополизации рынка, росту цен, снижению качества и ассортимента продуктов питания. 

Рынок без конкуренции 

Эмбарго могло бы дать позитивный эффект, если бы отечественный рынок не был монополизирован крупными агрохолдингами и крупными торговыми сетями, делают вывод экономисты. 

Но именно поэтому не даст эффекта и идея о введении в РФ специальных продовольственных карточек, как аналога американских «фудстемпов», на которые можно купить только еду. В США эти «карточки» решают две задачи.  

Смотри, говорят власти человеку, чтобы ты не экономил на еде, мы тебе даем «талоны», и тогда у тебя останется больше «живых денег», которые ты потратишь на что-то другое. Тут и социальная поддержка, и поддержка экономики в целом, а не только продовольственного рынка. 

Эта схема «работает» только в том случае, когда у вас высококонкурентный рынок продовольствия – много производителей, много продуктов. 

В России такого рынка нет. В этих условиях раздача «продуктовых денег» не создаст для хозяев агробизнеса никакой мотивации к увеличению производства – просто поднимут цены, и все, кто карточек не получит, заплатят немного больше. 

Так что можно сказать, что задача «обеспечить доступность продуктов питания» на самом деле властями не ставится. 

Ставится – и выполняется другая задача, которую, кстати, так и не мог решить СССР – обеспечить ядерный электорат власти продовольственным пайком – достаточным, чтобы люди ни в коем случае не испытывали голода, но и не имели лишней копейки ни на что, кроме удовлетворения самых базовых потребностей. 

Было дело, российские компании зарабатывали на росте доходов людей, теперь они научились зарабатывать на падении доходов. Инфляция быстро роет траншею между «двумя экономиками РФ» – в одной экономике люди считают деньги перед полками супермаркетов – в другой экономике они могут позволить себе всё. 

Никакой мотивации к «снижению цен» или «увеличению производства» у агрокорпораций в этой ситуации нет – богатые на рост цен не обращают внимания, бедных никто не спрашивает. 

Дмитрий ПРОКОФЬЕВ

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях