Поиск на сайте

Бесконечные реформы образования в России ведутся не с того конца, считает читатель «Открытой»

 

В этом учебном году по всей стране стали внедрять новый стандарт обучения. В дальнейшем, в частности, планируется в 10-11-х классах отменить домашние задания.
Министр образования РФ Дмитрий Ливанов заявил, что идея добровольности и вариативности в выборе предметов и выполнении домашних заданий исходит из того, что в будущем мы собираемся опираться на создание индивидуальных программ обучения для каждого ученика.
Сказано интригующе и с замахом на большие перемены. Только как реализовать эти планы при запредельной ныне существующей нагрузке на учителя и откровенно слабых базовых знаниях ученика?
В общем, когда слушаешь наших чиновников, сразу вспоминаешь слова из бессмертного «Ревизора» Николая Васильевича Гоголя: «Легкость мысли необычайная…»
Кажется, что существуют два параллельных мира. Один – реальный, в котором живут обычные люди, умеющие ладить с действительностью, с ее проблемами и капризами.
А другой – выдуманный, в котором обитают чиновники с утопическими прожектами, требующими астрономических денег. Как, скажем, вам недавняя инициатива наших законодателей ввести дресс-код для учителей?..
Добавьте к этому еще и то, что количество разных учебников, по которым можно учить школьников, постоянно растет. В этом году их число, по официальным данным, перевалило за три тысячи(!), что в полтора раза больше, чем в позапрошлом. Одних учебников по истории около 80.
Может, это было бы хорошо, но кто из чиновников объяснит, как учителю ориентироваться в этом море учебной литературы?
Переход на электронные журналы должен был, по идее, облегчить работу учителя, но усложнил ее еще больше. Бедные педагоги строчат ночами бесконечные отчеты, заполняют планы, sms-дневники, sms-задания.
Планируется обязательное введение портфолио для учащихся и преподавателей, оценка знаний по среднему баллу и невесть что еще. Делается вроде что-то очень важное и нужное, а вникнешь глубже – становится ясно, что для галочки.
Не случайно, думаю, по рейтингу качества школьного образования, составленному британскими аналитиками, Россия плетется в самом хвосте списка – на 20-м месте. Вот реальный итог бесконечного реформирования нашего образования.
К слову, в пятерку «круглых отличников» вошли Южная Корея, Гонконг, Япония, Сингапур. В «хорошистах» (с показателями выше среднего) оказались Британия, Голландия, Новая Зеландия, Канада, Ирландия. В «твердые середнячки» попали США и Германия.
Отдельной темой для измученной новшествами образовательной системы является воспитание. Но дальше слов дело не идет, куда больше власть волнуют проблемы экспорта нефти, газа, леса.
Стране необходима государственная программа по воспитанию молодого поколения, тут классным часом на тему «Я патриот своего города» не отделаешься. И внедрять программу нужно с самого раннего возраста. Не зря наши родители говорили: «Воспитывать ребенка надо, пока он поперек кровати лежит. Потом будет поздно».
Чтобы поднять страну с колен, надо учебу сделать престижным делом – так, как это было раньше. Руководители молодого советского государства это отчетливо понимали. Стоило Льву Троцкому призвать молодежь «грызть гранит науки», как его слова мгновенно стали крылатыми. Многие проекты – от космических до атомных – вырастали с нуля, с чистого листа.
Престиж ученого, исследователя, инженера, конструктора, технолога в обществе был необычайно высок. А потому, что был помножен на помощь государства и поддержан массовым энтузиазмом народа, когда люди ощущали, что в той или иной области мы первые, и не позволим эту эстафету первенства перехватить американцам или англичанам.
Именно поэтому страна совершила прорыв в науке и технике после тяжелейшей войны. Первый спутник, первый человек в космосе, первый атомный ледокол…
Когда на занятиях я своим ребятам рассказываю, что первый телевизор, первый видеомагнитофон и первые наручные электронные часы связаны с именами наших соотечественников, что наши кинескопы закупали Италия и Британия, а отечественное станкостроение было лучшим в мире, мне не верят.
Настоящим шоком стало для учащихся, что во время визита Никиты Хрущева в США на отечественном Ту-114 у американцев не нашлось даже трапа для обслуживания самолета. Такие машины американцы тогда только проектировали, а мы на них уже летали.
Итак, к чему я призываю? Хватит копировать у других систему образования, надо выстраивать свою. Всего-то следует оглянуться на собственное прошлое.
Что же касается «малых» дел, давайте для начала освободим учителя от бумажной и теперь уже электронной волокиты, дадим ему возможность учить и воспитывать, а еще дадим достойную зарплату.
Власть должна понять, что учитель – это не работник сферы услуг и не наемный рабочий. Его миссия состоит в том, чтобы созидать, нести свет, знания, добро.

 

Сергей НОВИКОВ,
преподаватель истории Ставропольского
строительного техникума

Добавить комментарий



Поделитесь в соц сетях