Поиск на сайте

 

 

В Минеральных Водах создается единая авиакомпания Северного Кавказа

 

В начале июля российский премьер Владимир Путин провел в Минводах совещание по вопросам развития авиационного транспорта. Уже на следующий день министр транспорта РФ Игорь Левитин пообещал объединить авиакомпании всех регионов Северного Кавказа в единую суперкомпанию. И вот на днях министр обратился к главам субъектов Северо-Кавказ-ского федерального округа (СКФО) с конкретным предложением о создании авиакомпании в Минводах на базе ФГУП «Кавминводыавиа».

 

Не летайте самолетами «Аэрофлота»
«Кавминводыавиа» попали в болтанку беспрестанных реорганизаций три года назад. Тогда много говорили о том, что рынок авиаперевозок в России монополизирован «Аэрофлотом» (на его долю приходилось 40% внутреннего и внешнего пассажиропотока), и в Кремле задумали создать ему достойного конкурента – тоже государственную авиакомпанию. 
Впрочем, в благостные помыслы российских чиновников аналитики не очень-то и поверили. Например, Lufthansa на немецком рынке занимает более 70%, и тревогу никто не бьет. А в нашей стране под разговоры о «защите конкуренции», скорее всего, попросту решили поделить прибыльный рынок авиаперевозок. 
Поначалу на роль конкурента «Аэрофлоту» прочили корпорацию «Россия», которой планировали передать блокирующий госпакет акций авиакомпании «Сибирь» (ныне S7), а также присоединить три авиационных ФГУПа – «Оренбургские авиалинии», «Кавминводыавиа» и «Учебно-тренировочный центр» (Санкт-Петербург). Планы были  амбициозные: как минимум наполовину обновить парк самолетов и почти вдвое увеличить число маршрутов и пассажиропоток (до 10 млн. человек в год).
Бизнес-план прошел все согласования в Минтрансе России, однако так и остался на бумаге. Дело в том, что саму «Россию» (вместе с другими авиакомпаниями, на которые она имела виды) Кремль решил влить в структуру куда более мощную – госкорпорацию «Ростехнологии», контролируемую одним из хороших знакомых Путина  Сергеем Чемезовым. 
Поначалу казалось, что эта идея будет вот-вот реализована. В июле 2008-го президент Дмитрий Медведев подписал указ о передаче «Ростехнологиям» более 400 разнопрофильных компаний (половина из них относилась к категории стратегических). 
Аппетиты госкорпорации докатились и до аграрного Ставрополья. «Ростехнологиям» досталось 60% акций изобильненского завода «Атлант», производящего электроприборы для оборонки, и  38% акций корпорации «КамАЗ» (по России около ста предприятий, в том числе один из крупнейших заводов Ставрополя «Автоприцеп-КамАЗ»). 
Но самый большой ставропольский актив «Ростехнологий» – это «Кавминводыавиа».

 

Бум утопистов
В структуре госкорпорации планировалось создать больше десятка отраслевых холдингов, в том числе авиакомпанию с рабочим названием «Росавиа» (в число ее учредителей вошла даже мэрия Москвы). Для этого «Ростехнологии» получили от государства активы «Кавминводыавиа» и еще семи авиакомпаний: «России», «Сахалинских авиатрасс», «Дальавиа», Orenair («Оренбургских авиалиний»), «Сар-авиа» («Саратовских авиалиний»), «Владивостокавиа», а также альянса AirUnion («Красэйр», «Самара», «Домодедовские авиалинии»).
К 2012 году «Росавиа» намеревалась выйти на объем перевозок около 20 млн. пассажиров в год (в разы   больше, чем у «Аэрофлота»). Впрочем, независимые эксперты оценили эти планы Чемезова как несбыточные. Достаточно сказать, что из 250 самолетов, которые передали на баланс «Ростехнологий», к эксплуатации были пригодны лишь 60. 
Время для построения новой суперкомпании было выбрано крайне неудачное, ведь экономический кризис круто подкосил рынок авиаперевозок. Обанкротились вошедшие в состав «Ростехнологий» альянс AirUnion и компания «Даль-авиа»; пришлось экстренно спасать бюджетными вливаниями корпорацию «Россия»; отказалась от сотрудничества с госкорпорацией мэрия Москвы. Все это время «Росавиа» существовала лишь на бумаге, ни единого кирпичика в фундамент новой авиакомпании положено так и не было. 
И вот прошлой осенью в Кремле решили передать все авиакомпании «Ростехнологий» группе S7 (бывшая «Сибирь»). Чиновники ожидали, что частные инвесторы хорошенько вложатся в развитие госбизнеса, а потом «укрупненную» S7 целиком купят «Ростехнологии». Однако эту идею вскоре отмели как слишком затратную. 
В общем, к концу прошлого года Кремль наконец убедился в бесплодности своих попыток создать новую госкомпанию-монополиста. В феврале премьер Путин объявил о передаче всех авиационных активов «Ростехнологий»  «Аэрофлоту» (взамен госкорпорация получит четверть акций авиакомпании). В общем, за что боролись горе-реформаторы, на то и напоролись.

 

Минводы отошли
Минтранс России разработал следующую схему передачи активов от «Ростехнологий» к «Аэрофлоту». До конца 2010 года три авиационных ФГУПа (в том числе и «Кавминводы-авиа») будут акционированы и пройдут процедуру финансового оздоровления. Чтобы контролировать этот процесс, в каждом из трех госпредприятий появится по новому заместителю гендиректора, представляющему «Аэрофлот». 
Еще прошлой осенью постановлением Правительства РФ была начата процедура разделения «Кавминводы-авиа» на четыре компонента. «Ядро» компании – это собственно перевозчик, в ведении которого находятся самолеты. Международные аэропорты Ставрополя и Минвод выделятся в самостоятельные госпредприятия, которые отойдут правительству края (в перспективе их тоже приватизируют).
Наконец, взлетно-посадочные полосы обоих аэропортов останутся в федеральной собственности (в ведении Минтранса). Это обязательное условие, чтобы с будущего года они могли попасть в масштабную целевую программу «Развитие транспортной системы России».
На все преобразования Путин тогда отмерил три месяца. Однако, как водится, во-время ничего сделано не было. Только нынешним летом началось оформление передачи аэропорта «Минеральные Воды» в собственность края (документы представлены в Росавиацию в конце июня). Когда же завершится передача, остается только гадать. 
С аэропортом Ставрополя все понятнее: документы уже подписаны, и уже с 1 января 2011 года он обретет нового хозяина – правительство края.
Что будет делать «Аэрофлот» с «Кавминводыавиа» (когда на ее базе появится единый кавказский перевозчик), пока непонятно. Скорее всего, авиакомпания станет новой дочерней структурой «Аэрофлота» (сейчас у него  есть две дочерние компании: «Донавиа» в Ростове и «Норд-авиа» в Архангельске).
Как бы то ни было, новая компания очень удачно впишется в стратегию «Аэрофлота», который давно выступает за сокращение количества перевозчиков на отечественном рынке (с нынешних 50 до 10-15). Кроме того, «Аэрофлот» активно осваивает рынок международных перевозок, и новые региональные рейсы придутся ему весьма кстати. 
По мнению главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, у «Кавминводыавиа» есть опытный менеджмент, однако отсутствует четкая стратегия поведения на рынке.
Сегодня «Кавминводыавиа» занимает 23-е место в России по объему перевозок (около 550 тысяч человек за прошлый год). В сравнении с другими крупными авиакомпаниями России производственные показатели нашего ФГУПа оставляют желать лучшего.
Несмотря на общее оживление на рынке, за прошлый год пассажиропоток ФГУПа, по данным Росавиа, упал на 8,5%, а за первую половину нынешнего – на 5%. В числе компаний из топ-35 у «Кавминводыавиа» с начала года самое серьезное уменьшение полезной загрузки пассажирских кресел – почти минус 7% (свободной в рейсах остается треть мест). 
Во-первых, необходимо развивать аэропорт Минвод. Сегодня у «Аэрофлота» «опорными» для бизнеса, где осуществляется пересадка и перегрузка, являются аэропорты Москвы (Шереметьево), Калининграда (Храброво) и Ростова-на-Дону. И полпред президента в СКФО Александр Хлопонин лично ходатайствовал перед руководством «Аэрофлота» о том, чтобы создать в Минводах полноценный хаб по типу ростовского. 
Во-вторых, предстоит всерьез модернизировать маршрутную сетку. Дело в том, что Северный Кавказ – это единственный российский регион, где расстояние между аэропортами менее 100 км, и поэтому особой рентабельности от них ждать не стоит. Обеспечить прибыльность могут только «треугольные» рейсы между кавказскими аэропортами и Москвой (и другими крупными городами европейской части страны).
В-третьих, новой авиакомпании придется полностью обновить флот. Для региональных перевозок ей понадобятся уже не нынешние морально и материально устаревшие Ту-154 и Ту-204, а Sukhoi Superjet (Россия) или Embraer (Бразилия). 
В общем, для оживления нового подразделения «Аэрофлоту» понадобятся колоссальные инвестиции. Только откуда их взять?

 

Егор ВЕСЕЛОВСКИЙ,
обозреватель «Открытой»

 

Наталия26 августа 2010, 22:55

 
 
 
 

К г-ну Веселовскому. О каких 3-х аэропорт, находящихся на расстоянии менее 100 км друг от друга идет речь? Минеральные воды и Нальчик? Какой 3-й?

 



Поделитесь в соц сетях


Добавить комментарий