Поиск на сайте

Даже правительство и Госдума активизировались в преддверии большого передела на Кавминводах 

Опасные планы

2020 год начался с очередной попытки федеральных политиков пересмотреть законодательство о курортах. 

Речь идет о пакете поправок к нескольким законам (включая Земельный и Градостроительный кодексы, законы «О природных лечебных ресурсах», «Об экологической экспертизе» и «Об охране окружающей среды»), которые правительство сейчас готовит ко второму чтению в парламенте. 

История этого документа тянется еще с 2014 года, когда правительство России внесло его на рассмотрение в Госдуму. 

Причем произошло это одновременно с тем, как Минкавказ направил в аппарат правительства свой законопроект «О курортном регионе Кавминвод». 

Значит, оба закона должны были работать в связке. Или, если хотите, в спайке. Ведь в первоначальном варианте закона о Кавминводах речь шла о том, что полномочия по управлению регионом получает коммерческий орган – на это претендовала госкомпания «Корпорация развития Северного Кавказа». 

Эта норма, сколь бы фантастической ни казалась (впервые, пожалуй, в новейшей истории России государственные полномочия должен был получить «частник»), вполне коррелировала с теми изменениями, которые правительство намеревалось внести в Земельный и Градостроительный кодексы. 

Речь шла, фактически, о ликвидации особо охраняемого статуса курортов. Да и вообще о лишении «курортного» статуса ряда местностей, в частности, Краснодарского края (Сочи, Анапа, Геленджик), Белокурихи в Алтайском крае, Крыма... 

Причем, что особенно важно, законопроект (который затрагивал миллионы граждан!) даже не выносился на «нулевые чтения». И это вопреки воле президента, который настаивал на широком привлечении граждан к обсуждению социально важных инициатив правительства. 

Несмотря на всё это, Госдума приняла законопроект в первом чтении. Причем не пикнул ни один из ставропольских или краснодарских депутатов. Хорошо хоть, у правительственных чиновников хватило ума притормозить документ перед вторым чтением. И не просто притормозить,  фактически упрятать в долгий ящик: подготовку ко второму чтению в Госдуме начали лишь в 2018 году. 

Правда, скандальный документ полностью перерабатывать не стали, а лишь «косметически» подправили. 

По инстанциям он проходил тихонько, чтобы не вызывать лишнего шума. Пока в конце прошлого года «черный шар» депутатам не выкатила Общественная палата РФ, которая направила на имя спикеры Госдумы Вячеслава Володина  разгромный отзыв на законопроект. 

И вот теперь остается открытым вопрос: прислушаются ли депутаты (которые доселе  не имели собственного мнения, голосуя, как чиновный «барин» прикажет) к мнению Общественной палаты РФ и готовы ли будут развернуть вспять антинародный законопроект, грозящий уничтожением всероссийским здравницам?! 

«Законопроект представляет серьёзную угрозу» 

Экспертный анализ

Вот лишь некоторые положения нового законопроекта, которые вызвали жёсткую и справедливую критику Общественной палаты РФ. Ниже – цитаты из официального отзыва, направленного в Госдуму РФ (имеется в распоряжении «Открытой»)  

1. Единственным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления лечебно-оздоровительными местностями и курортами предлагается определить Министерство здравоохранения РФ… 

Данному министерству необходимо выполнять целый ряд несвойственных ему полномочий: к примеру, законопроектом предусмотрено возложение на Минздрав принятие решений по установлению и изменению округов охраны. 

Реализация данных полномочий возможна, исходя из геологических особенностей месторождения природных лечебных ресурсов, залегания водоносных горизонтов, а это возможно осуществить специалистами только в области природных ресурсов, но никак не здравоохранения. 

Следовательно, назрела необходимость того, что ряд функций должно осуществлять также Министерство природных ресурсов и экологии РФ. 

2. В доработанном варианте законопроекта содержатся положения о передаче некоторых важнейших полномочий на более низкий уровень

Установление и изменение границ округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения осуществляется правительством РФ. Законопроект же предусматривает наделение указанными полномочиями Минздрава РФ.  И в этих нововведениях усматривается не что иное, как стремление упростить существующий порядок установления и изменения границ округов охраны. 

3. Невозможно согласиться с отсутствием в законопроекте положений об установлении на местности границ лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 

Владельцы земельных участков могут и не знать, в какую зону округа охраны курортов попадает их участок, а значит, и какие ограничения в использовании участка это влечет. 

Для органов же местного самоуправления (чья деятельность имеет печальные факты бесконтрольного распоряжения землями курортов) – это будет определенного рода психологическим ограничителем. 

4. Законопроект содержит нормы, дающие возможность признания территории лечебно-оздоровительной местности или курорта утратившими статус, а также прекращения существования округов охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 

Это означает, что авторами законопроекта, по сути, предопределяется будущее курортов, успешно выполняющих на протяжении нескольких веков роль всероссийской здравницы!  

Подобный подход нивелирует саму идею существования природных лечебных ресурсов и необходимость их особой охраны как основы деятельности курортов. 

История нашего государства не знает ни одного примера, когда курорты (признанные в таковом качестве как в Российской империи, так и в СССР), а также установленные в пределах округа горно-санитарной охраны, упразднялись бы. 

Само упоминание о вероятности прекращения существования курортов представляется крайне опасным. Не говоря уже об открывающихся в связи с этим возможностях для злоупотреблений со стороны должностных лиц! 

5. Наблюдается попытка ослабления правового режима охраны всех трех зон округов охраны курортов. Это абсолютно не отвечает интересам сохранения природных лечебных ресурсов и охраны окружающей среды на курортах! 

Отсутствие регламентированных на законодательном уровне четких критериев, позволяющих отнести ту или иную хозяйственную деятельность к запрещенной в первой зоне округа охраны курортов, предоставляет возможность произвольного толкования таких положений. 

Аналогичная проблема возникает и с режимом второй зоны округа охраны курортов. В новой редакции законопроекта категоричные запреты вообще отсутствуют, что по сути допускает возможность строительства во второй зоне многоэтажных жилых домов, торговых центров и других подобных зданий, не имеющих никакого отношения к сфере санаторно-курортного лечения. 

Вместе с тем, эта деятельность однозначно приведет к увеличению антропогенной и техногенной нагрузки на курорт и, как следствие, к самым неблагоприятным экологическим последствиям вплоть до истощения источников минеральных вод. 

6. Законопроект предусматривает возможность строительства объектов жилого назначения (причем не только индивидуальных жилых домов, но и многоэтажных многоквартирных домов) во второй и третьей зонах округа охраны курорта без проведения государственной экологической экспертизы. 

Исходя из необходимости сохранения природных лечебных ресурсов как основы существования курортов, возведение подобного рода строений недопустимо! 

Кроме того, недопустимо само использование формулировки «может осуществляться», так как это является коррупционным фактором

Одним из пунктов законопроекта фактически «амнистируются» незаконные строения, возведенные в зонах округа охраны курорта до вступления в силу данного Федерального закона. 

С подобными предложениями категорически нельзя согласиться, поскольку данные строения в настоящее время уже представляют серьезную угрозу для экологического благополучия курортов и природных лечебных ресурсов! 

7. Наряду с исключением откровенно губительных для курортов норм рассматриваемого федерального закона считаем необходимым в обязательном порядке предусмотреть в нем следующие важнейшие положения. 

В нем должны быть статьи по организации и обеспечению надлежащего контроля за соблюдением режима округа санитарной и горно-санитарной охраны курортов (с ужесточением ответственности за нарушения указанного режима). 

8. Важно предусмотреть положение об организации и регулярном проведении государственного мониторинга состояния гидроминеральной базы курортов, состояния атмосферного воздуха и климата, а также государственного контроля за качеством минеральной воды и лечебной грязи. 

Реализация данных предложений невозможна без устранения существующей разрозненности в эксплуатации недр и в связи с этим хаотичности производственного контроля за качеством подземных минеральных вод. 

Внимание должно быть уделено созданию и эффективной деятельности системы регулярной полномасштабной государственной инвентаризации состояния санаторно-курортного комплекса курортов РФ. 

Необходимо предусмотреть нормы об обязательном проведении экологического мониторинга, а также экологической экспертизы в отношении объектов капитального строительства. 

9. Важно законодательно предусмотреть меры по ограничению въезда автотранспорта в курортные зоны с обустройством перехватывающих парковок и развитием экологически чистых видов транспорта, а также по созданию необходимой инфраструктуры.  

На уровне федерального законодательства необходимо закрепить нормы об установлении целевого назначения зданий, строений и помещений санаторно-курортных организаций (исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения) и запретить изменение такого целевого назначения. 

Владимир ЯРЫГИН

 

 

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях