Поиск на сайте

 

Вернуть Северный Кавказ в общероссийское лоно только за счёт экономики невозможно, убеждён московский политолог Эмиль Паин

 

В минувший четверг Ставропольский государственный университет посетил известный этнополитолог, доктор политических наук, директор Центра этнополитических и региональных исследований (ЦЭПРИ), лауреат премии Международного центра Вудро Вильсона по научным исследованиям (США) Эмиль Паин

 
Эксперт, круг профессиональных интересов которого составляют этнополитические процессы, со студентами и научной общественностью поделился своим пониманием явления мультикультуризм, скинутого с пьедестала после недавних беспорядков и погромов, прокатившихся по Европе.
Однако само наполнение понятия «мультикультуризм», по заверению гостя, и за рубежом, и у нас раскритиковали задолго до того, как с ним с высоких трибун разделались Ангела Меркель и Николя Саркози: выводы ученого сообщества до политиков, увы, всегда доходят с большим опозданием.
Более того, на протяжении многих лет чиновники совершенно не видели разницы между культурным многообразием и мультикультуризмом, что еще больше загоняло ситуацию в тупик.
Первое понятие подразумевает дробление культурных групп по самым разным основаниям (скажем, модернизированный малазийский ислам ничуть не похож на традиционный арабский). А поскольку миграционные процессы в приказном порядке отменить невозможно, то и культурная мозаичность неизбежна.
Иное дело - мультикультуризм, явление искусственное, хотя и возникшее из благих побуждений, но приведшее к краху ряда социальных и политических процессов.
Заключается оно в поддержке (финансовой, организационной, законодательной) властью той или иной культурной общности, а если точнее - их лидеров, определенных кланов, но никак не культур народов.
Примеров подобного перекошенного подхода полно и на Северном Кавказе, где верхушка пользуется всеми преференциями федерального центра, а остальное население, как раз являющееся носителем культуры, остается вне зоны внимания кремлевских политиков. Но народ, лишенный политического единства, не может называться нацией.
Если власть озабочена созданием общегражданской идентичности, путь мультикультуризма также бесперспективен и опасен, как ассимиляция, то есть поглощение одной, большей, культурной группой другой, меньшей.
В противном случае поднимают голову националисты, что отчетливо видно на примере Нидерландов, долгое время самой толерантной страны в мире. Возникшая там проблема исключительно рукотворная, власти сами спонсировали развал общего политического пространства.
Что можно противопоставить мультикультуризму? По мнению эксперта, только интеркультуризм, старшему поколению знакомый по понятию интернационализм, который, к слову, очень недолго, в усеченном виде неумело пытались привить на территории молодого Союза ССР, но и при этом он успел доказать свою живучесть и полезность.
Иными словами, речь идет не о поддержке той или иной культурной общности, а об их взаимодействии, на что и должны быть брошены усилия власти.
Важная деталь: любая интеркультурная инициатива, во-первых, должна исходить только снизу, а во-вторых, опираться на традиции.
В Перми, где недавно побывал эксперт, зашли не с той стороны. Там власть объявила город культурной столицей России (заправляет всем директор музея современного искусства Марат Гельман), решив таким образом окультурить местное «недоразвитое» население. Ничего толкового из этого не вышло.
Зато здорово получилось в недавно еще зачуханном, спившемся Мышкине Ярославской области, где пошли иным путем. Какой-то местный учитель задумал построить здесь музей Мыши, потом возродили народные промыслы, стали делать валенки, корзинки, матрешки.
Умный мэр идею поддержал, горожане протрезвели, увлеклись, и Мышкин превратился в туристическую Мекку. Население, потерявшее интерес к жизни, вновь обрело цель и перспективы.
Понятно, Мышкин, даже повально спившийся, не Ставрополь и тем более не Махачкала с Грозным, где общероссийская разобщенность многократно усиливается историческими, этническими и конфессиональными особенностями региона СКФО.
Найти и реализовать общую объединяющую идею для Северного Кавказа неимоверно сложно, даже при самой активной поддержке властей.
И, тем не менее, несмотря на всю сложность механизмов интеркультуризма, в них, по убеждению Паина, единственный для страны выход на пути формирования общероссийской идентичности.
Если в этом направлении полпредство в СКФО не развернет нынешнюю экономическую Стратегию развития округа, миллиарды государственных и частных рублей вылетят в трубу, так и не достигнув цели.

 

Олег ПАРФЁНОВ



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий