В Пятигорске открылась фотовыставка одного из самых известных журналистов страны Генриха Боровика
Достаточно пробежать взглядом по подписям к фото, чтобы завистливо вздохнуть: Португалия, Сомали, Мексика, Китай, США, Индонезия... А вот имена запечатленных Боровиком должны внушать уже благоговейный трепет: Эрнест Хемингуэй, Сальвадор Альенде, Фидель Кастро... И это лишь малая толика из списка величайших персон прошлого столетия, с которыми был знаком пятигорский гений.
Снимок, который открывает экспозицию (он же размещен и на рекламных афишах), называется «Время надежд». Молодежь запрудила площадь, а самый революционно настроенный парень залез на фонарный столб. Поначалу мне подумалось, что это начало 90-х, Москва, Васильевский спуск.
Оказалось, нет! Это студенческие волнения в Нью-Йорке в 1968 году, когда десятки тысяч молодых людей вышли на улицы, протестуя против войны во Вьетнаме. В те месяцы Боровик был собкором «Новостей» по Северной Америке, а по сути – летописцем очередного переломного момента в мировой истории.
На одном из редких кадров – представление так называемого партизанского театра, созданного актером Ричардом Шекнером: двое студентов разыгрывают сценку убийства американским воякой пленного вьетнамца. Такие перформансы проходили в Нью-Йорке каждый день.
Серия снимков – из Чили. 1972 год, просоветский и откровенно слабый режим Сальвадора Альенде вот-вот будет свергнут, молодежь опьянена революционным угаром. На снимке группа девушек рисует на стене граффити Vivo, revolucion!
Лозунг понятен безо всяких переводов. Девчонкам на вид лет по семнадцать. И тем жестче короткая подпись к фото: всего через полгода их расстреляют, когда к власти в стране придет хунта во главе с Пиночетом.
Был Боровик на Кипре в 1974 году во время военной операции «Атилла» – это, напомню, когда турецкие войска оккупировали половину острова. За месяц в вооруженных столкновениях погибли три тысячи человек.
Как потом признали историки, мир в очередной раз стоял на пороге третьей мировой войны.
Весь ужас происходящего Боровик мастерски передал одним кадром: греческая девочка замерла посреди улицы, вслушиваясь в далекий гром артиллерийской канонады.
Порой политика вторгалась в самые, на первый взгляд, безобидные кадры Боровика. Например, в 1961 году вместе с другим легендарным фотокором Василием Песковым он отправился в Африку по приглашению просоветского правительства Сомали. Страна едва появилась на карте планеты, и задание было государственной важности – сделать фотоальбом, который бы продемонстрировал красоты Сомали и привлек сюда туристов.
Однако снимки так и не были напечатаны, поскольку отношения СССР и Сомали стали портиться. А ныне такая страна хоть на карте и есть, но де-факто не существует, будучи раздроблена на десятки племенных союзов.
И лишь яркие снимки Боровика, на которых смуглые дети плещутся в Аденском заливе, а улыбчивые рыбаки плетут сети, напоминают о былой безмятежности.
Революционные вихри кружили весь прошлый век, забираясь порой в самые глухие уголки планеты. Многие из них – на снимках бесстрастного летописца ужасов «кровавого века» Генриха Боровика. Только тогда, полвека назад, он и помыслить не мог, сколь пророческими для его же страны окажутся почти все его фотографии.
Добавить комментарий