Поиск на сайте

Ею может стать электроэнергетика края

 

Реформа электроэнергетики все ближе и ближе подбирается к розничным рынкам. Грядут радикальные изменения в электроснабжении потребителей края – промышленных предприятий, социальных объектов и населения. Согласно идеологии реформы, снабжать электроэнергией нас теперь должны энергосбытовые организации – так называемые гарантирующие поставщики (ГП).

Для непосвященных – это коммерческие организации, которые обязаны заключать договора купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем.

Самое интересное, что ГП могут стать и организации, не обремененые основными средствами - без электрических сетей, питающих подстанций, измерительных приборов и другого необходимого для энергоснабжения оборудования. У них будут только договора купли-продажи электрической энергии, несколько компьютеров, и как правило, арендуемое помещение.

Основной вид деятельности ГП – покупка электрической энергии на оптовом или розничном рынке, продажа ее потребителям и сбор платежей за отпущенную электроэнергию. Все. Других обязанностей нет.

В середине этого года, то есть совсем скоро, должны будут проводиться первые конкурсы на получение статуса гарантирующего поставщика. Участником конкурса может быть любая коммерческая организация (в том числе из других регионов!), независимо от форм собственности, и удовлетворяющая ряду минимальных требований, определенных Правилами розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 530 от 31 сентября 2006 года.

Это означает, что ответственность за надежное и бесперебойное электроснабжение нас с вами, может быть отдано организации, не имеющей опыта работы и квалифицированных кадров, которая в любой момент, собрав деньги, может просто исчезнуть.

Как же будет проходить конкурс? Все участники конкурса, претендующие на получение статуса ГП по определенной зоне, направляют в конкурсную комиссию необходимый пакет документов. Конкурсная комиссия должна рассмотреть поданные участниками заявки и исходя из критерия минимальной заявленной сбытовой надбавки, необходимой для осуществления функций гарантирующего поставщика, определить победителей конкурса.

При этом очень велик риск победы недобросовестного претендента с необоснованно заявленными низкими затратами. Постановление и Правила не задают критериев, препятствующих участию в конкурсе и победе в нем организаций, не имеющих опыта энергосбытовой деятельности, включая работу с населением.

Если к этому добавить отсутствие клиентской базы данных по территории в границах деятельности нового гарантирующего поставщика, то миссия, возлагаемая на непрофессионального участника конкурса, становится практически невыполнимой. В общекраевом масштабе это приведет к дестабилизации отношений в сфере оборота электрической энергии.

Таким образом, отсутствие четких критериев допуска организаций к участию в конкурсе на исполнение функций ГП создает предпосылки для появления не только недобросовестных, но и неадекватно оценивающих свои возможности организаций, участвующих в конкурсе. И что самое неприятное, они имеют реальную возможность победить, предложив с «потолка» наименьшую сбытовую надбавку, не соответствующую реальному уровню затрат.

Есть уровень затрат, ниже которого не может опуститься ни одна организация, в противном случае будет иметь место необоснованный демпинг, экономически не обеспечивающий исполнение функций.

В настоящее время статус ГП (до проведения первого конкурса) присвоен ОАО «Ставропольэнергосбыт» и большинству городских энергоснабжающих предприятий края. Эти предприятия давно осуществляют функции энергоснабжения своих потребителей и зарекомендовали себя как ответственные и надежные партнеры. После проведения конкурса может возникнуть ситуация, что зоны их деятельности станут легкой добычей новоиспеченных гарантирующих поставщиков с сомнительной репутацией.

Особую опасность представляют претенденты из других регионов страны. Краевая и местные администрации просто потеряют контроль за их деятельностью и не смогут, как это делается сейчас, обеспечить энергетическую безопасностью края.

В соответствии с Правилами розничных рынков организатором конкурса является уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находятся зоны деятельности ГП. Он создает конкурсную комиссию, которая утверждает условия конкурса и определяет его результаты.

И очень важно, чтобы комиссия ответственно подошла к этому и в первую очередь защитила интересы проверенных временем действующих гарантирующих поставщиков, а значит, и нас с вами.

На прошедшем 23 мая заседании Правительства края губернатор Александр Черногоров справедливо и, главное, очень своевременно (не за горами проведение конкурсов) упрекнул министерство промышленности, транспорта и энергетики края: «Как вышло так, что буквально из под-носа министерства за шапку сухарей продано Ставропольское муниципальное предприятие «Горэлектросеть»? После приватизации, которая прошла не чисто, ситуация в отрасли только ухудшилась, а что если завтра это произойдет в других районах?»

Опасения губернатора не напрасны. Ситуация складывается так, что под вывеской проведения конкурса на статус гарантирующего поставщика произойдет передел зон обслуживания потребителей, изменится состав участников энергетического рынка. В преддверии наступления осенне-зимнего периода эти изменения приведут к анархии в энергоснабжении потребителей края.

 

Валерий ХНЫЧЕВ,

директор ОАО «Пятигорские электрические сети»

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях